ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Глебова Ирина Анатольевна

В данной статье освещается опыт организации поисковой и исследовательской деятельности младших школьников, основу которого составляет использование игр, направленных на формирование исследовательского поведения, и работа «Клуба исследователей» на базе 1-2 классов школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

IV Международная (заочная) научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы начального образования»

        2 декабря 2015 г.        

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Глебова И.А.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №91»

Ново-Савиновского района

г.Казани РТ

Стремление к исследованию, экспериментированию присуще природе ребенка с самого рождения.

Однако, для того чтобы детское экспериментирование приобрело целенаправленный характер, позволило ребенку упорядочить свои представления о мире необходимо умелое педагогическое сопровождение. Именно педагогическое руководство переводит детское экспериментирование на уровень познавательно-исследовательской деятельности.  Обучение детей специальным знаниям, а так же развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске может осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и педагога.

В данной статье освещается опыт организации поисковой и исследовательской деятельности младших школьников, основу которого составляет использование игр, направленных на формирование исследовательского поведения, и работа «Клуба исследователей» на базе 1-2 классов школы.

Развитие исследовательского поведения младших школьников требует обучения ребенка специальным умениям [4, с.100]:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезу;
  • Давать определение понятиям;
  • Умение классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Проводить эксперимент;
  • Делать выводы и умозаключения;
  • Фиксировать результат исследования;
  • Работать с текстом,
  • Доказывать и защищать свои идеи.

Формирование данных умений требует ежедневного кропотливого труда педагога, так как целенаправленная мыслительная деятельность, является, пожалуй, одной из самых сложных  видов деятельности  в развитии человека.

Сделать решение мыслительных задач легким и интересным процессом позволяет игра, так как именно она является основным видом деятельности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Игры, используемые в работе с детьми с целью формирования исследовательского поведения, пользуются особой популярностью у детей. Они просты в организации, их можно использовать как часть занятия или как отдельное внеурочное мероприятие. Достоинством данных игр является вариативность, многоплановость, огромный развивающий потенциал.

Игры, направленные на формирование исследовательского поведения,  опираясь на исследования А.Н. Поддъякова, были разделены на 2 группы [6, с.26]:

  1. Игры на формирование способности к поиску информации.
  2. Игры на формирование умений обработки поступающей информации.

В каждой из этих групп были выделены игры различной направленности.

В первую группу вошли игры двух разделов «Проблемы, вопросы, гипотезы» и «Свойства и качества предметов», которые  были направлены на формирование умений:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы
  • выдвигать гипотезу;
  • выделять свойства и качества предметов, классифицировать.

Во вторую группу вошли так же два раздела игр «Учимся делать выводы» и «Учимся записывать результаты» направленные на формирование умений делать выводы и умозаключения, фиксировать результаты исследований.

Цель первого раздела игр условно названой нами «Проблемы, вопросы, гипотезы» научить детей видеть проблемы, проблемы и задавать вопросы и выдвигать гипотезы.

В качестве примера игр данного раздела можно назвать такие игры как:  «Соедини нас», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови причину», «Да-нетка», «Угадай, о чем спросили», «Я еду в деревню» и др. Эти игры позволяли активизировать мышление детей, учили находить разнообразные варианты решения в рамках одной задачи. Так в ходе игры «Соедини нас», детям необходимо было предположить, при каких обстоятельствах могут пригодиться одновременно 2 или более предмета. В игре «Посмотри на мир чужими глазами» вместе с детьми мы учились рассматривать один и тот же предмет с различных позиций, например, составляли рассказ о снеге от имени цветка, медведя, дворника, снеговика. Игры «Угадай, о чем спросили», «Фоторобот» и др. способствовали обучению детей формулированию предположений и гипотез.

В раздел «Свойства и качества предметов» были включены такие игры как «Сколько значений у предмета», «Назови как можно больше признаков предмета», «Неумейка», «Чья это работа?», «Повторяка»,  «Волшебный мешочек» и др., целью которых является систематизация знаний детей о предметном мире, формирование умений выделять свойства предметов, находить предметы с заданными параметрами.

Участвуя в играх, включенных в данный раздел дети учились выделять свойства предметов, их качественные и функциональные характеристики и их взаимосвязь. Так в игре «Чья это работа» детям необходимо было ловить мяч, соотнося при этом названную ведущим функцию с тем образом, который закреплен за тем или иным ребенком. В игре «Данетка» дети учились по совокупности названных свойств и функций угадывать загаданный предмет. А игре «Неумейка» дети учись выделять как присущие так и не присущие предмету функции.

В раздел «Учимся делать выводы» вошли игры, целью которых было формирование у детей умения делать выводы и умозаключения. К ним были отнесены такие игры как «Фоторобот», «Угадай, что я рисую», «Вопрос – ответ», «Рассказ с заданной концовкой», «Осьминожки», «Странное эхо», «Что было раньше», «Волшебная дорожка».

В игре «Странное эхо» детям необходимо было восстановить высказывание по его концовке и объяснить, почему именно таким могло быть начало фразы. Игра «Вопрос-ответ» носит соревновательный характер игрокам нужно добраться до звоночка, но при этом сделать шаг можно только ответив на вопрос правильно объяснив то или иное явление.

Формирование умения фиксировать результаты наблюдений и экспериментов занимает важное место в развитии исследовательских навыков, так как данные умения позволяют детям наглядно видеть результаты исследований, сравнивать их, обобщать и выстраивать последовательность, план сообщения о проведенном исследовании.

