Итоговая работа на тему «Метод проектов как средство развития познавательной деятельности у обучающихся в начальной школе».
материал ( класс) на тему

Итоговая работа по курсам повышения квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Метод проектов как средство развития познавательной деятельности у обучающихся в начальной школе».

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ-1: с 13 по 17.04. 2015 г

ИБ-2: с 20 по 24.04. 2015 г

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила: Хомякова Ирина Валериановна,

учитель начальных классов

МБУ СОШ №74

Тольятти, 2015г.


 Оглавление

I. Введение…………………………………………………………3

1.1. Актуальность темы…………………………………………………..4

1.2. Цель и задачи ИР……………………………………………………..5

II. Основная часть                                                                                    

2.1. Сущность метода проектов……………………………………………6

2.2 Особенности организации метода проектов в начальной школе……8

III. Заключение……………………………………………………..12

IV. Список литературы…………………………………………….15


  1. Введение

Проблема познавательной активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Особый интерес педагогов вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. В статье В.В. Гузеева подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда».

Актуальность опыта обусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности:

- между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;

- между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения современных образовательных технологий, реально необходимых на современном этапе развития общества;

- между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников.  

 Пути разрешения этих противоречий состоят в  организации проектной деятельности обучающихся и создании оптимальных условий для активизации познавательного интереса обучающихся.

Новизна.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Актуальность данной проблемы в современном образовании подвела меня к выбору темы моей работы «Метод проектов как средство развития познавательной деятельности младших школьников».

Цель работы: изучить влияние метода проектов на развитие познавательной активности младшего школьника.

Задачи работы:

- проанализировать состояние проблемы развития познавательной активности младших школьников путём использования методов проектов в обучении в психолого-педагогической литературе

- определить условия повышения эффективности развития познавательной активности младших школьников посредством использования метода проектов в обучении;

- разработать условия организации технологии методов проектов в обучении младших школьников


  1. Основная часть
  1. Сущность метода проектов.

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. По мнению У. Х. Килпатрика, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончанию школы, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

В России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в начале XX века  были попытки использовать проектные методы в практике преподавания. Метод проектов в 20-30 годы привлек внимание отечественных педагогов (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев), они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Но в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

       По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.  

     В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;       – служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость; – включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; – ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности .

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

2.2.Особенности организации методов проекта в начальной школе.

Однако, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. По мнению А.Б. Воронцова,  В.М. Заславского, С.В. Егорова и др. «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности в начальной школе могут стать проектные задачи». Действительно, то, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе является либо механическим переносом метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо просто присваиванием названия «проект» обычным сообщениям и рефератам. Все же начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно - восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен  уже в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

           Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее заметным. Чтобы избежать столь печального развития событий, одним из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений  является метод проектов.

Особенности учебных проектов младших школьников:

  • Чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается.                            
  • Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
  • Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
  • Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
  • -От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. Для преодоления этих трудностей мы предлагаем рассмотреть проектное изучение темы «Лошади – наши помощники».Для осуществления этого проекта класс делится на группы по 5-6 человек. Определяются лидеры группы. Поскольку они только приступают к поисково – исследовательской работе, все группы выполняют одинаковые задания. В данном проекте для проведения поисково –исследовательской работы были подготовлены следующие задания: Когда и где жили предки лошадей?  Сколько лет человек и лошадь живут рядом?  Какие факты подтверждают ответ на второй вопрос?  Где используются человеком лошади?  Расскажите о лошадях в изобразительном искусстве?  Каких мифических лошадей вы знаете? Как используются лошади в трудовой деятельности человека? Используются ли лошади в военных целях? Лошади в медицине и спорте. Кроме того, в зависимости от затруднения учащихся, учитель может задавать наводящие вопросы. Например, седьмой вопрос можно предварять следующим наводящим вопросом: «Где ваши родители, соседи, односельчане пользуются помощью лошади?» А восьмой вопрос – следующим вопросом: «Какое использование лошади вы видели в кинофильмах, рассказывающих о войне?» Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике. По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать. После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важен направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся, желательно получая ответы от самих учащихся. Ответ коротко записать в тетрадях. Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся желательно задать дополнительное домашнее задание: расспросить у своих родителей, бабушек и дедушек, соседей или знакомых, записать интересные случаи, происшедшие с лошадьми. Может быть, учащиеся сами были свидетелями таких случаев. Тогда результатом проекта будут не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы. Наиболее способные учащиеся могут дополнить свои работы рисунками.


Заключение

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Опыт многих учителей доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

· формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

· получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

· повышению активности и самостоятельности учащихся;

· овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

· осознанию учеником ценностей совместного труда;

· повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

· развитию позитивной внутренней мотивации к познанию;

· эстетическому воспитанию;

· формированию высокой информационной и общей культуры учащихся.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:

· Сохранение учебной мотивации познавательной активности.

· Возможность развития своих творческих способностей.

· Улучшение качества успеваемости.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, и не только в начальной школе, при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

Обращение к проблеме организации проектной деятельности является в настоящее время актуальным в условиях обновления содержания образования.


Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Проектные задачи в начальной школе. Под ред. Воронцова А.Б., М., «Просвещение» 2011 г.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельностьшкольников:Пособие для учителя. –М., 2008г.

Нормативные документы

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Дополнительные источники

  1. Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
  2. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
  3. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Методическая разработка по теме: "Метод проектов как средство развития исследовательской компетенции учащихся"

Данная методическая разработка имеет большую теоретическую базу. Важно уметь отличать работу над проектом и исследованием. Представлены как долгосрочные проекты, так и краткосрочные. Результативность ...