Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам
статья (3 класс) на тему

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

 

«Великая цель образования- это не знания, а действия!»  

 Герберт Спенсер

 

В 2011 году все школы России, перешли на новый Федеральный Государственный  образовательный стандарт, в основу которого положен системно-деятельностный подход в обучении, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, ставит целью развитие личности учащихся.

Основные задачи образования сегодня-не просто вооружить ученика набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, сформировать способность к самосовершенствованию и  саморазвитию.

Поэтому для нас, учителей, задача состоит в том, чтобы организовать процесс обучения так, чтобы дети научились учиться, научились добывать знания, усваивать и применять их  в своей практической деятельности.

Педагоги и мыслители разных времён обращались  к деятельностному подходу в образовании, считая его  самым эффективным и единственно верным.

  • «Нельзя чему-нибудь научить человека,  можно только помочь ему
  • обнаружить это внутри себя»   Г. Галилей
  • «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию…необходимости его появления» Г.А. Цукерман
  • « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
  • «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» А. Дистервег
  • «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег
  • «Примеры полезнее наставлений» Античный афоризм

 

В 1957 г. Л.В. Занков определил цель образования: «Достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья». «Общее развитие- развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений». Считаю, что система Л.В.Занкова как нельзя лучше соответствует Государственному образовательному стандарту.

В этом году я впервые выпустила детей –занковцев. О некоторых своих  наработках я хочу вам сегодня рассказать.

        Характеризуя процесс обучения, Л.В. Занков подчеркивал, что решающее в обучении – добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании. Чтобы возникла потребность, должна быть мотивация. Формирую мотивацию с первых минут урока:

 

1.Создать мотивацию урока можно необычным началом:

Например: урок литер. чтения, 4 класс, тема урока         «12 месяцев» С.Маршака начали небольшой инсценировкой пьесы.

-Из какой сказки эта сцена?

-Чем необычна эта сказка?(написана в форме пьесы. Это драм.сказка)…

3.С помощью пословиц, поговорок, эпиграфа и высказывания выдающихся людей, относящихся к теме  урока:

Например: -«С малой удачи начинается большой успех»;

-урок литер. чтения, 4 класс, тема урока Ю.В. Лермонтов «Бородино»

Тогда гроза 12-го года

Ещё спала. Ещё Наполеон

Не испытал великого народа-

Ещё грозил и колебался он…

-Как вы думаете, о каких событиях говорится в этом стихотворении?.....

 

4.Связь с предыдущим уроком:

-Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы….А это будет необходимо в …таких-то ситуациях…

-с обсуждения проблемного вопроса, который был задан в конце прошлого урока

 

5.На этапе постановки  учебной задачи:

-Какая задача стоит перед нами на уроке?

-А что ещё хотели бы узнать и чему научиться?

-Для чего вам это нужно?

 

6.На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке мы вновь возвращаемся к задаче урока и задаём вопросы:

 

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Какие виды работ помогли нам в этом?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

-Над чем ещё надо поработать?

 

Считаю важным формировать у  учащихся умения, связанные с самостоятельным добыванием знаний. В этом нам помогают упражнения, задания, вопросы в учебниках имеющие  поисковый характер. Задаётся проблемный вопрос ( Ответить сразу на вопрос мы не можем, возникает проблема. Дети, как справиться с этой проблемой? Провести исследование! Это может быть мини-исследование или урок- исследование. Работаем в парах, группах, самостоятельно). Дети обсуждают, соотносят свои версии ответов с предположениями детей из учебника, приходят к выводу, сверяют свой вывод с выводом учебника.

В целях развития самостоятельного умения работать на уроках использую и дифференцированные задания; работу с памятками, которые мы с детьми создали по рус.языку и математике; работу со справочной литературой, словарями, дополнительными источниками информации; использую  средства ИКТ; работу в парах (выполняют различные задания, проводят взаимопроверку работ, взаимооценивание в результате формируется контроль и самоконтроль); работу в группах ( дети учатся обосновывать своё мнение, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с  высказываниями других)–стараюсь использовать на каждом уроке.

Провожу различные формы уроков:

-уроки-экскурсии;

-библиотечный урок;

-урок-театрализация (4 кл. после серии уроков по произведению М.Метерлинка «Синяя птица» дети заранее разделились на группы и подготовили инсценировки эпизодов пьесы);

-урок- праздник поэзии (можно проводить после изучения темы или  группы произведений одного или нескольких поэтов);  

        

        -урок-практическая работа («Грибы»,  «Определение состава и свойств полезных ископаемых.Работа с физической картой России(полезные ископаемые)»,  «Составление плана комнаты»,  «Оказание первой помощи при ушибах и порезах», «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью»  т.д.) Такая  работа  вызывает  интерес  учащихся,  формирует  умение  сотрудничать  и  работать  в  группе,  способствует  саморазвитию  школьников,  происходит более глубокое усвоение детьми материала, т.к. все знания, необходимые на уроке, учащиеся добывают сами.

        -урок-исследование («Роль живописи в жизни человека», «Транспортные средства. Транспорт будущего», «Открытие Америки, ее природа, население», « Петербург - один из прекраснейших городов мира», «Органы чувств».т.д.)-предусмотрены программой.

-использую метод проектов (строили проект детской площадки,  «Деревня - деревянный мир» и т.д. Часто использую на уроках технологии. Проектная деятельность способствует формированию у учеников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, определять последовательность действий, необходимых для реализации замысла. Является средством обучения и развития личности.

На таких уроках дети учатся самостоятельно мыслить, анализировать, учатся  строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, сами определяют знания и незнания по обсуждаемому вопросу.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.

Заключение

Михаила Пришвина, который говорил что «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

«Великая цель образования- это не знания, а действия!»  

