Проект "Предпрофильная подготовка. Профессиональные пробы"
проект на тему

Городова Татьяна Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Игримская СОШ №1

Проект 

«Предпрофильная подготовка обучающихся. Профессиональные пробы»

Разработали: педагог-психолог Городова Т.А.

учитель информатики Киселева Н.В.

г.п. Игрим

2015

        В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.  

        Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (в следствии разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

        Возможность своевременной и полноценной адаптации во взрослой жизни, реализация своего профессионального потенциала и своих способностей - важные и актуальные вопросы для молодого поколения.

        Проблема помощи в трудоустройстве и выборе профессии решается профессиональными психологами с начала XX века (Ф.Парсон, США). С конца 60-х годов  XX века направление профессиональной ориентации под руководством Е.А. Климова активно развивалось в отечественной психологии (Отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования, Ленинград). Профориетационная работа получила дальнейшее развитие в исследованиях Н.С. Пряжникова, И.С. Кона, К.М. Гуревича и др. Сегодня существует большое количество научных трудов и популярных книг отечественных авторов, посвященных выбору профессии и адресованных молодежи. В 90-х годах были переведены на русский язык книги, посвященные теме профориентации специалистов из США, Японии, стран Западной Европы (Дж. Фланаган, Дж. Холланд, С.Фукуяма и др.).

        Сегодня профессиональная ориентация одна из интенсивно развивающихся, приоритетных направлений российской и зарубежной прикладной психологии. Однако, профориентационная поддержка старшеклассников в настоящее время оказывается специалистами образовательных учреждений (педагогами-психологами, учителями-предметниками). Школа призвана обеспечивать не только образование школьников, но и готовить к трудовой и общественной жизни. Профессиональное самоопределение осуществляется в системе профпробы, охватывающей широкий круг социальных, педагогических, психологических мероприятий, нацеленных на выявление факторов, влияющих на выбор профессии. Это не только знакомство с миром профессии и учебных заведений, но и информация о рынке труда, определение склонности способности школьника, психологическая поддержка.

        Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

        С введением предпрофильной подготовки и профильного обучения (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепция предпрофильной подготовки) профориентационная поддержка приобретает особую значимость. Профпробы направлены на оказание обучающихся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом. В процессе формирования у школьников готовности к профессиональному самоопределению общеобразовательное учреждение решает две задачи:

  1. оказание помощи в формировании выбора дальнейшего маршрута образования и профессиональных намерений;
  2. подготовку выпускников к реализации собственных образовательных и профессиональных планов.

         Через профпробы осуществляется подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности по средствам:

  • предоставление знаний о профессиях;
  • развитие первоначальных профессиональных навыков в процессе проведения профессиональных проб;
  • формирование способности выбирать будущую траекторию обучения, соответствующую личным склонностям и качествам обучающегося.

        Целью проекта профпробы является совершенствование учебно-воспитательного процесса, представление опыта организации и проведение проектной деятельности обучающихся в предпрофильной подготовки или в рамках профориентационной работы с использованием современных информационных и коммуникационных технологий для его последующего системного внедрения и активного развития в других образовательных учреждениях.

        В рамках реализуемого проекта создаются условия для формирования ключевых компетентностей обучающихся, навыков в сфере социально-трудовой деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, межличностных отношений, работы с системами и новыми технологиями.  

        В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

         1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

         2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;

         3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

         4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

         5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

        По осуществлению направления профессиональных проб координаторами выступают:

        Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

•        составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

•        организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

•        ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

•        помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

•        организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях района;

•        организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия поселка;

•        оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

•        проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

•        организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

•        способствуют  развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя  разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

•        обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;

•        способствуют  формированию у школьников адекватной самооценки;

•        проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

•        адаптируют  учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Школьный психолог:

•        изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

•        осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

•        проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

•        проводит  беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

•        осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

•        способствуют  формированию у школьников адекватной самооценки;

•        приглашает  родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

•        оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

•        создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

•        Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.

•        Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

•        Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

•        Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

•        Анкетирование, диагностика;

•        Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)

•        Встречи с представителями предприятий, учебных заведений

•        Проведение нестандартных уроков, открытых уроков, мероприятий в рамках месячника профориентации «знакомство с профессиями», элективных курсов;

•        Проектная деятельность ,  профессиональная проба.

Работа с родителями

•        проведение родительских собраний, (общешк., классн.);

•        лектории для родителей.

•        индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

•        анкетирование родителей учащихся;

•        привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

•        помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

•        помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

•        избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

•        создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

        Для реализации проекта профессиональной пробы в МБОУ Игримская СОШ №1  используются следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, беседы, психологическая диагностика, встречи с представителями разных профессий, кинопросмотры, экскурсии на предприятия поселка, встречи со специалистами ЦЗН, работа со специальной литературой и справочниками, а также использование Интернета. Всё это позволяет поддерживать интерес учащихся  к участию в проекте.


