Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе как инструмент реализации ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пономарёва Вера Ивановна

Данная технология учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Щучинская СОШ»

Эртильского муниципального района Воронежской области

Технология

проблемного - диалогического обучения

на уроках в начальной школе

как инструмент реализации ФГОС НОО.

Пономарёва В.И.- учитель начальных классов, ВКК

МКОУ «Щучинская СОШ»

Эртильского муниципального района Воронежской области

Пономарёва В.И.- учитель начальных классов, ВКК

Технология проблемного - диалогического обучения

на уроках в начальной школе как инструмент реализации ФГОС НОО.

1. Введение. Социальный заказ государства

(слайды 1-2) Сегодня общество предъявляет современной школе новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, нужны те, кто быстро ориентируется в различных ситуациях, творчески решает возникшие проблемы, понимает и принимает всю меру ответственности за свои решения. Необходима личность человека, способного творчески мыслить, обладающего гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор Вот почему технология проблемного обучения в начальной школе занимает лидирующее положение и  является достаточно эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Не случайно она является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.  

  1. Основная часть.
  1. Основоположники теории проблемного обучения

 (слайд  3)  При обзоре литературы, я столкнулась с некоторыми взглядами учёных. В педагогической науке в различные годы изучением организации проблемного обучения занимались многие как  отечественные  дидакты и психологи, так и зарубежные. Чешский педагог Я. Коменский был сторонником активного обучения. Ф.А. Дистервег считал тот метод обучения хорошим, который активизирует познавательную деятельность ученика. Вместе с Ф.А. Дистервегом представителями нового обучения, активного обучения, отошедшего от простого заучивания, являются Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения. Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций. Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

2.2. Современный подход к организации проблемно-диалогического обучения

(слайд 4 )  Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.  Проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. «Постепенно уходит в прошлое традиционная школа-школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение» --считает Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО Мельникова Е.Л. Вот почему  я выстраиваю образовательный процесс на своих уроках, опираясь, прежде всего, на публикации Мельниковой Е.Л.

2.3.Актуальность

 (слайды 5-6)Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в

1

современных условиях обучения обостряются следующие противоречия: во-первых,  учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, а во-вторых, дети общительны, а речь развита плохо.  В своей работе я хочу теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемно-диалогического обучения в начальной школе.  Для себя я выдвинула следующую гипотезу исследования: проблемные диалоги становятся результативными факторами, реализующими возможности проблемного обучения только в том случае, если:
- они создаются систематически, 
- учитывают индивидуальные особенности обучающихся,
- ведут к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.      Технологию проблемно-деятельностного обучения я применяю вот уже на протяжении многих лет и хочется отметить, что технология «открытия» новых знаний учениками для всех и каждому, что для учителя — это ключ к успеху и творчеству как универсальная педагогическая технология развивающего обучения, а для учеников — интересный и понятный урок.

2.4.Теоретические основы проблемного обучения: основные понятия и методы


      (слайд 7 ) Я  работаю в системе традиционного обучения, где  основной формой является урок.  Сделать урок результативным и  интересным для учеников – вот главная задача для меня, поэтому нужно постоянно искать пути его дальнейшего совершенствования. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно творческого человека. Работая продолжительное время учителем начальных классов, постоянно задаю себе вопросы:

- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для   детей? Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

    Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки в соответствии  с технологией проблемного обучения. В этом случае  каждодневное объяснение нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Мой опыт работы доказывает, что методы проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся.

      Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

   (слайд  8 )   Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое обучение» первая часть понятия  означает, что на уроке изучения нового материала прослеживаются два звена — это постановка учебной проблемы и поиск её решения, а слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенных диалогов. Принципы технологии проблемного диалога -  проблемность и  диалогичность. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

2

      Какие методы должен использовать учитель в данной технологии? По мнению Мельниковой Е. Л. – автора технологии проблемного диалога, «методы – это способы деятельности учителя на этапе введения новых знаний».

 (слайд 9)Существуют три основных метода постановки учебной проблемы ( по Мельниковой Е.Л.): 

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов.
(слайд 10 ) Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 
1) создания проблемной ситуации 
«с удивлением» и «с затруднением»
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 
3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. 
(слайд 11 )  Подводящий к теме диалог. Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к.не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. 
(слайд 12 )
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Вот приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках при изучении нового материала.

(слайд 13 ) Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики  по теме: «Умножение на двузначное число» (4 класс).

Работа в группах. На доске записаны примеры  46* 5=,  4* 38=,  37*29=

Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить?

Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)

Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

30*20+7*9=663- ошибочная

37*20+37*9= 1.073– решающая

Как проверить , какой из двух способов верный?

Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

3

(слайд  14) Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов  (3 класс).

Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение.

