Развитие исследовательских умений младших школьников. Мастер-класс
учебно-методический материал на тему

Нечаева Алена Вячеславна

Тема семинара: Системно-деятельностный подход как основа развития ребенка

Тема выступления: Развитие исследовательских умений младших школьников

Форма выступления: мастер-класс

Дата проведения: 10.04.2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный семинар «Системно-деятельностный подход как основа развития ребенка»

Выступление по теме: Развитие исследовательских умений младших школьников

В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К. Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создавших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня, благодаря достижениям современной российской методологии, появились новые возможности решения задач, стоящих перед образованием.

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы позволяет реализовать принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданной в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы. (слайд 1)

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные действия формируются тем же способом, что и любые умения.

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы: (слайд 2)

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний о способе выполнения действия.

Контроль умения выполнять действия. (слайд 3)

Курс «Мир деятельности состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.)

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объёме все виды УУД, определённые ФГОС. (слайд 4)

Для организации занятий по курсу «Мир деятельности» используется общая типология уроков деятельностной направленности:

  1. Уроки «открытия» нового знания.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Уроки построения системы знаний.
  4. Уроки развивающего контроля.

(слайд 5)

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю. Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:

  • В первой половине дня за счёт школьного или регионального компонента;
  • Во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс;
  • Он может быть положен в основу проведения системы классных часов.

(слайд 6)

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для начальной школы по каждому классу включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя. В методических рекомендациях приведено описание общих подходов к проведению каждого занятия по технологии деятельностного подхода обучения и подробные варианты сценариев каждого урока в соответствии с приложенными презентациями, разрезными, демонстрационными и печатными материалами.

(слайд 7)

В течение каждого учебного года используются три вида диагностики УУД.

  1. Входная диагностика, в ходе которой проводится предварительное выявление уровня знаний обучающихся. Проводится в начале учебного года.
  2. Текущая диагностика, в ходе которой выявляется уровень сформированности знаний и умений учащихся. Проводится систематически в процессе усвоения каждой изучаемой темы надпредметного курса. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся в ходе учебного процесса и в течение года заполняет «Карту наблюдения» в соответствии с критериями оценивания по результатам каждого ученика.
  3. Итоговая диагностика проводится в ходе тестирования и выполнения практической работы.

При проведении диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удаётся получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД.

(слайд 8)

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания.

  • Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены
  • Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия, положительная динамика результатов относительно себя
  • Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов отметки не выставляются
  • Акцент ставится на самооценке детьми своих достижений

Фиксация итоговой оценки – «зачет», «хорошо», «отлично»

(слайд 9)

Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный подход обучения и имеет следующую структуру

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
  3. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление во внешней речи
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой
  8. Включение в систему знаний
  9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока)

Сегодня мы проведем небольшое занятие по курсу «Мир деятельности», используя некоторые шаги структуры урока

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня вы откроете знание, которое нужно применять в жизни постоянно! Оно помогает не только в учебе, но и во всех сферах жизни.

 - Чтобы узнать, о чём пойдет речь, разгадайте ребус Смайлика (слайд 2)

 - Кто отгадал, о чем пойдет речь? (о памяти)

 - Как вы понимаете, что такое память?

 - Давайте посмотрим, что об этом сказано в толковом словаре. (слайд 3)

 - Кто считает, что у него превосходная память?

 - Отлично, сегодня вы это сможете проверить. А те из вас кто  руки не поднял, сумеют понять, как улучшить свою память!

 - Я желаю вам веры в свои силы и интересных открытий на уроке!

 - Расскажите, а что вы обычно запоминаете? (Стихи, словарные слова, таблицу сложения и умножения, текст для пересказа, веселые истории, события из жизни)

 - А как узнать, что вы запомнили информацию? (Проверить себя, рассказать её, написать)

Верно, еще говорят воспроизвести, выдать, воссоздать, то есть точно передать. (Слайд 4)

Кто из вас помнит, что было в это же время вчера, поднимите руку.

А неделю назад? А месяц? (слайд 4, анимация 1)

Не всё запоминается надолго. Кто-то может вспомнить события, которые происходили с ним в раннем детстве, а правило, которое изучали неделю назад, уже забыть…

А как вы думаете, какое отношение к запоминанию имеет вот этот эталон (1 класс) «Быть внимательным» (Слайд 5)

Нужно ли при запоминании быть внимательным и почему? (слайд 6) (Нужно. Если будешь слушать внимательно, смотреть и думать, то есть понимать, что надо запомнить, то запомнишь лучше.)

Верно, при восприятии учебной информации важно быть внимательным (слайд 6, анимация 1).

Всем понятно слово восприятие (представить образ подарка, который мы с восхищением принимаем).