План работы по реализации проекта «Предпрофильная подготовка обучающихся. Профессиональные пробы»  на 2015-2016 учебный год

Цель:  сформировать готовность подростков к жизненному профессиональному самоопределению, которая реализуется в обоснованном построении индивидуальной образовательной траектории (выбор профиля обучения на старшей ступени или сферы профессиональной деятельности для обучения в системе начального и среднего профессионального образования).

Задачи:

1.        Познакомить учащихся с актуальным для них «информационным полем», т.е. иметь целостное  представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоить понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека по различным профилям.

2.        Оказать психолого-педагогическую помощь в обеспечении подростков средствами самопознания для исследования собственных познавательных интересов, склонностей, способностей, развитии умений по целеполаганию и планированию дальнейшего образования.

3.        Помочь в выборе путей и способов развития познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

Состав рабочей группы:

1.         Давыдова Т.Н. -  кл. руководитель 9А класса

2.         Андронюк Л.Ф.- кл. руководитель 9Б класса

3.        Айдемирова Т.Р. –кл. руководитель 9В класса

4.        Тушаков Д.Н.   -   кл. руководитель 10 А класса

5.        Башарова Р.М. - кл. руководитель 11 А класса

6.        Городова Т.А.- педагог-психолог

7.        Киселева Н.В.- учитель информатики

8. Чурагулова О.С. - зам. директора по УВР

9. Хилай С.Н. - ведущий инспектор ЦЗН

  1. Работа с обучающимися:

Мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

Диагностика учащихся

1

Тест Холланда

(обуч.10-11 кл)

Выявление типа личности и вида деятельности, определяющих профессиональный выбор.

Педагог-психолог

Городова Т.А.

сентябрь  -октябрь

3

ДДО Е.А. Климова

(обуч.9 кл.)

Определения типа профессии, который наиболее подходит человеку в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента.

Педагог-психолог

Городова Т.А.

сентябрь –октябрь

4

Выявление степени удовлетворённости уч-ся образовательными услугами (анкета).

Выявление степени удовлетворённости уч-ся образовательными услугами (анкета).

Педагог-психолог

Городова Т.А.

ноябрь

Элективные курсы

1

"География в нашей жизни"

Развитие познавательного интереса к естественным  дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

Редникина А.Т., учитель географии

в течение года

2.

"Мастерица"

Развитие познавательного интереса к естественным  дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

Грамотина Л.Ж., учитель технологии

в течение года

3.

"Умелец"

Развитие познавательного интереса к естественным  дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

Михайлишин Д.Е., учитель технологии

в течение года

4.

"Абсолютная грамотность", "С экзаменом на ты", "Подготовка к ГИА по русскому языку"

Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ и ГИА

Айдемирова Т.Р., Р.М. Башарова, Л.Ф. Андронюк, Вовасова Л.Л.

учителя русского языка

в течение года

5.

"ЕГЭ на 100 баллов", "Мой первый экзамен"

Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ и ГИА

Русеева Н.А., учитель математики

в течение года

6.

Решение тестовых заданий по физике, химии, биологии, истории

Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ и ГИА

Учителя-предметники

в течение года

Классные часы 9 классы

1

Кем быть? Проблема выбора

Основные составляющие выбора профессии «хочу», «могу», «надо». Потребности - побуждение человека к деятельности

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

декабрь

2

«Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

Понятие способностей общих и специальных. Понятие профпригодности. Формирование профессио-нально важных качеств

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

январь

3

Социальные проблемы труда («надо»)

Расширение представлений о рынке труда и его особенностях, знакомство с основными условиями, действующими на рынке труда, знакомство с профессиями, пользующимися спросом и востребованными на рынке

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

февраль

4

Занятость населения. Структура и функции органов службы занятости населения ХМАО-Югры

Понятие клиента службы занятости; государственные услуги, оказываемые органами службы занятости; профессии, пользующиеся наибольшим спросом, и т.д.

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

март

5

Общешкольное родительские собрания

Информирование о ситуации на рынке труда Березовского р-она, проблемах выбора профессии и сфер деятельности; пропаганда и популяризация рабочих профессий

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

апрель

Классные часы 10-11 классы

1

«Мир профессий»

Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

ноябрь

2

«Профессии и специальности. Квалификация.»

Классификации профессий

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

декабрь

3

«Профессиональная зрелость и самопрезентация»

Знакомство с правилами составления резюме

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

январь

4

«Общешкольное родительское собрание»

Информирование о ситуации на рынке труда района, проблемах выбора профессии и сфер деятельности; пропаганда и популяризация рабочих профессий

Городова Т.А.(педагог-псхолог)

Хилай С.Н (инспектор ЦЗН)

февраль

Экскурсии на предприятия

1

Экскурсия в амбулаторию г.п. Игрим

Информирование о видах профессии

Кл.руководитель 9-11 кл.

декабрь

2

Экскурсия в ЛПУ г.п. Игрим

Информирование о видах профессии

Кл.руководитель 9-11 кл.

февраль

3

Экскурсия в детский сад

Информирование о видах профессии

Кл.руководитель 9-11 кл.

март

4

Экскурсия в парикмахерскую

Информирование о видах профессии

Кл.руководитель 9-11 кл.