Для того чтобы ребенок смог самостоятельно фиксировать результаты исследования были организованы игры позволяющие научить детей записывать информацию с помощью рисунков, для этого применялся метод изографического моделирования. Учить детей кодировать информацию в рисунке помогли игры «Волшебный шкаф», «Прочитай мое письмо», «Журналисты», «Переписка» и др.

В игре «Журналисты» дети проводили опрос и заполняли  бланк, в котором отмечали результат опроса. Полученные данные далее подсчитывались, и  выводился результат с определением наиболее популярных ответов, например, самое любое занятие, самые любимые фрукты и др.

Особой популярностью у детей пользуются игры, в основе которых лежит создание сообщений с помощью рисунков, такие как «Переписка» в этой игре принимают участие дети двух групп. Первая группа  с помощью схематических изображений «записывает» письмо, а другая группа, разгадывая содержания письма, пишет ответ.

Использование игр для формирования навыков исследовательского поведения позволило не только активизировать мыслительную деятельность у детей, способствовало речевому развитию детей, а также позволило объединить коллектив детей, сформировать интерес к совместной исследовательской деятельности.

Другим направлением работы по формированию поисковой и исследовательской деятельности младших школьников была определена поисково-исследовательская деятельность.

Для того чтобы создать мотивацию к целенаправленной исследовательской деятельности, в школе был создан «Клуб исследователей» для учащихся 1-2 классов.

Работа клуба была организована таким образом, чтобы дети, входя в игровую ситуацию, могли, перевоплощаясь взять на себя новую роль, обязывающую иначе, более пристально вглядываться в знакомые и привычные предметы, открывать их удивительные тайны. Для создания игровой ситуации были изготовлены специальные головные уборы - академические шапочки, которые позволяли детям почувствовать себя настоящими учеными, изготовлены «Дневники исследователей».

Организация детской исследовательской деятельности предполагала формирование у детей общих исследовательских умений: умение выделять проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, умение классифицировать, умение и навыки наблюдения, умения и навыки проведения экспериментов, умения фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, умения делать  доказывать и защищать свои идеи.).

Формирование данных умений неизбежно влекло за собой не только расширение словарного запаса у детей, но и развитие всех компонентов речи, так как мыслительные процессы облекались в речевую форму.

В ходе реализации исследовательских проектов таких как «Секреты мыла», «Все о воде», «Магнитные чудеса», «Доктор Соль» дети получали реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследований обогащалась память детей, активизировались мыслительные процессы, так как постоянно возникала потребность совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулировало развитие речи. Это хорошо прослеживалось на всех этапах – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта или наблюдения, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение чётко выразить свою мысль облегчало проведение опыта, в то время как пополнение знаний в ходе экспериментов способствовало развитию речи.

Игровые ситуации, реализуемые в рамках деятельности «Клуба исследователей» в которых дети могли почувствовать себя учеными исследователями, журналистами способствовали созданию возможностей для многократного, осознанного повторения детьми новых для них слов в различных грамматических конструкциях, что способствовало формированию семантических полей новых для детей понятий. Для облегчения и создания речевой опоры использовались модели и опорные схемы высказывания, а так же включение их в игровые ситуации такие как «радиопередача», «телепередача», «детский журнал», «телефонный разговор», «рассказ по цепочке».

Чтобы дети учились высказывать свою мысль, приводили доказательства правильности или неправильности своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), рассуждая, обобщая общее мнение, побуждали детей к рассуждению вопросами, использовались игры ТРИЗ познавательные беседы, наблюдения и совместное обсуждение интересующего вопроса. В ходе этого дети учились высказываться, слушать собеседника, соблюдать очередность высказываний, выбирать свою тему беседы:

– Я хочу знать, почему тает снег.

– А я – какие бывают звезды.

– Почему самолеты летают?

В ходе эвристических беседы дети имели возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями, обсуждать разные проблемы («Есть ли в космосе инопланетяне?», «Далеко ли до звезд?»).

При организации совместной поисково-исследовательской деятельности дети учились фиксировать результаты исследований. Для этого использовались схемы и рисунки. В конце занятия данные рисунки служили опорой для подведения итога, составлении словесного отчета о проведенном исследовании. Для более полного и качественного усвоения детьми применялись различные наглядные средства: модели, схемы, дневники наблюдений, рисунки-алгоритмы проводимых экспериментов, мнемотаблицы, рисунки-загадки, которые позволяли закреплять в речи новые слова, активизировать имеющийся словарный запас.

Разнообразная поисково-исследовательская деятельность, организованная на основе изучения интересных для детей тем и явлений  создала условия для эмоционального осознанного восприятия детьми окружающей действительности, позволила создать условия полноценного речевого развития.

Диагностика, проведенная в конце учебного года, выявила значительное повышение  уровня развития речи, и, что особенно важно, было отмечено не только повышения уровня развития словарного запаса, но и развития связной речи. Это позволяет сделать вывод о том, что поисково-исследовательской деятельность является той  деятельностью, в которой происходит развитие главных психических свойств ребенка, его личности в целом.

Литература

  1. Звягина А.Н. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальное образование. – 2010. - №1. – с.14-18.
  2. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №9. – с. 17-19.
  3. Морозова Е.Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. - №1. – с. 175-181.
  4. Новичкова М.Б. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Сборники конференций НИЦ Софиосфера. – 2010. - №5. – с. 99-105.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /Авт. -  сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Ладога и др. – М.: АРКТИ,2004. – 96с.
  6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2005.  - 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Материалы помогут учителю в организации проектной и исследовательской деятельности школьников...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавате...