Проект. Проектирование работы в группе на современном уроке в начальной школе.
проект на тему

Краткая аннотация инновационного проекта

 

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»

(Г. А. Цукерман).

В данном проекте предложено описание технологии групповой и парной работы. Обозначены существенные характеристики современных подходов к обучению. Проект содержит описание видов групповой работы, представлена работа в паре сменного состава и принцип её работы.

Проект составлен с целью помочь учителю в организации групповой работы с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная  школа

Верхнеуральского муниципального района

Челябинской области

                         Практико-ориентированный проект

                         по теме:

        

Выполнила: Ирумбаева Зифагуль Жуматаевна,

Учитель начальных классов

п. Петропавловский  2016г.

Краткая аннотация инновационного проекта

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»

(Г. А. Цукерман).

В данном проекте предложено описание технологии групповой и парной работы. Обозначены существенные характеристики современных подходов к обучению. Проект содержит описание видов групповой работы, представлена работа в паре сменного состава и принцип её работы.

Проект составлен с целью помочь учителю в организации групповой работы с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

             Обоснование необходимости инновационного проекта

   Развитие  основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».  

   В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

   Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая  взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

     Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

                                   

Цели и задачи проекта.

Цель: рассмотреть методические основы использования технологии групповой деятельности в начальной школе.

Задачи: дать характеристику групповой деятельности школьников с опорой на литературные источники; рассмотреть особенности организации групповой деятельности с младшими школьниками; рассмотреть варианты использования групповой деятельности в начальных классах.

                                     

                                     Основное содержание проекта

                                         Плюсы и минусы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

       Все учителя заинтересованы в том,  чтобы каждый ученик в его классе активно работал на уроках, чтобы на каждом уроке он  получал  хорошие знания.

        Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы, так как при организации работы в  группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Цели групповой работы.

Развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Одним из важнейших компонентов  в понимании групповой работы является представление об игре. Групповая работа- это прежде всего игра (игра в обучение, игра в организацию,  игра в мышление). Кто не играет- тот остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как и в любой игре здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа на учебном занятии -всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, например,что можно не самоопределяться, не уточнять цель не стараться понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения, не рефлексировать- проигрывает.

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ''школоведение'' в это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.

В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

 В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики.  Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

     

Обучение грамоте.

Составить звуковую схему слова:

Каждая пара получает разные слова и эталон для проверки схемы.

Посоветуйтесь в паре и дайте правильную характеристику каждому звуку, обозначьте его соответствующим цветом.

Когда дети готовы они поднимают руки, соединив ладошки.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников  каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).        Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

 -Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

                   Работа в паре сменного состава

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. В первом классе я  учила работать детей  в парах постоянного состава.  После того, как ребята научились работать в постоянных парах,  перешла к обучению общению в парах сменного состава. Используется механизм смены пар, условно названный «ручеёк». В «ручейке» смена пар происходит внутри одного ряда, где работают 6 учеников. Для этой работы  необходимо заготовить к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга.

При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1)  каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2)  ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5)  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Работа в парах сменного состава: 1 участник каждой пары выходят к доске и выполняют задания у доски . 2 участник пары приступает к выполнению задания на своём этапе. Когда работа завершена, он проверяет себя по эталону и оценивает себя на оценочном листе и теперь он в роли учителя. 1 участник приступает к выполнению задания, задание выполнено 2 участник поверяет правильность выполнения и оценивает своего товарища. Теперь происходит смена состава 1 участник в роли учителя, а участник другой пары в роли ученика и смена участников продолжается до тех пор пока не будут пройдены все этап

        Такую форму работы можно использовать на уроках закрепления изученной темы, когда отрабатываются умения учащихся, время работы: 10-15 минут.

        На уроках математики работу в ПСС при переходе «ручейком» применяю при изучении тем «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», «Внетабличное умножение и деление чисел», «Приёмы письменного сложения и вычитания», «Приёмы письменного умножения и деления», т. е. тогда, когда требуется отработать определённые умения и навыки.

        Ребята, поочерёдно выступая то в роли «учителя», то в роли «ученика», решают примеры с объяснением, проверяют друг друга, при необходимости оказывают помощь.

        Обычно у учителя недостаточно времени за один урок выслушать объяснение решения примера у каждого ученика, что так необходимо на начальном этапе формирования навыка. При такой форме работы каждый ученик имеет возможность неоднократно прокомментировать вслух решение.

Фрагмент урока.

Схема - конспект урока

Тема урока: Обобщение по теме предложение.

Класс: 3 класс

Предмет: Русский язык. 

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Педагогические задачи: создать условия для развития познавательной деятельности, общения в парах, обобщить знания по теме «Предложение»

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать и понимать понятия – «Виды предложений по цели высказывания», «Главные члены предложения», «простое  и сложное предложение», умение выполнять разбор предложений по членам.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ;

Регулятивные:  планировать свое действие в соответствии с поставленной

задачей , осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной оценки;

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия.

                                        Ход урока.

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок.  Вы много узнали о том, что такое «Предложение». На уроке мы заполним листы достижений по теме.

Работать будем в парах сменного состава.

Каждый из вас выступит в роли и ученика  и в роли учителя.

Все по очереди будут учить каждого, и каждый всех.

Каждый из вас отвечает не только за свои знания, но и за знания товарищей.

В оценочных листах, после выполнения задания,  следует самому оценить свою работу и выставить оценку товарищу.

Подпишите  оценочные листы.

 Те ребята,  у кого на столах лежат конверты, могут приступить к работе, остальные - выходите к доске.

