Педагогический проект "Воспитать человека"
проект по теме

В проекте рассматриваются пути формирования основ духовно - нравственной личности школьника посредством изучения исторических и культурных традиций России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitat_cheloveka.docx116.99 КБ

Предварительный просмотр:

1.Педагогический проект по теме:                                                                                    Духовно – нравственное  воспитание младшего школьника:                                    «Воспитать человека»

2.Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №22                                                       с углубленным изучением отдельных предметов                                                  Садовнич О.А.

3. Вступление:

Теперь, когда мы научились                                                                                          Летать по воздуху, как птицы,                                                                                                Плавать под водой, как рыбы,                                                                                            Нам не хватает только одного:                                                                                Научиться жить на Земле, как Люди…    

                                                 Б.Шоу

   Научиться жить, как люди… Что мы под этим подразумеваем? Жить  мире и согласии, любить свою Родину, уважать духовные традиции многонациональной России, иметь ценностные ориентиры, которые определяют базовые национальные ценности, заложенные в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авт.: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)

4.Актуальность темы проекта.

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в состоянии экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. У молодого поколения в настоящее время утрачен  главный фактор развития личности – воспитание духа.

   Воспитание духовности стало насущным требованием времени по следующим причинам:

  • Сменились ценностные ориентиры;
  • Разрушены ценности старшего поколения;
  • Деформированы моральные нормы и нравственные установки

    Все эти факторы ведут к духовной деградации общества.

    Поэтому перед современным образованием стоит задачи духовного возрождения подрастающего поколения. «Воспитание человека, формирование свойств духовно – развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться  есть важнейшее условие успешного развития России» (Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. авт.: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)

5. Противоречия.

   На современном этапе  данном направлении существуют противоречия:

  • Между источниками сильного воздействия негативного характера (средства массовой коммуникации и информации, интернет, общественные явления) и моральными и нравственными ценностями, заложенными в основу духовно – нравственного воспитания российского школьника;
  • Между существующими представлениями о ценностях материального характера, пропагандируемых западной культурой и истинным социокультурным опытом предшествующих поколений, представленном в культурно – исторической  традиции России.

 Проблема: Как воспитать Человека в данных условиях?

 6. Гипотеза проекта.

  Воспитать в себе человека – это долгий и нелёгкий труд, каждодневная работа над собой. Предполагаю, что развитие индивидуальности ребёнка, формирование в нём духовных начал посредством изучения исторических и культурных традиций нашей страны, введение курса «Основы православной культуры» повысит духовно – нравственную культуру школьника.  

      Данное предположение как нельзя лучше сочетается с утверждением Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия: « Необходимо с юных лет прививать детям любовь и веру наших отцов и дедов. На нынешний  день следует осознать, что образование, культура, церковь должны идти вместе. Только тогда, посеянные нами, добрые семена превратятся в могучие плоды – достойных людей»

7. Цели и задачи проекта.

    Цель: создание комфортных условий для успешной реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания младшего школьника с опорой на базовые национальные ценности.

Задачи:

  • Познакомить детей с основами духовно – нравственных традиций русского народа;
  • Формировать у детей социальные и коммуникативные умения, способствующие установлению межличностных отношений со сверстниками, педагогами и родителями;
  • Развивать нравственные чувства: сопереживание, ответственность, благодарность, толерантность, милосердие;
  • Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням;
  • Расширить у родителей представление о православных традициях и их роли в развитии личности ребёнка;
  • Формировать жизненные установки и ценностные ориентиры;
  • Создать условия для благоприятного эмоционально – нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.

8. Предполагаемые результаты.

  • Повышение качества знаний учащихся по предметам художественного и естественно – научного цикла;
  • Формирование основных коммуникативных компетенций младшего школьника;
  • Формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
  • Повышение культуры поведения, культуры устной и письменной речи;
  • Формирование адекватного устойчивого реагирования ребёнка на внешние факторы;
  • Уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей;
  • Приобретение навыков поиска, сбора, обработки информации из разных источников, владение средствами ИКТ.

9. Методы проектирования.

  • Теоретический
  • Эмпирический
  • Проблемный
  • Поисковый
  • Исследовательский

10.Этапы и сроки проведения проекта.

   Срок реализации: январь – май  2011 г.

   Время работы:

1 этап: Информационно – подготовительный.

2 этап: Основной.

3 этап: Обобщающий.