март

Конкурсы

1

Конкурсы сочинений, рисунков на тему «Я и моя будущая профессия»

Знакомство с профессией, развитие творческого потенциала.

Учителя русского языка и литературы

январь

2

Конкурс фотографий "Все профессии важны"

Знакомство с профессией, развитие творческого потенциала.

Учителя-предметники, педагог-психолог

февраль

Проекты

1

Моя профессиональная проба

Учащиеся 9-11 классов

Март-апрель

Объединения дополнительного образования

1

ДЮЦ

Формирование склонностей и интересов через кружки и секции.

Кл.руководитель

В течение года

2

Айсберг "Ледовая арена"

3

СК "Олимпиец"

Школьный управленческий совет

1

День самоуправления.

Заседание совета профилактики.

Самовыражение каждого школьника через участие в  органах ученического самоуправления.

Чурагулова О.С., зам по УВР

В течение года

Профессиональные пробы

Медсестра

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Мед.работник школы,

Кл.руководитель,

инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Секретарь

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель,

инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Воспитатель

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель,

инспектор ЦЗН

шк.педагог-психолог,

В течение года

Педагог-организатор

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Учитель (по предметам)

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Учитель-предметник,

инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Психолог

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Психолог школы,

инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Бухгалтер/экономист

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Инженер (по областям)

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Специалист по физическому труду и спорту

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Учитель-предметник, Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Стилист-парикмахер

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Дизайнер (по областям)

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Web-дизайнер

Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.

Кл.руководитель, инспектор ЦЗН,

шк.педагог-психолог

В течение года

Заполни таблицу о деятельности на профессиональной пробе:

Дата

Вид деятельности

Твоя оценка о выполненной работе

Заполни таблицу

Что мне нравится в профессии/занятии, которое я выбрал

Что мне не нравится в профессии/занятии, которое я выбрал

Какими качествами должен обладать при выборе данной профессии

Что я не знаю о выбранном занятии

Защита профессиональной пробы

 Оформи свой проект в виде слайдов в программе PowerPoint, слайды должны быть украшены диаграммами, ссылками, рисунками, фотографиями с места прохождения проб, личными выводами-высказываниями.                                              

  Обязательные слайды:

Слайд №1 «Творческое название проекта», автор

Слайд №2- 4 «Краткая характеристика профессии»

Слайд №5 «Востребованность профессии на рынке труда г. Чайковский, Пермского края»

Слайд №6 « Качества, которые необходимы для успеха в данной профессии»

Слайд №7 Проект профессиональной пробы (Заполняется после профессиональной пробы) «Профильная проба:

  • Вид деятельности.
  • Профессия, должность, конкретная работа или виды работ.
  • Что ты попробовал сделать самостоятельно.
  • Самое яркое впечатление.
  • Рекомендации работодателя.

Слайд №7 «Что тебе лично понравилось во время профессиональной пробы, в целом в профессии, а что нет»

Слайд №8 «Вывод: почему я не изменю или изменю своему выбору»

Литература:

  1. Бартер, Ю.Д. Проверь свои возможности: тесты/ Д. Бартер, Д. Вильямс.- М.: АСТ: Астрель, 2003.
  2. Донецкий, А.М. Выбери профессию/ А.М. Донецкий, О.А. Колесникова, Т. И. Полосина. - Жуковский: ПК"Сервис", 2002.
  3. Кибарев, А.А. Активные методы обучения и консультирования в профессиональном самоопределении: практикум по профориентации школьников старших классов/А.А. Кибарев. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
  4. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий/ Е.А. Климов. - Обнинск, 1993.
  5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С. Пряжников. - М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  6. Самоукин, А.И. Выбор профессии: путь к успеху/ А.И. Самоукин, Н.В. Самоукина. - Дубна: ООО "Феникс+", 2000.
  7. Чистякова, С.Н.Твоя профессиональная карьера 8—9 классы/ под рек.  С. Н. Чистяковой. - М: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников»...

Профессионально-психологическая подготовка сотрудника полиции

Реферат был написан на досуге в помощь ... родителям...

Статья "Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся"

Заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной...

Использование корректурных проб в работе с детьми 5- 7 лет при подготовке к школе.

Корректурные пробы- (от слова корректировать) задания на поиск, корректировку и исправление какой-либо информации на листе бумаги. Для детей дошкольного возраста в корректурных пробах используются бук...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА – ПУТЬ В ПРОФЕССИИ

Новые технологии всегда очень быстро развиваются и без них немыслимо современное общество. Мир изменяется, меняемся и мы! Изучение 3D технологий с каждым годом становится все более значимым для соврем...

Результаты методического сопровождения Новиковой И.С. за работой педагогических работников АНО СОШ «Академическая гимназия», направленного на их профессиональное развитие и (или) при подготовке к участию в профессиональных конкурсах.

Направленность методического обеспечения учителей иностранного языка АНО СОШ «Академическая гимназия» включает в себя созданий условий для непрерывного улучшения образовательной деятельнос...