Оргпроект мастер класса для родителей "Комплекс упражнений по снятию эмоционального напряжения школьников"
материал на тему

Мачикина Ирина Леонидовна

Обучение для школьника -это сложный период, при котором меняется весь уклад жизни ребенка. На мастер классе предлается практически выполнить упражнения на саморегуляцию, дыхательные упражнения и упражнения на снятие мышечного расслабления. Таким образом, в домашних условиях помочь ребенку снять эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_bogdanova.docx996.63 КБ

Предварительный просмотр:

Оргпроект мастер класса на IV городском образовательном форуме «Назаровское образование – шаг в будущее»

Презентация для родительской общественности разных школ города.

Тема: «Комплекс упражнений по снятию эмоционального напряжения школьников»

Учитель начальных классов: Богданова И.Л.

Дата, место, время: 30.01.2016 года МБОУ «СОШ № 9»г. Назарово Красноярского края, 10.00.

Цель: организовать деятельность по практическому овладению различными приемами по снятию эмоционального напряжения.

Оборудование: листы в линейку, ручки, газетная бумага, памятки (Приложение 4.), оргпроекты для каждого родителя (Приложение 1.), папка «багаж», карточки с названиями упражнений (Приложение 2.).

Время

Этапы

Содержание

Результат

Вступительный

Я представляю школу №2, учитель начальных классов-Богданова И.Л.

Тема моего мастер класса: «Снятие эмоционального напряжения  как фактор успешной адаптации первоклассников».

Сегодня я предложу вашему вниманию комплекс упражнениями по снятию эмоционального напряжения, которые вы можете проводить как совместно с  детьми, так и самостоятельно, в разных эмоционально-сложных ситуациях.

Сформулировать тему и результат работы

Теоретический

      Обучение в школе - сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад жизни школьника, на смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, конечно, возрастает эмоциональная нагрузка. Для того, что бы понять как  чувствует себя ребенок, выполняя учебные задачи в НОВЫХ условиях, предлагаю выполнить

упражнение «Напиши имя каллиграфически правильно и красиво», НО правшам- левой рукой, а левшам- правой.

Самоанализ. Какие ощущения, трудности? С чем связанны?

Такие сложности встречают дети при обучении, которое требуют от них

  • сосредоточенного внимания,
  • выполнение школьной дисциплины,
  • выполнение новых обязанностей, связанных с учебой,
  • устанавливание контактов со сверстниками и учителем.

Поэтому встает вопрос адаптации. АДАПТАЦИЯ  - это процесс привыкания к новым условиям, который каждый  переживает и осознает по-своему.  Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, связанные состоянием внутренней эмоциональной напряженности.

-назвать основные трудности школьников при поступлении в школу;

-сформулировать понятие «адаптация»;

- «прочувствовать»  сложность работы при  смене привычных действий.

Практический

« Как помочь своему ребенку в домашних условиях  или себе,в эмоционально сложной ситуациипо снятию эмоционального напряжения?»-вопрос, который может задать каждый из нас в такой ситуации.

Существует несколько видов  упражнений для снятия нервно-психического напряжения, которыми сейчас мы попробуем овладеть.

1-    упражнения на саморегуляцию;

2-    дыхательные упражнения;

3-    упражнения на мышечное расслабление.

1.Упражнения на саморегуляцию.

Это упражнения на  расслабление и напряжение тела, легкая физическая усталость благотворно и успокаивающе влияет на концентрацию мыслей.

  • Упражнение «Лимон»

      Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

      Инструкция: сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  • Упражнение «Муха»

     Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

     Инструкция: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  • Скомкать газету и выбросить ее, сделать этот комок как можно поменьше и закинуть подальше.
  • Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
  • Слепить из газеты свое настроение.

2-    Дыхательные упражнения- это упражнения,  направленные на восстановление эмоциональной уравновешенности, развитие стрессоустойчивости. 

  • Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  • Дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На 4 счета – вдох, на 4 счета- выдох.
  • Дыхание «ХА»

     Инструкция: встаньте прямо. Сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, ладони поднимая до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представьте, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох, при наклоне туловища вперед, бросая руки к носкам. Сильный выброс воздуха приводит к звуку «ХА».

 3. Упражнения на мышечное расслабление

  • ПРЫЖКИ И ПРИСЕДАНИЯ.

При сильном нервно-психическом напряжении вы можете предложить ребёнку выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.

Вполне возможно, что после выполнения упражнения на снятие напряжения ребёнку захочется полежать или даже поспать. Не препятствуйте этому.    

 Когда мы обеспокоены и чувствуем угрозу, наши мышцы напрягаются, мы готовимся убежать или напасть на объект угрозы. Сердце начинает учащенно биться, вырабатывается адреналин.Под влиянием гормонов эмоциональное напряжение возрастает.

  • Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу.

Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 с, затем быстро расслабьтесь. Испытайте приятное чувство расслабления после снятия напряжения.

  • Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней в течение 10 с, а затем на 10 с расслабьтесь. Повторите 3—5 раз.

Поднимите ноги сантиметров на 10 над полом, отгибая пальцы ног вверх (как в предыдущем упражнении). Теперь будет включена новая группа мышц — мышцы бедер. Оставайтесь в таком положении 10 с, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении, а вы — испытывать приятное чувство.