4 этап: Оценочный.

11. Подготовительный этап.

  • Изучение научной и психолого – педагогической литературы;
  • Изучение общественного мнения в лице родителей (тест)
  • Проведение родительского собрания с целью анкетирования
  • Анализ полученных результатов психологического исследования уровня мотивации учения школьников (декабрь 2011 г.), анкетирования родителей, анализ данных уровня воспитанности учащихся;
  • Определение круга проблем, подлежащих решению;
  • Выбор темы проекта по составленным проблемам;
  • Ознакомление учителей, родителей с проектной деятельностью и задачами данного проекта;
  • Составление плана работы над проектом.

12. Тестирование родителей.

« Каков Ваш ребёнок с окружающими людьми?»

Цель: оценка коммуникативных качеств личности ребёнка.

  1. Добр ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
  2. Правдив ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
  3. Вежлив ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
  4. Щедр ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
  5. Отзывчив ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда.

   Уровни: очень высокий- 5 б. (9 чел)/37%

                   высокий – 4 б. (2 чел.)/8%

                   средний – 3 б. (8 чел)/ 33%

                   низкий – 2 б. (4 чел.)/ 18%

                   очень низкий – 0-1 б. (1 чел)/4%

Цель: определить отношение к национальным ценностям  отдельной семье, наметить пути духовного воспитания ребёнка.

Ценности:

  1. Семья – 21 чел /87%
  2. Труд – 13 чел / 54%
  3. Искусство – 10 чел /42%
  4. Природа, материальное благополучие – 9 чел/ 37%
  5. Патриотизм – 8 чел/33%
  6. Человечество – 7 чел/29%

Пути духовно – нравственного воспитания ребёнка:

  • Уроки художественного цикла;
  • Внеклассная работа: кружки, внеклассные мероприятия, праздники;
  • Экскурсии по памятным местам: памятники Великой Отечественной войны, музеи, храмы, выставочный центр;
  • Уроки и кружок по основам православной культуры;
  • Шефская помощь: оказание помощи младшим;
  • Акции, направленные на воспитание духовно – нравственных качеств личности.

 
13. Тестирование учащихся.  Методика «Оцени себя»

Цель: изучить самооценку нравственных качеств ребёнка.

  Предложена шкала для самооценки положительных и отрицательных качеств личности.

Доброта              4                   Жестокость                    1

Отзывчивость    3                   Скрытность                    4  

Щедрость           4                    Жадность                        2

Правдивость      5                    Лживость                       3

Вежливость       5                     Распущенность              2

6    

5

4

3                                                                              

2

1

14.Основной этап.

        

        

15.Индивидуальная работа с учащимися.

  • Подготовка разовых докладов, сообщений;
  • Проведение простейших исследований;
  • Изготовление справочников, словарей;
  • Создание индивидуальных проектов (выбор темы, проблема, гипотеза, ход исследования);
  • Работа с компьютерными программами (Power Point);
  • Составление презентаций по темам.

16. Темы самостоятельных исследований учащихся в ходе реализации творческих проектов.

  • Как я понимаю православие;
  • Значение религии в жизни человека и общества;
  • Памятники культуры в моём городе;
  • Герои России;
  • Мой дедушка – защитник Родины;
  • Святые воины Руси: А.Невский, Ф.Ушаков, Д.Донской, А.Суворов;
  • Архиепископ Лука и Тамбовский край;
  • Возможен ли подвиг в мирное время?
  • Что значит быть русским?

  Темы  исследовательских работ подсказал введённый с января 2011 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» и выбранный модуль «Основы православной культуры». Вышеназванный курс способствовал развитию интереса к базовым национальным ценностям, нравственным понятиям, к традициям русской культуры, чьи корни лежат в православии. Недаром А.С.Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку, так же, как и идея красоты вместе с идеей добра…»

  17. Организация работы в группе.

  • Создание сборников стихов;
  • Создание словаря православных терминов;
  • Оформление выставки к праздникам: «Пасхальная корзина», книжная выставка «Неделя православной книги»;
  • Работа со справочниками, энциклопедиями в библиотеках школы, города;
  • Создание совместных исследовательских проектов: «В жизни всегда есть место подвигам»

18. Совместная деятельность.

