Педагогические технологии: мастерская письма.
статья на тему

Татьяна Анатольевна Михайлова

Статья раскрывает актуальность использования в педагогической практике технологии "Педагогические мастерские" и включает описание эапов построения урока в форме мастерской – как нетрадиционной форме организации учебного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические мастерские.

«…мы будем развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким как он есть, преобразовывался»

Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развитие младшего школьника.

Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

Проблема развития речи по-разному решается в начальной школе. Мастерская письма - одна из наиболее эффективных технологий, поскольку в ее структуре отражены закономерности творческого процесса. Младший школьник сначала погружается в мир образов, а затем переходит к словесно-логическому рисунку, - именно такая последовательность позволяет ему создать целостное художественное высказывание.

Мастерская – как нетрадиционная форма обучения – иная форма организации учебного процесса. От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Она состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Все задания направлены на то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать особую атмосферу для творчества. Ученики каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец.

На мастерской исчезает один из вечных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх показаться глуповатым, не справиться с заданием. Мастерская вселяет в каждого ученика веру в себя, в свои собственные силы, помогает ощутить свою значимость.

В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а и сам процесс, так как он приобщает ребёнка к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельности.

Существуют различные типы мастерских:

  • мастерская письма;
  • мастерская построения знаний;
  • мастерская конструирования текста;
  • мастерская отношений и ценностных ориентаций.

Но при всём их многообразии можно выделить общие этапы в проведении мастерских:

  1. «индуктор» - это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для обучающихся, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
  2. «работа с материалом» - работа с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями, схемами, фактами.

В работе с материалами можно выделить два этапа:

  • «деконструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий.

На протяжении этапа «деконструкция» происходит поиск идей, который раскроется на этапе «реконструкции».

  • «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона.
  1. «социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это представление всем какого-то промежуточного или окончательного своего труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе ученик учится говорить.

«Афиширование» - одна из форм социализации, это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

  1. «разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого - свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания. Путем «озарения» ученик приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

«Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется мастером (учителем). Незапланированные «разрывы» могут использоваться дополнительно на любом этапе мастерской.

  1.  «рефлексия» - это заключительный обязательный этап. Это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

 Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта, и корректируй себя сам».

Условия мастерской:

  • чистый лист бумаги;
  • не спеши спрашивать;
  • внимательно слушай других;
  • все способны к творчеству.

Рекомендации для мастера (учителя):

В данной технологии учитель выступает в роли мастера. Он озадачен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

  • создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества;
  • непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму;
  • мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний;
  • нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей;
  • информацию подавать малыми дозами;
  • исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М,1998
  3. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998
  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические  технологии. Волгоград, «Учитель», 2008
  5. Белова Н.И. "Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы. Фестиваль педагогических идей". Волгоград, "Учитель",  2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.

Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....

Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.

Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....

Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.

Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....

Мастер – класс «Педагогические технологии мастерских как средство совершенствования системы общего образования»

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

План - конспект урока русского языка в технологии "Мастерская письма"

Методическая разработка урока русского языка в технологии "Мастерская письма"....

Педагогическая мастерская письма

В статье отразила значимость данной темы и разместила "Срез педагогической мастерской письма (2-3 класс)"...

Проблема формирования сознательного читателя на уроках и во внеурочной деятельности с использованием технологии мастерских письма в начальной школе

О проблемах  потери интереса к чтению младшими, о проблемах восприятия художественного текста, о скудном читательском опыте, о формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся на...