 Герберт Спенсер

В 2011 году все школы России, перешли на новый Федеральный Государственный  образовательный стандарт, в основу которого положен системно-деятельностный подход в обучении, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, ставит целью развитие личности учащихся.

Основные задачи образования сегодня-не просто вооружить ученика набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, сформировать способность к самосовершенствованию и  саморазвитию.

Поэтому для нас, учителей, задача состоит в том, чтобы организовать процесс обучения так, чтобы дети научились учиться, научились добывать знания, усваивать и применять их  в своей практической деятельности.

Педагоги и мыслители разных времён обращались  к деятельностному подходу в образовании, считая его  самым эффективным и единственно верным.

  • «Нельзя чему-нибудь научить человека,  можно только помочь ему
  • обнаружить это внутри себя»   Г. Галилей
  • «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию…необходимости его появления» Г.А. Цукерман
  • « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
  • «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» А. Дистервег
  • «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег
  • «Примеры полезнее наставлений» Античный афоризм

В 1957 г. Л.В. Занков определил цель образования: «Достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья». «Общее развитие- развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений». Считаю, что система Л.В.Занкова как нельзя лучше соответствует Государственному образовательному стандарту.

В этом году я впервые выпустила детей –занковцев. О некоторых своих  наработках я хочу вам сегодня рассказать.

        Характеризуя процесс обучения, Л.В. Занков подчеркивал, что решающее в обучении – добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании. Чтобы возникла потребность, должна быть мотивация. Формирую мотивацию с первых минут урока:

1.Создать мотивацию урока можно необычным началом:

Например: урок литер. чтения, 4 класс, тема урока         «12 месяцев» С.Маршака начали небольшой инсценировкой пьесы.

-Из какой сказки эта сцена?

-Чем необычна эта сказка?(написана в форме пьесы. Это драм.сказка)…

3.С помощью пословиц, поговорок, эпиграфа и высказывания выдающихся людей, относящихся к теме  урока:

Например: -«С малой удачи начинается большой успех»;

-урок литер. чтения, 4 класс, тема урока Ю.В. Лермонтов «Бородино»

Тогда гроза 12-го года

Ещё спала. Ещё Наполеон

Не испытал великого народа-

Ещё грозил и колебался он…

-Как вы думаете, о каких событиях говорится в этом стихотворении?.....

4.Связь с предыдущим уроком:

-Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы….А это будет необходимо в …таких-то ситуациях…

-с обсуждения проблемного вопроса, который был задан в конце прошлого урока

5.На этапе постановки  учебной задачи:

-Какая задача стоит перед нами на уроке?

-А что ещё хотели бы узнать и чему научиться?

-Для чего вам это нужно?

6.На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке мы вновь возвращаемся к задаче урока и задаём вопросы:

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Какие виды работ помогли нам в этом?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

-Над чем ещё надо поработать?

Считаю важным формировать у  учащихся умения, связанные с самостоятельным добыванием знаний. В этом нам помогают упражнения, задания, вопросы в учебниках имеющие  поисковый характер. Задаётся проблемный вопрос ( Ответить сразу на вопрос мы не можем, возникает проблема. Дети, как справиться с этой проблемой? Провести исследование! Это может быть мини-исследование или урок- исследование. Работаем в парах, группах, самостоятельно). Дети обсуждают, соотносят свои версии ответов с предположениями детей из учебника, приходят к выводу, сверяют свой вывод с выводом учебника.

В целях развития самостоятельного умения работать на уроках использую и дифференцированные задания; работу с памятками, которые мы с детьми создали по рус.языку и математике; работу со справочной литературой, словарями, дополнительными источниками информации; использую  средства ИКТ; работу в парах (выполняют различные задания, проводят взаимопроверку работ, взаимооценивание в результате формируется контроль и самоконтроль); работу в группах ( дети учатся обосновывать своё мнение, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с  высказываниями других)–стараюсь использовать на каждом уроке.

Провожу различные формы уроков:

-уроки-экскурсии;

-библиотечный урок;

-урок-театрализация (4 кл. после серии уроков по произведению М.Метерлинка «Синяя птица» дети заранее разделились на группы и подготовили инсценировки эпизодов пьесы);

-урок- праздник поэзии (можно проводить после изучения темы или  группы произведений одного или нескольких поэтов);  

        

        -урок-практическая работа («Грибы»,  «Определение состава и свойств полезных ископаемых.Работа с физической картой России(полезные ископаемые)»,  «Составление плана комнаты»,  «Оказание первой помощи при ушибах и порезах», «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью»  т.д.) Такая  работа  вызывает  интерес  учащихся,  формирует  умение  сотрудничать  и  работать  в  группе,  способствует  саморазвитию  школьников,  происходит более глубокое усвоение детьми материала, т.к. все знания, необходимые на уроке, учащиеся добывают сами.

         -урок-исследование («Роль живописи в жизни человека», «Транспортные средства. Транспорт будущего», «Открытие Америки, ее природа, население», « Петербург - один из прекраснейших городов мира», «Органы чувств».т.д.)-предусмотрены программой.

-использую метод проектов (строили проект детской площадки,  «Деревня - деревянный мир» и т.д. Часто использую на уроках технологии. Проектная деятельность способствует формированию у учеников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, определять последовательность действий, необходимых для реализации замысла. Является средством обучения и развития личности.

На таких уроках дети учатся самостоятельно мыслить, анализировать, учатся  строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, сами определяют знания и незнания по обсуждаемому вопросу.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.

Заключение

Михаила Пришвина, который говорил что «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках математики"

Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей.  Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больш...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....

Реализация деятелностного подхода в обучении младшего школьника на уроках.(доклад)

“Великая цель образования - это не знания, а действия”....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

Ментальные карты как метод реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая пр...