Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»
методическая разработка на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка?  Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

ПРОГРАММА

духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации

 «Воспитание нравственного поведения

младших школьников в обществе»

Разработчик  программы

 Полынцева Ирина Николаевна,

методист

Сургут, 2014

Цель МБОУ СОШ № 4

Содействовать становлению социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; воспитывать человека, сознающего образование как универсальную ценность.

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

учащихся МБОУ СОШ №4

Развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

учащихся МБОУ СОШ №4

  • освоение учащимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
  • вовлечение учащегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие учащимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности учащегося по саморазвитию;
  • овладение учащимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.  

Основные положения программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся

I.  Обоснование необходимости создания программы

 воспитания нравственного  обучающихся

Воспитать человека интеллектуально,

 не воспитав его нравственно, -

значит,  вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка?  Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо  получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей - одно из значимых направлений в современной педагогике.

Наблюдения, проводимые за поведением детей своего класса, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подводят меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности моих учеников низкий.  Дети не знают, соответственно,  не соблюдают,  элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими,  часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, и воспитывать не один год. Поэтому одно из приоритетных направлений в этом учебном году - воспитание нравственного  поведения  учащихся младшего школьного озраста.

  1. Концептуальные идеи программы

Главная цель:  создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета,  умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Задачи воспитательной работы в каждом классе:

  1. Проводить работу по сплочению обучающихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела,  участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий).
  2. Проводить систематическую работу по изучению  норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей,  соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
  3. Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам  поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
  4. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
  5. Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
  6. Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету,  школе, проведение родительских собраний.

                Программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.

                Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:

  1. Принцип доступности.
  2. Принцип активности.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип сознательности.
  5. Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога,  родителей.

III.   Сроки программы.

Сроки программы: четыре учебных года, с 1 по 4 класс.

IV.   Участники программы.

   Участники программы: обучающиеся, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, родители.

V.   Прогнозируемый результат

  1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
  2. Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
  3. Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.

VI.  Связи, устанавливаемые для реализации программы

        Внутренние: администрация школы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, родители.

        Внешние: детская библиотека, краеведческий музей, дом детского творчества «Наследие»,  ТОС-9, ТОС-10, КСК «Геолог».

VII.   Критерии результативности

  1. Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
  2. Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
  3. Уровень удовлетворённости родителей нравственным  поведением учащихся.

VIII.   Показатели результативности

  1. Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
  2. Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся - умение работать в паре, минигруппе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
  3. Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

IX.   Диагностические средства

  • Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся  класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
  • Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
  • Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
  • Методика неоконченного предложения (о классе).
  • Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»

Х.  Управление программой

        Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.

XI.  Деятельность по реализации программы нравственного воспитания учащихся  класса

  • Классные часы на формирование представлений об этике.
  • Психологические тренинги (на развитие коммуникативной культуры).
  • Индивидуальные беседы, консультации
  • Экскурсии: в музей, в цирк, в библиотеку, в природу, на предприятия города.
  • Работа с родителями (родительские собрания, классные семейные праздники).

XII. Ресурсы

Имеющиеся:

  • нормативно-правовая база: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, устав школы (выдержки);
  • кадры (классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители); 
  • информационная литература;
  • объекты образования и культуры:  дом детского творчества «Наследие», детская библиотека, спортивные центры,  музеи, филармония
  • ТСО, ИКТ;
  • финансовые (спонсоры - родители  учащихся);

Прогнозируемые:

                        создание методических материалов.

  1. Циклограмма работы класса

Еженедельно

Воспитательные беседы по правилам поведения в школе, в общественных местах, в транспорте.

Индивидуальная работа с учащимися, родителями.

Занятия в кружках, спортивных секциях.

Ежемесячно

Классный час по этике.

Психологические тренинги.        

Один раз в четверть

Классные семейные праздники.

Родительские собрания.

Инструктажи по правилам поведения в школе, по ПДД, по правилам поведения в общественных местах.

Один раз в полугодие

Занятия в доме детского творчества «Наследие».

Диагностирование.

Один раз в год

Экскурсии в музей, кинотеатр, библиотеку и др.

Тематика классных часов по этике в 1 классе:

  • Я среди людей.
  • Кто я и как я выгляжу?
  • Я - личность.
  • Я и мои роли.
  • Добро и зло в сказках.
  • Отношение к старшим.
  • Отношение к учителю.
  • Товарищи и друзья.
  • Вежливость и этикет.

Тематика классных часов по этике во 2 классе:

  • Как я общаюсь со сверстниками.
  • Уважаешь других - уважаешь себя.
  • На кого хочу быть похож(а)?
  • Одному жить плохо.
  • Путешествие в страну вежливости.
  • Портрет воспитанного человека.
  • Практическое занятие: совершаем хорошие поступки.
  • Правила общения с животными.
  • Ролевая игра «В гостях».

Тематика классных часов по этике в 3 классе:

  • Азбука этики (деловая игра).
  • Праздники в жизни человека.
  • Плохо одному.
  • Речевой этикет (правила общения со сверстниками).
  • Речевой этикет (правила общения со взрослыми).
  • Что в нашем имени?
  • Как зовут тебя друзья?
  • Удовольствия в игре.
  • Ролевая игра «В театре».

Тематика классных часов по этике в 4 классе:

  • Модно ли быть вежливым?
  • Кто такой «патриот»?
  • Героические поступки детей и подростков.
  • Безнравственное поведение людей.
  • Я среди людей, люди вокруг меня.
  • Мы разные, но планета у нас одна.
  • Практическое занятие: экскурсия по городу в общественном транспорте.
  • Практическое занятие: поход в кино.
  • Подводим итоги  (деловая игра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...

Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Программа поможет воспитывать  у младших школьников  нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -значит,  вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт Воспитание является одной из важнейших составляющих образователь...

Деятельностный подход воспитания нравственности младших школьников

Нравственные правила поведения человека не связаны с определенным возрастом, они относятся ко всем. И только при условии, если с детства привыкнешь с уважением относиться к окружающим людям, быть вним...