Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мурина Юлия Вячеславовна

Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы к выступлению на августовской конференции.

Тема: «Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе».

Что  означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие:

  • Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  • Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Существует несколько классификаций рефлексии.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности. Приёмы: эмоциональная рефлексия – карточки, жесты, «Солнышко», «Дерево чувств», «Лесенка настроений», «Цветик – многоцветик"; рефлексия деятельности – «Выбери утверждение», анкета, листы самооценки, «Пантомима», «Человечек», «Фразеологизм или пословица»; рефлексия содержания учебного материала – «Рефлексивный экран», «Плюс – минус – интересно», синквейн, акрослово, «Волшебный мешочек».

Каждый учитель способен разработать свою рефлексивную методику и приемы.

Но при этом необходимо учитывать:

  • возрастные особенности учащихся;
  • особенности предмета, тему и тип урока;

Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Успехов вам в разработке собственных рефлексивных приёмов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе. 2016 г. Фокина Лидия Петровна

Слайд 2

Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Рефлексия – это самоанализ. Фокина Лидия Петровна

Слайд 3

. Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Фокина Лидия Петровна

Слайд 4

Классификация приёмов рефлексии: По содержанию : символическая, устная и письменная. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. По цели: Рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности. Фокина Лидия Петровна

Слайд 5

Рефлексия настроения и эмоционального состояния: 1.Карточки: Фокина Лидия Петровна 2.Жесты:

Слайд 6

3. Солнышко: Фокина Лидия Петровна

Слайд 7

4.Дерево чувств: Фокина Лидия Петровна 5.Лесенка настроения: Красный – плохое настроение Жёлтый – нейтральное настроение Зелёный – хорошее настроение 1 – крайне скверно 2 – плохо 3 – хорошо 4 – уверен в своих силах 5 - комфортно 1 2 3 4 5

Слайд 8

6.Цветик – многоцветик : Фокина Лидия Петровна Красный , розовый , оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение; Синий цвет – грустное настроение; Зелёный цвет – активность; Жёлтый цвет – спокойный цвет; Фиолетовый цвет – тревожное настроение, близкое к разочарованию; Чёрный цвет – уныние, нежелание выполнять задание ; Коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Слайд 9

Рефлексия деятельности: Выбери утверждение: всё понял, могу помочь другим; всё понял; могу, но нужна помощь; ничего не понял; Фокина Лидия Петровна

Слайд 10

2. Анкета Фокина Лидия Петровна

Слайд 11

3. Листы самооценки Фокина Лидия Петровна

Слайд 12

4. Фразеологизм или пословица: Слышал краем уха; Хлопал ушами; Шевелил мозгами; Считал ворон и т.д. Фокина Лидия Петровна

Слайд 13

5. Человечек: Фокина Лидия Петровна 6. Пантомима:

Слайд 14

Рефлексия содержания учебного материала: 1. Рефлексивный экран Сегодня я узнал… Я выполнял задания… Было интересно… Было трудно… Я научился... Меня удивило… Я понял, что… Теперь я могу… Мне захотелось…. и т. д. Фокина Лидия Петровна

Слайд 15

2. Плюс – минус - интересно Плюс Минус Интересно Фокина Лидия Петровна 3. Синквейн 1 строка – название темы(одно существительное) 2 строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных) 3 строка – описание действия в рамках этой темы ( 3 глагола) 4 строка – фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме 5 строка – синоним, который повторяет суть темы

Слайд 16

4. Акрослово С – смекалистый О – обходительный Л – ловкий Д – добрый А – аккуратный Т - талантливый Фокина Лидия Петровна 5. Волшебный мешочек

Слайд 17

При разработке рефлексивной методики необходимо учитывать: - возрастные особенности учащихся; - особенности предмета, тему и тип урока. Фокина Лидия Петровна

Слайд 18

«Паучок» Фокина Лидия Петровна МЫ Я ДЕЛО

Слайд 19

Источник шаблона: Сайт http://linda6035.ucoz.ru / Фокина Лидия Петровна Сайт https://yandex.ru/images/search Источник картинок :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Организация рефлексии на уроках в начальной школе

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь...

Методика организации рефлексии на уроке в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Особенности деятельности педагога, работающего по ФГОС"....

Презентация. Рефлексия на уроках в начальной школе

Презентация. Рефлексия на уроках в начальной школе...