  • Организация встреч с интересными людьми: служащие Центра православной культуры, работники библиотеки им. А.П.Гайдара;
  • Организация экскурсий: музейно – выставочный центр, краеведческий музей, памятники православной культуры;
  • Написание и оформление творческих работ, сочинений;
  • Конкурс рисунков «Красота Божьего мира»;
  • Совместная исследовательская работа.

19. Совместная исследовательская работа.

  В основе всех проводимых мероприятий лежит такое нравственное понятие, как «Доброта». Результатом наших совместных исследований стало выросшее в классе «Дерево Добра», где каждый листок – это доброе дело ребёнка. С каждым днём оно становилось  пышнее и ярче, так как количество Добра на Земле безгранично. Итогом этой работы стал урок – исследование «Православие о Добре и Зле», на котором мы пытались на «Весах истины» взвесить количество Добра и Зла в этом мире. Дети пришли к выводу, что Добра на Земле гораздо больше, чем Зла и это зависит только от нас.                  Добро творить ,                                                                                                                                                                    Как воздухом дышать,                                                                                                                                                        - Потребность людям,                                                                                                              Данная от Бога.                                                                                                                        Лучами сердца                                                                                                                             Мир отогревать                                                                                                                                   И отдавать, и не считать,                                                                                                                          Что отдал много…                                                                                                                                                        Марианна Озолиня

20. Совместная работа с детьми.

  • Экскурсии: «Дорога к храму», «Поездка в Задонск», «Памятники Победы»;
  • Праздники: «День славянской письменности», «Рождественские святки»;
  • Просмотр и обсуждение кинофильма «Щенок» реж. Мария Евстафьева, который стал призёром в программе «Наше новое детское кино»                        

VII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» (2009 г.);

  • Просмотр и обсуждение телепередач телеканала «Радость моя» (www.radostmoya.ru)

21. Совместная работа с детьми.

  • Участие в школе будущего первоклассника:
  • Спектакль «Свет рождественской звезды;
  • Инсценировка пьесы « Помогла» авт.Г.Ладонщиков;
  • Совместный праздник «Новогодние традиции»;
  • Оказание помощи воспитателям ДОУ «Золушка» в проведении подвижных игр с воспитанниками;
  • «Помоги другу» (оказание помощи однокласснику, находящему на длительном лечении и реабилитации)

  • Акция «Милосердие» (сбор игрушек, одежды, книг для детей интерната №2);
  • Благотворительный марафон  «Дорогой добра и милосердия» (сбор средств  для детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении);
  • Акция «Солдатский треугольник» (поздравления ветеранам войны)

22. Обобщающий этап.

  Ученики знают:  

  • Базовые национальные ценности;
  • Основные нравственные качества личности;
  • Структуру учебно – исследовательской деятельности;
  • Основное отличие цели и задач учебно – исследовательской деятельности;
  • Основные информационные источники поиска необходимой информации;
  • Способы обработки и презентация результатов средствами ИКТ.

Ученики умеют:

  • Отличать основные нравственные понятия: милосердие, толерантность, патриотизм, доброта;
  • Организовывать деятельность по реализации учебно – исследовательских проектов;
  • Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • Планировать учебно – исследовательскую деятельность;
  • Пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями, научной литературой, средствами ИКТ.

  23. Результаты деятельности учащихся.

  • Конкурс творческих работ. Сборник творческих работ;
  • Выставка рисунков «Встречая праздник Пасхи»;
  • Создание классной «Книги памяти», о героях войн – родственниках учеников;
  • Книга «Тамбов встречает юбилей», содержащая коллективные творческие работы детей об истории родного города, о его памятных местах, о любимых уголках Тамбова;
  • Сборник стихов на тему «О православии».

24. Защита детских проектов:

  • Исследовательская работа «В жизни всегда есть место подвигам» (Клеблеева А., Камнев Д);
  • Исследование «Жизнь и духовный подвиг святителя Луки»                               ( Новичихин Виктор)
  • «Хронология жизненного пути святителя Луки» (Московкина Елизавета);
  • Памятники православной культуры в моём городе (Кобзева Яна);
  • «Святые воины Руси» (Матвеев Даниил).

  25. Распространение опыта работы.