182 +4 - 3 =

Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?(0 , 6, 10,) Какие гипотезы вы можете предложить? Рассмотрим ваши предложения на истинность.

Какое действие выполняли первым? А вторым? Какие контраргументы вы можете назвать?

Определите тему урока – «Порядок действий в выражениях».

(слайд  15) Приём 3. Подводящий к теме диалог.

Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)

лисья                             разъезд

воробьи                        объявление

семья                            съезд

досье                            въехал

                           

Что вы заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)

Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?

Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?

Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

(слайд 16 ) Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» Окружающий мир 4 класс.

Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?

Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы.
С чистой кристальной водой.
Раскинулся светлый (Байкал!)

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)

Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)

Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? (Это Байкал)

(слайд  17 ) Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»

1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

 2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек.

4+4+4+4+4=20

А сейчас решите эту задачу «На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

  Уроки открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.

4

2.5.Структура проблемно-диалогического урока

(слайды 18-19) Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

2.6.Технология проблемно-диалогического обучения в условиях ФГОС

(слайд  ) Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.


Проблемно-диалогическое обучение позволяет добиться следующих результатов:

Предметные: качественные знания. Они достигаются за счет методов постановки и поиска решения проблемы. Детям на проблемно-диалогическом уроке интересно, знания закрепляются легко и быстро.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты – при побуждающем диалоге у детей формируются творческие способности, они учатся осознавать противоречие, выдвигать гипотезы, при подводящем диалоге формируются логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Кроме того развивается речь

Регулятивные умения – когда ставят проблему, развивается целеполагание, когда ищут решение проблемы, то развивается планирование, когда открывают учебник и сравнивают свой вывод с авторским, то развивается контроль.

Использование различных форм работы формирует коммуникативные умения. Кроме того, использование опорных схем формирует знаковые умения, которые относятся к познавательным

учебным действиям.

Проблемный диалог воспитывает определенные черты характера: смелость, инициативность, активность, толерантность. Это личностные результаты.

Итак, данная технология  – эффективное средство реализации стандартов II поколения.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,  т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому необходима каждому педагогу. По мнению учёных   на сегодняшний день проблемно –диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

  1. Практическая часть. Модель проблемно-диалогического урока. Из опыта работы.

5

   (слайды 20-24 ) В своей практике  у меня сложилась своя модель проблемно-диалогического урока с использованием своеобразной «азбуки». Такой подход помог мне выявить преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.

    Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков

    Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

    Если внимательно присмотреться к таблице «Классификация методов введения знаний»,  станет очевидной одна вещь. Колонка традиционных методов – это учительский монолог: « я говорю – ты молчишь». Все остальные методы представляют собой монолог учителя с учениками : «Я словечко – ты словечко». Иначе говоря, существуют две противоположные возможности вести новые знания на уроке: традиционный монолог и проблемный диалог.

Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно, что соответствует требованиям ФГОС НОО.  Данная технология учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

(слайд 25) Итак, с помощью проблемного обучения решаются следующие педагогические задачи:

  • Самостоятельный поиск новой информации.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Овладение навыком решения задачи.
  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
  • Развитие личностных качеств.
  • Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
  1. Заключение


   (слайд  ) Проблемное изучение просто необходимо, так как оно  формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

                                                                 Использованная литература
1.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

3.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.

6

Приложение 1
Конспект урока «Путешествие по России. Байкал нам дарит чудеса!»

Окружающий мир   4 класс

Приложение2

Презентация1ppt

«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе как инструмент реализации ФГОС НОО» ( к статье)

Приложение2ppt

«Байкал нам дарит чудеса!»  (к уроку)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как инструмент реализации ФГОС НОО МКОУ « Щучинская СОШ» Эртильского муниципального района Воронежской области Пономарёва Вера И вановна, у читель начальных классов, ВКК

Слайд 2

Портрет выпускника начальной школы Любознательный, а ктивно познающий окружающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий свой край и свою Родину Готовый самостоятельно д ействовать и отвечать з а свои поступки Доброжелательный, умеющий слышать и слушать с обеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Выполняющий правила з дорового и безопасного о браза жизни

Слайд 3

Теоретические аспекты проблемного обучения «Окружающий мир является объектом познания учеников, имеет системную организацию .» разработал положение о роли проблемных ситуаций «Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал». «… знания в значительной части не передаются в готовом виде учащимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации .» Матюшкин А.Н.

Слайд 4

«Постепенно уходит в прошлое традиционная школа-школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа—школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение». Мельникова Е.Л Современный подход к организации п роблемно-диалогического обучения

Слайд 5

Актуальность Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Слайд 6

Из исследований психологов известно , что обучающиеся удерживают в памяти : - 10% от того, что они читают; - 20% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 40% от того, что они видят и слышат; - 60% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что обнаруживают самостоятельно и формулируют проблему; - 90 % от того, что они самостоятельно обнаруживают и преодолевают трудности

Слайд 7

Теоретические основы проблемного обучения (по Мельниковой Е. Л.) Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний. Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала.