-организовать практическую деятельность;

-выполнить каждое упражнение.

Рефлексия

Сегодня я предложила  вашему вниманию несколько  упражнений  по снятию эмоционального напряжения, а теперь предлагаю вам высказать свое отношение к МК,  наполнить импровизированный рюкзак, с которым каждый выйдет из аудитории.

Рюкзак 
Суть - зафиксировать  свою заинтересованность в каком-либо упражнении.

 Рюкзак перемещается от одного участника  к другому. Каждый  берет, карточку с названием упражнения, которое по его мнению будет для него более интересным, приемлемым и результативным.

ТЕЛЕГРАММА 
Зако На мастер классе я…….Самым интересным для меня сегодня было…В  дальнейшем работе я… Я пожелал бы вед ведущему мастер-класса… 

-выделить приемлемые упражнения;

-написать мнение относительно, проведенного МК.

Итог

Благодарю за совместную деятельность. Уверена, что предлагаемый мной комплекс упражнений, доступен, интересен и будет полезен нетолько для школьников, но и для вас в некоторых напряженных ситуациях.

-раздать памятки

          

Приложение 1.

Оргпроект мастер класса.

Тема: «Комплекс упражнений по снятию эмоционального напряжения школьников»

Учитель начальных классов: Богданова И.Л.

Дата, место, время: 30.01.2016 года, МБОУ «СОШ № 9» 11.00.

Цель: организовать деятельность по практическому овладению различными приемами по снятию эмоционального напряжения.

Время

Содержание работы

Результат

10.00-10.03

Вступительное слово. Тема и цель МК. Установка на работу.

Сформулировать тему и результат работы

10.03-10.10

Сообщение основных трудностей школьников, ведущих к эмоциональному напряжению.

-назвать основные трудности школьников при поступлении в школу;

- «прочувствовать»  сложность работы при  смене привычных действий.

10.10-10.17

Практическое выполнение комплекса  упражнений.

  • «Муха»;
  • «Лимон»;
  • «Газета»;
  • дыхание на счет 4;
  • дыхание «ХА»;
  • мышечное расслабление.

-организовать практическую деятельность;

-выполнить каждое упражнение.

10.17-10.20

Рефлексия. Подведение итога.

  • «Багаж»;
  • «Телеграмма».

-выделить приемлемые упражнения;

-написать мнение относительно, проведенного МК.

Приложение 2. 

«Муха»

«Лимон»

«Газета»

Дыхание на счет 4

Дыхание «ХА»

Мышечное расслабление

Приложение 3.

Приложение 4.

 C:\Users\Irina\Desktop\raskraski_smailiki8.jpg ПАМЯТКА….

1.Упражнения на саморегуляцию. (Это упражнения на  расслабление и напряжение тела, легкая физическая усталость благотворно и успокаивающе влияет на концентрацию мыслей)

  • Упражнение «Лимон»

      Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

  Инструкция: сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  • Упражнение «Муха»

     Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

     Инструкция: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  • Скомкать газету и выбросить ее, сделать этот комок как можно поменьше и закинуть подальше.
  • Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить.
  • Слепить из газеты свое настроение.

2.   Дыхательные упражнения- это упражнения,  направленные на восстановление эмоциональной уравновешенности, развитие стрессоустойчивости. 

  • Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  • Дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На 4 счета – вдох, на 4 счета- выдох.
  • Дыхание «ХА»

     Инструкция: встаньте прямо. Сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, ладони поднимая до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представьте, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох, при наклоне туловища вперед, бросая руки к носкам. Сильный выброс воздуха приводит к звуку «ХА».

 3. Упражнения на мышечное расслабление.  Когда мы обеспокоены и чувствуем угрозу, наши мышцы напрягаются, мы готовимся убежать или напасть на объект угрозы. Сердце начинает учащенно биться, вырабатывается адреналин.Под влиянием гормонов эмоциональное напряжение возрастает.

  • ПРЫЖКИ И ПРИСЕДАНИЯ.

При сильном нервно-психическом напряжении вы можете предложить ребёнку выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.

  • Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу.

Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 с, затем быстро расслабьтесь. Испытайте приятное чувство расслабления после снятия напряжения.

  • Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней в течение 10 с, а затем на 10 с. расслабьтесь. Повторите 3—5 раз.

ОТЗЫВЫ.

C:\Users\Irina\Desktop\20160723_154501.jpg

C:\Users\Irina\Desktop\20160723_154447.jpg

C:\Users\Irina\Desktop\20160723_154933.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИНГ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

для педагогов с целью предупреждения эмоционального выгорания,предупреждения конфликтов...

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

Используя данные приемы в стрессовых ситуациях, вы с легкостью предотвратите проявление отрицательных эмоций. Спокойствия Вам и успеха!...

Игровая программа на релаксацию (снятие эмоционального напряжения) в начальной школе.

Игровая программа для младших школьников на снятие эмоционального напряжения. Вопрс здоровья стоит наиболее актуально в наше время. Очень важно дать возможность ребёнку расслабиться после напряженного...

Занятие для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Занятие для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"...

Занятие для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Занятие для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"...

"Использование игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения младших школьников с ОВЗ"

При  правильном и последовательном руководстве педагога игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития умственно отсталых детей. Через фор­мирование и обогаще...