Использование ИКТ в начальной школе
статья (2 класс) на тему

Выступление на ярмарке педагогических идей. Сообщение с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_nachalnoy_shkole.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Использование ИКТ в начальной школе.

 (1слайд)    Суфий, давая наставления своему ученику, спросил его:
— Понял ли ты?
— Понял, — ответил ученик.
— Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ.
 

      Для того, чтобы увидеть свет знаний, а не простой ответ мы с вами используем разнообразные методы и приемы. И конечно огромной помощью в нашей работе стал компьютер. ИКТ стали неотъемлемой частью деятельности по формированию познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. (2слайд)                                                                                                                                                               Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учениками, которые растут в век высоких компьютерных технологий.                                                                

      Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Так как ученики начальной школы имеют наглядно – образное мышление, очень важно на уроках использовать как можно больше качественного иллюстративного и звукового материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Вот здесь к нам на помощь приходят яркие, занимательные компьютерные слайды и анимации.                                                                                                                                                                           Использованием компьютерных технологий позволяют сделать уроки более интересными. Можно использовать практически любой материал, но ненужно  готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на флеш-карте.                                                    

   Но используя, ИКТ в учебном процессе надо помнить об психологических особенностях младших школьников, и использовать, их дозировано, как вспомогательный элемент, способствующий активизации познавательной сферы обучающихся и успешному усвоению учебного материала.

        В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к жизни в условиях нашего информационного общества, в том числе(3слайд)

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 - развитие коммуникативных способностей

 - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: (4слайд)

 - повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

 - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

       Я стараюсь постоянно использовать  в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. (5слайд)

           В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

          В качестве дополнительного и развивающего материала, Можно использовать электронные энциклопедии например «энциклопедия Кирилла и Мефодия», Обязательно использую на уроках изобразительного искусства. (народные костюмы) и многие другие. Удобно использовать и для демонстрации печатного материала. Так же удобно использовать схемы и таблицы, можно использовать цветовые выделения и конечно же размер тоже имеет значение

          Из последних это были:  тренажеры по математике и русскому языку, кроссворды, презентации и видео фрагменты на уроках литературного чтения, демонстрационные фильмы и презентации на уроках окружающего мира.

       (6слайд)  Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс                              заговорит, а главное, заговорит свободно…».
         Для подготовки и проведения уроков я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио.                                                                                                                                                      

       Урок, включающий слайды презентации, данные электронной                     энциклопедии,  вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем                         добиться при фронтальной работе с классом.
          Поэтому презентация является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе.
           Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.(7слайд)

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)

          Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию.

          Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет. Учащиеся привыкают самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе. Так же мы с ребятами участвуем в интернет конкурсах. (8слайд)

          Я использую информационные технологии на всех этапах урока. (9слайд)

1. При объяснении нового материала.

2.  Закреплении.

3.  Повторении.

4.  Контроле.

5.  При проведении олимпиад.

6.  Внеклассных занятий и др.

        Ещё одним пунктом ИКТ является видео. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира,  изобразительного искусства, литературного чтения. (10слайд) Кадры с изображение музеев, природы исторических событий и др., ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Во время  уроков литературного чтения полезно включать аудио средства. Для того, чтобы научить детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Подобрать фонограмму можно и для чтения стихов, музыка помогает учащимся почувствовать эмоции и желание попробовать вызвать такие же чувства и у других. (11, 12слайды)

          Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя. Помогают научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Использование ИКТ преображает  традиционные уроки, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
          Но конечно же подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.

          Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
          Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
   Практика показывает, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует         (13слайд)
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.

          Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, давая возможность выбрать  любую форму работы.                

         Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Учебный процесс с применением ИКТ на уроках направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже. 

В заключении хочу сказать, что учителю в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 

                                                                                                            Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Использование ИКТ в начальной школе

В статье я делюсь опытом работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...