Слайд 8

Проблемная ситуация и учебная проблема Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д . -Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм . -Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д . -Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Слайд 9

Основные методы 1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. 2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. 3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Слайд 10

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников. Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета ?» - Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное). - Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар). - Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )

Слайд 11

Подводящий к теме диалог Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. Урок математики по теме: : «Литр ». У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём - Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах. Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.

Слайд 12

Сообщение темы с мотивирующими приёмами Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) • Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся).

Слайд 13

Из опыта работы Приём 1. «Умножение на двузначное число» (4 класс). Работа в группах. На доске записаны примеры 46* 5=, 4* 38=, 37*29= Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить? Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе) Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы 30*20+7*9=663- ошибочная 37*20+37*9= 1.073– решающая Как проверить , какой из двух способов верный? Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником) Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Слайд 14

Из опыта работы Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов (3 класс) Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение. 18: 2 +4 - 3 = Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?(0 , 6, 10,) Какие гипотезы вы можете предложить? Рассмотрим ваши предложения на истинность. Какое действие выполняли первым? А вторым? Какие контраргументы вы можете назвать? Определите тему урока – «Порядок действий в выражениях».

Слайд 15

Из опыта работы Приём 3. Подводящий к теме диалог . Предлагается материал для сравнения (два столбика слов) лисья разъезд воробьи объявление семья съезд досье въехал Что вы заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ) Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки? Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ? Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

Слайд 16

Из опыта работы Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» Окружающий мир 4 класс. Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь? Один на земле он такой, Дар божий в ладонях зарницы. С чистой кристальной водой. Раскинулся светлый (Байкал!) Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете) Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?) Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? ( Это Байкал)

Слайд 17

Из опыта работы Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением» 1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. 2 класс. Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек. 4+4+4+4+4=20 А сейчас решите эту задачу «На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

Слайд 18

Основа противоречия: х арактер усвоения новых знаний на уроке Традиционный урок Проблемно-диалогический урок Обозначение темы урока «Сегодня мы будем изучать…» 2.Объяснение учителем н ового материала: «Итак, слушаем меня внимательно…» 3.Закрепление Изученного материала: «Заучи правило… Перескажи текст.. Повтори…» 1. Обозначение проблемы детьми: «С одной стороны…, но с другой…», «Что вас удивило?», «В чём затруднение?», «Что вы хотели бы узнать?» 2. Выдвижение гипотез детьми и их Проверка на истинность… «Определите сами…», «Какие у вас есть аргументы? А какие контраргументы?» 3.Создание продуктов учебной деятельности «Придумай продолжение…» «Составь викторину..»

Слайд 19

Проблемное обучение: с тупени познания Обозначаем проблему Ведём поиск решения проблемы Определяем о писание с воих действий Реализуем п родукты своей деятельности Этапы урока по технологии проблемного диалога 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2. Выдвижение версий решения проблемы. 3. Актуализация имеющихся знаний. 4. Составление плана решения проблемы. 5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Слайд 20

«Азбука» проблемного урока ПС ? Проблемная ситуация Я « Я ркое пятно» Мотивирующие приёмы А «Актуальность» ПБД Побуждающий о т проблемы диалог ПР Проблема ПВД Подводящий от проблемы диалог Г Гипотеза ПГ Проверка гипотезы Знания Продукты з нания Творчество

Слайд 21

Модель проблемного урока Ступень 1. Постановка проблемы или

Слайд 22

Модель проблемного урока Поиск решения учебной проблемы Лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез н а уроке– это побуждающий диалог Ступень 2.

Слайд 23

Модель проблемного урока Учащиеся сами открывают знания или Побуждающий диалог включает в работу каждого ученика. обеспечивает понимание нового материала , задействует всю его познавательную сферу. Ступень 3.

Слайд 24

Модель проблемного урока Творческое применение знаний Типы продуктивных заданий Формулирование Опорные сигналы Образы Творческое воспроизведение и применение изученного на уроке нового материала обеспечивается выходом продуктивных заданий. Ступень 4.

Слайд 25

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает Самостоятельный поиск новой информации. Самостоятельная работа с учебником. Овладение навыком решения задачи. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. Развитие личностных качеств. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала. Решение проблемы психологического комфорта на уроках. Ступень 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делимся опытом. Выступление на ШМО на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС."

Конспект+Презентация на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС"  знакомит с видами проектов, предназначением проектной деятельности...

Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро...

«Использование творческих проектных форм обучения в начальной школе - как фактор реализации ФГОС»

Проектная деятельность в школе. Положительные и отрицательные аспекты проектной деятельности....

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО

Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....