Учащиеся приступают к выполнению заданий.

Остальные выходят к доске.

Составьте 3  сложных предложения, подберите,  если нужно союз для соединения простых предложений в сложное.          

Карточки для работы в парах сменного состава.

Карточка эталон для проверки

1 этап.

                            Предложения по цели высказывания бывают:

Повествовательные

Предложения, в которых о чём – либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.

Вопросительные

Предложения, в которых содержится вопрос.  В конце вопросительных предложений  ставится вопросительный знак.

Папа Карло, а где твоя куртка?

 Побудительные

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют). В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Завтракайте, пожалуйста, спокойно.

 

Дополни правила. Приведи примеры.

                            Предложения по цели высказывания бывают:

Карточка эталон для проверки.

2 этап

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Подлежащее.

Сказуемое.

Обозначает,

 о ком или о чём говорится в предложении.

Обозначает,

что говорится о подлежащем.

Поясняют

главные и другие члены предложения.

Отвечает

на вопросы:

кто? или что?

Отвечает

на вопросы:

 что делает?

что делал?

что сделал?

что будет делать?

что сделает?

Отвечает

на вопросы:  

кого? чего?

кому? чему?

кем? чем?

о ком? о чём?

какой? какая?

где? куда? как?

откуда? когда?

Составляют основу предложения.

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Составляют основу предложения.

3 этап.        

Дополни схему, приведи примеры.

Оценочный лист:

этапы

оцени себя

Оценка товарища

1

2

3

                                  Следующий этап групповая работа

Известный русский дидакт МА Данилов писал: “...работая в составе группы…, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования” 

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Правила могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

8.Своё недовольство высказывай вежливо.

9.Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Формирование групп:

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы.

Группа по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на  одинаковые группы.

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

 Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

                      Видов групповой работы много

  • Работа в парах.
  • Работа в парах сменного состава
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
  • Аквариум.

Описание видов групповой работы.

  • Работа в парах.
  • Работа в парах сменного состава

 «Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

  • Метод «Аквариум»  Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка.
  • Игру «Продолжи».

        Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при

составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).

Охота за сокровищами.

(Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.)

Следующий вид работы «Снежный ком».

        Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

        В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Паззлы.

        Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на

заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

        Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали

сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части

задания (как зубцы одной пилы).

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Деятельность учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами:

  1. организует
  2.  контролирует
  3. предлагает участникам разные варианты решений
  4. выступает в роли наставника или источника информации

оценивает работу учеников

А вот чего не следует делать учителю, который организовывает групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, отвечать на вопросы.

Групповая технология даёт:

  • каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера
  • возможность самоутвердиться
  • даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
  • Результатами моей работы по данной технологиям считаю: высокие результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться

С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:

  • психологический комфорт в общении;
  • воспитательное значение;
  • создание творческого характера мышления в работе;
  • возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
  • возможность добывать знания самостоятельно;
  • момент игры;
  • возможность открыто помогать друг другу;
  • учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
  • отсутствуют дисциплинарные нарушения;
  • учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания. 

Результативность проекта1. Качество усвоения программного материала – 65-75%

2. Дети ходят в школу с хорошим настроением - 100%

3. Считают уроки интересными - 75%

4.Нравится свой класс - 80%

5.Считают уровень взаимоотношений хорошим-94%

название

уровень

предмет

число участников

победители

 серт. участника

1

Пятёрочка

3 сессии

всероссийский

Математика

20

6

14

2

Пятёрочка

3 сессии

всероссийский

Русский язык

20

6

14

3

Пятёрочка

3сессии

всероссийский

Литературное чтение

29

14

15

4

Пятёрочка

3сессии

всероссийский

Окружающий мир

28

14

14

5

Викторина

любознайка

2,3 выпуск

всероссийский

комбинироанная

11

11

0

6

Кенгуру 2,3 класс

всероссийский

Математика

12

1

11

7

Русский медвежонок

всероссийский

Русский язык

5

2

3

Сформированность    УУД

 за три года обучения.

Распространение опыта

  • 1. Обеспечение преемственности инновационного проекта на уровне школы:
  • -выступление на ШМО
  • -выступление на педсоветах

  • 2. Обеспечение преемственности инновационного проекта на муниципальном уровне:
  • -выступление на РМО;
  • -мастер-класс «Организация работы в паре сменного состава» РМО (ноябрь 2015 года);
  • -открытый урок на районном  семинаре учителей начальных классов с использованием работы в парах сменного состава.

Ресурсы проекта:

Информационные ресурсы:
Учебно-методическая литература
Интернет-сайты

Партнёры проекта
Администрация МОУ Петропавловская СОШ
Педагоги МОУ Петропавловская СОШ
Управление Образования г.Верхнеуральска

Целевая аудитория:

     Целевой аудиторией инновационного проекта являются учащиеся моего класса, учителя начальных классов МОУ Петропавловская СОШ Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

                                             

 Литература

 

  •  Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,   № 10
  • Гатаулина О.И. Проектирование современного урока в начальной школе с позиции ситемно- деятельностного подхода.Ч Ваш дом,2013.
  • Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.

  • Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся? Москва-Рига, 2000
  • Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе?/Г.А. Цукерман-М.:Просвещение, 1985.
  • Га

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...

Выступлене на тему "Проектирование и анализ современного урока в начальной школе"

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...

Проектирование современного урока в начальной школе

В условиях внедрения ФГОС НОО ключевыми в построении урока являются  идеи развивающего обучения, формирование УУД, системно - деятельностный подход в обучении.Требования к уроку с позиций ФГОС:- ...

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют це...

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...