Наша память устроена как шкатулка с секретом, мы многое видим, слышим, чувствуем на запах, вкус, но не всё можем вспомнить. Посмотрите на рисунок (слайд 6, анимация 2). Сколько информации в течение дня человек получает, а сколько может вспомнить. Чтобы вспомнить ту информацию, которая нужна, нужно тренировать память.

 - Хотите провести эксперимент, узнать, как работает ваша память?

 - Тогда подготовьтесь к заданию на пробное действие.

Задание для пробного действия

Пробное действие будет состоять из двух этапов. Сначала проведём эксперимент, который заключается в следующем: я вам зачитаю 12 слов, которые вы должны будете запомнить. Потом я задам вопрос, на который вы должны будете ответить.

Мышь, дом, черепаха, пятёрка, карандаш, планета, торт, роза, машина, окно, такси, чайник.

Закройте глаза. Повторите мысленно слова, которые вы запомнили, при этом загибайте пальцы, чтобы подсчитать их количество.

Расскажите о своих результатах.

Кто хотел улучшить свой результат запоминания?

Теперь ответьте на вопрос: «Как улучшить свой результат, чтобы запомнить все слова или ещё больше слов?»

У кого есть ответ на вопрос? (надо тренировать свою память.)

А как её тренировать?

Значит, в чем состоит ваше затруднение? (Мы пока не можем ответить на этот вопрос или не можем обосновать свой ответ, так как у нас нет эталона для обоснования.) (слайд 6, анимация 3).

Молодцы, вы зафиксировали своё затруднение. Теперь выясним причину вашего затруднения.

В чем же будет причина затруднения?  (Мы не знаем, как улучшить свой результат, чтобы запомнить все слова.) Верно, вы еще не знаете секретов запоминания (слайд 6, анимация 4).

Значит, что вы сегодня будете открывать на уроке? (Секреты запоминания)

Для того, чтобы запомнить информацию, её нужно «закрепить» в своей памяти. Что значит закрепляю – крепко соединить.

Уточним цель урока (слайд 6, анимация 6) вы будете открывать такие секреты, которые помогут вам закрепить информацию в вашей памяти.

Что теперь необходимо сделать, чтобы успешно достичь цели урока? (Составить план действий) (слайд 7).

Я сегодня буду вашим помощником. При подготовке к уроку я изучила очень много информации о современных эффективных приёмах запоминания. Вы, наверное, слышали выражение «Узелок на память»? Посмотрите на второй шаг эталона. Что там изображено (Узелок).

Верно, наша память так устроена, она запоминает очень хитро, завязывая узелки.  Этот узелок связывает событие с нашей памятью. Чтобы узелок не развязался, надо его закрепить в нашей памяти, и для этого существуют разные интересные приёмы!

Например, вам нужно запомнить дату – 1961 год – совершён первый в мире полёт в космос. Как это сделать?

Вот один из приемов. Разобьём эту запись на две части – 19 и 61 – и установим их связь с событиями в вашей жизни. Например, 19 лет моей сестре, а 61 год моей бабушке. Или 1 в начале и 1 в конце, или как зеркало, в котором отражается цифра 9, и перевернутая девятка – это 6.

Я каждой группе раздам по одному ключу – интересному приёму запоминания. (слайд 7, анимация 1)

Вашей задачей будет изучить приём и показать остальным, как им пользоваться. Проиграть данный прием со всем классом данный приём. После демонстрации приема каждый будет заполнять свою личную карту памяти. Посмотрите, как заполняется карта. Это будет второй ключ для открытия.

Итак, каждая группа должна познакомиться с предложенным секретом, а потом показать остальным, как им пользоваться. Прочитайте план, по которому вам предстоит работать. (слайд 9)

Первый и второй пункт плана вы выполняете в группах. Третий и четвёртый пункты мы выполним вместе.

 - Какой шаг учебной деятельности выполнен (Мы построили план)

 - Что будете делать далее? (действовать по плану).

После выступления каждой группы учитель делает обобщение, которое учащиеся фиксируют в картах памяти какую именно информацию данным методом лучше запомнить.

Теперь вы точно знаете секреты запоминания. Отметьте, какие приемы вы будете применять для себя.

Посмотрите на наш план. Все ли шаги выполнены? (Нет остался последний шаг – сделать вывод и составить эталон.)

Хорошо. Составим эталон до конца. Сколько шагов нужно сделать, чтобы запомнить информацию? (Три шага)

Перечислите их. (слайд 10, анимация 1-3)

Какие приемы запоминания мы узнали на уроке? (Лови слово, сочини историю, историческая дата (слайд 10, анимация 4-7)

А теперь я предлагаю проверить, то есть воспроизвести, как вам удалось улучшить свой результат. Я зачитаю слова пробного действия еще раз. А вы запишите количество слов, которые теперь получилось запомнить.

У кого получилось улучшить свой результат поднимите руку.

Скажите, пожалуйста, как знания сегодняшнего урока помогут вам в жизни?