  • Участие в городской научно – практической конференции «Истоки истины. Исследовательская работа «В жизни всегда есть место подвигам» (Клеблеева А., Камнев Д.)
  • Участие в региональном конкурсе «Подвиг души и духа», посвящённый 50 – летию кончины святителя Луки. «Жизнь и духовный подвиг святителя Луки» ( Новичихин Виктор)
  • «Хронология жизненного пути святителя Луки» (Московкина Елизавета);

  Опыт работы по данной теме:

  • Размещён на сайте школы (уроки, внеклассные мероприятия, презентации);
  • Методические разработки внеклассных мероприятий и уроков курса «Основ религиозных культур и светской этики». Сборник МОУ ДПОЦОКО в рамках подготовки к Питиримовским духовно – образовательным чтениям;
  • Родительское собрание «Содержание программы кружка «Преображение»;
  • Выступление на педагогическом совете «Состояние духовно – нравственного воспитания младших школьников»;
  • Методическая разработка «Православие в России». Материалы регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя»;
  • Программа кружка «Преображение»

25. Оценочный этап.

   Воспитание духовности – это самый долгий, самый неявный, сложный  и не поддающийся стандартизации процесс. Его трудно оценить, используя те критерии оценивания, которые существуют. Но, обращаясь к трудам педагогов, психологов (И.В.Дубровиной, И.Я.Медведевой, К.Д.Ушинского, Выготского, Рубинштейна, И.В.Гильгенберга, Н.П.Шитяковой) можно выделить ряд методик, позволяющих увидеть результативность работы по духовно – нравственному воспитанию ребёнка:

  1. Методика «Закончи историю»;
  2. Методика «Цветовой тест отношений»;
  3. Методика «Оцени себя»;
  4. Методика «Изучение общительности и толерантного отношения к окружающим»
  • Повысилось качество знаний по предметам художественного и естественно – научного цикла.

  • Повысился уровень воспитанности учеников.

  • Повысился уровень адаптации и мотивации учения:

  • Возросла читательская активность.

  • Возросшая степень развития нравственных качеств ребёнка.

  • Сформировано умение проводить исследовательскую работу: грамота победителей в городской научно – практической конференции «Истоки истины»;
  • Повысилась активность учащихся в изучении  основ православной культуры: в школьном этапе олимпиады по православию приняли участие 12 человек, трое из них заняли призовые места. В муниципальном этапе олимпиады Камнев Денис занял 2 место;
  • Возрос интерес к дальнейшему изучению православных традиций.

  • Произошла переоценка ценностей у родителей и учеников.

Ценности:

  1. Семья – 90%
  2. Патриотизм – 54%
  3. Человечество, труд – 50%, 50%
  4. Искусство, природа -  50%, 50%

26. Выводы и задачи дальнейшей деятельности.

  • Цель проекта достигнута, задачи выполнены, проект реализован;
  • Способствовать дальнейшему духовно – нравственному развитию учащихся;
  • Обобщить опыт работы по данной проблеме;
  • Размещение материала в сети творческих учителей;
  • Продолжить формирование базовых национальных ценностей;
  • Успешно реализовывать индивидуальные возможности ребёнка (участие в конкурсах, олимпиадах)

27. Ресурсы.

  • А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011 г.
  • Аверинцев С.С. Православная традиция как культурно – историческая традиция и как Церковное Предание. Этич. Мысль. 2009 г.
  • Л.С.Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. Статьи. Томск: «Пеленг», 2005 г.
  • Гильгенберг И.В., Шитякова Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников. Челябинск. ЧГПУ, 2001 г.
  • Синенко В.Я. Духовно – нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы // Семья, школа, Церковь: 2008 г.
  • .Цукерман Г.А.  Виды общения в обучении. Томск: «Пеленг», 2003 г.
  • Проектная деятельность в начальной школе
    http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html 
  • Начальная школа («Первое сентября»)
    http://nsc.1september.ru/ 
  • www.radostmoya.ru
  • www.orkse.ru
  • www.kuraev.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"

Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие  когнитивного, эмоционального и мотивационн...

ПРОЕКТ «Обеспечение готовности педагогического коллектива к внедрению ФГОС ООО» Доклад на тему «Воспитание здорового человека»

Здоровье человека - огромное богатство. Сохранение и укрепление здоровья как каждого человека, так и общества в целом основывается, с одной стороны, на улучшении защитной способности и приспособляемос...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

Педагогический проект «Космос и человек. Что я знаю о космосе?».

Сформировать целостное представление о развитии пилотируемой космонавтики, об исследовании космоса с помощью космической техники, продемонстрировать достижения страны в освоении космического пространс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Я в мире человек»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности«Я в мире человек» Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 года...