Как вы думаете, какие профессии невозможно освоить без хорошей памяти? (Учитель, музыкант, певец, актер…)

Все верно. Нашу память нужно постоянно тренировать, тогда можно достичь необычайных результатов. Послушайте некоторые факты про людей с необыкновенной памятью. (слайд 11 анимация 1-3).

1. Сергей Рахманинов, известный российский композитор, мог воспроизвести по памяти услышанную всего лишь раз мелодию».

2. Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алёхин обладал необыкновенной ёмкостью памяти. Он помнил и мог воспроизвести любую из сыгранных им прежде партий. В 1932 году Алёхин дал сеанс одновременной игры вслепую на 32 шахматных досках.

3. Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек.

Напоследок я предлагаю вам проверить свою память с помощью весёлой игры. Вы внимательно слушаете текст, который я вам буду читать, и запоминаете его так, чтобы могли ответить на все мои вопросы. Готовы?

У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра, потом запила молоком и облизала переднюю правую лапу».

Итак, вопрос: Скажите, сколько лет было девочке, у которой была кошка?

Теперь вы точно знаете, без внимательности не может быть хорошего запоминания.

Наш урок подошёл к концу.

Теперь оцените свою работу на уроке.  Найдите Лесенку успеха в своём учебном пособии (слайд 12)

Я предлагаю вам критерии для оценивания. Вам нужно расставить их в соответствии со ступенькой, к которой на ваш взгляд они подходят. А далее по этим критериям вы сможете оценить свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надпредметный курс Мир деятельности

Слайд 2

Этапы формирования умений 1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 2. Приобретение знаний о способе выполнения действий 3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль умения выполнять действие.

Слайд 3

Содержательно-методические линии Организационно-рефлексивная Коммуникативная Познавательная Ценностная

Слайд 4

Типология уроков деятельностной направленности Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки построения системы знаний Уроки развивающего контроля

Слайд 5

Место курса в учебном плане В первой половине дня за счёт школьного или регионального компонента. Во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если занятия посещает весь класс. Курс может быть положен в основу проведения системы классных часов

Слайд 6

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» Комплект для ученика Учебное пособие (с наклейками) Разрезной материал к учебному пособию Комплект для учителя Методические рекомендации для учителя Демонстрационный материал к надпредметному курсу СД с презентациями и печатным материалом к каждому уроку

Слайд 7

Комплексная диагностика сформированности УУД обучающихся по программе «Мир деятельности» Тестирование обучающихся – диагностика надпредметных знаний Выполнение практической работы – диагностика надпредметных умений Наблюдение педагога - диагностика надпредметных умений Наблюдения родителей (анкета для родителей) - диагностика надпредметных умений Анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога Анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком Психологическое исследование

Слайд 8

Оценивание работы обучающихся Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия, положительная динамика результатов относительно себя Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов отметки не выставляются Акцент ставится на самооценке детьми своих достижений Фиксация итоговой оценки – «зачет», «хорошо», «отлично»

Слайд 9

Технология проведения уроков Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства) Реализация построенного проекта Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний Рефлексия деятельности на уроке (итог урока)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 2, слайд 3 ПАМЯТЬ − это способность запоминать Т.Ф.Ефремова, Толковый словарь русского языка

Слайд 2

Урок 2, слайд 5

Слайд 3

СЕКРЕТЫ ЗАПОМИНАНИЯ Урок 2, слайд 6 Воспроизвожу информацию Воспринимаю информацию Закрепляю информацию Мои секреты

Слайд 4

Урок 2, слайд 7 ПЛАН: Приёмы запоминания Карта памяти

Слайд 5

КАРТА ПАМЯТИ Название приёма Как его применяю Выбираю для себя? ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАТА ПРЕДСТАВЛЮ СОБЫТИЕ: 1961 г – полёт в космос. РАЗОБЬЮ НА ЧИСЛА: 19 и 61 СВЯЖУ КАЖДОЕ ЧИСЛО С ИЗВЕСТНЫМ ФАКТОМ! Помогает при запоминании даты событий, даты рождения, номера телефона Урок 2, слайд 8

Слайд 6

Урок 2, слайд 9 ПЛАН: Изучить приём запоминания. Показать приём классу. Составить карту памяти. Сделать вывод и составить эталон.

Слайд 7

Воспринимаю информацию Закрепляю информацию Урок 2, слайд 11 СЕКРЕТЫ ЗАПОМИНАНИЯ Воспроизвожу информацию 19 61

Слайд 8

Урок 2, слайд 13 Сергей Рахманинов запоминал мелодии любой сложности с первого раза Александр Алехин помнил все свои сыгранные партии. Провёл сеанс одновременной игры на 32 досках вслепую Юлий Цезарь и Александр Македонский помнили имена всех своих 30 000 солдат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития лич...

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников

В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...