Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов
методическая разработка на тему

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям начальных классов  в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_uchitelya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма

у учащихся начальных классов

Ошибки при письме

Какая функция речевой деятельности не сформирована

Что надо развивать

Примерный практический материал для работы с детьми

1

2

3

4

5

1

-Замены гласных в сильной позиции;

-нарушение дифференциации твердых и мягких согласных;

-замена звонких согласных на глухие и наоборот;

-расщепление аффрикат на их компоненты.

-Акустическая дифференциация звуков, нечеткость акустических представлений;

-кинестетическое восприятие;

-фонематическое восприятие;

-нарушение операций выбора фонем по акустическим и произносительным признакам.

-Кинестетическое восприятие, тонкую моторику рук, артикуляционную моторику;

-слуховое восприятие, слуховое внимание;

-фонематический слух;

-фонематическое восприятие;

-кинестетический и слуховой контроль;

-произвольное внимание, память.

1. Игры “Кто позвал?”, “Угадай, чей голосок?”;

-пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

2. Задания:

-соедини одной линией картинки, в которых есть данный звук,

-определи первый звук в слове,

-определи место звука в слове,

-назови соседей заданного звука,

-выдели из текста слова с заданным звуком,

-измени заданный звук на мягкий (твердый),

-выкладывание звуковой схемы слова;

3. Игры с мячом “Назови пять слов со звуком…”, “Снежный ком”;

4. Решение кроссвордов на заданный звук, словесные игры типа “Волшебники”.

2

-Пропуски гласных и согласных букв в их стечении;

-пропуски слогов, слов;

-вставка букв, слогов;

-перестановки букв и слогов;

-слитное написание слов в предложении,

-разрыв слова на части.

-программирование звуковой и слоговой структуры слова;

-дискретность восприятия речевого потока;

-кинетический праксис;

-кинестетический анализ и синтез;

-фонематический анализ и синтез;

-взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализатора;

-лексический состав речи;

-морфологические обобщения;

-концентрация и переключение внимания.

-Фонематические представления;

-фонематический анализ и синтез;

-динамический праксис (тонкая и артикуляционная моторика);

-сукцессивные функции во всех модальностях;

-слухо-моторные и зрительно-моторные координации;

- память (во всех модальностях);

-навыки концентрации и переключения внимания;

- развитие словаря, навыков словоизменения и словообразования.

1. Задания:

-подбери слово, состоящее из 3,4,5… звуков,

-отбери картинки, в названиях которых 5 звуков,

-разложи картинки на группы в зависимости от числа звуков в слове,

-подбери слово на один звук длиннее заданного,

-вставь в слова пропущенные буквы,

-выбери из предложений слова с определенным числом звуков,

-преобразование слов (добавление,  перестановка и удаление букв, звуков, слогов),

2. Работа над ритмической структурой слова:

-воспроизведение ритмов по слуховому и графическому образцу,

 3

1

2

3

4

5

-продолжи рад слогов,

-определи место гласного в слове,

-определи число гласных в слове,

-произноси из слова одни гласные звуки, запиши только гласные буквы слова,

-разложи картинки под определенными сочетаниями гласных,

-сосчитай количество слогов,

-определи пропущенный слог,

-составь слово из слогов, данных в беспорядке,

3. Развитие дискретности восприятия и сукцессивных функций:

-дорисуй предметы,

-“Где меня найти?” - нахождение  предметов в ряду однородных,

-сопоставь понятия “дед-отец-сын-брат”,

-игры типа “Продолжи ряд” во всех модальностях,

-речевые игры “Продолжи ряд звуков, слогов, слов”, распространение предложений.

4. Ребусы и кроссворды.

3

-Нарушение согласования в роде, числе;

-нарушение управления, неправильное использование падежных окончаний;

-замена и смешение  префиксов, суффиксов;

-слитное написание предлогов, раздельное написание приставок,

-нарушение линейной схемы предложения (пропуски,  перестановки и вставки слов).

-бедность представлений об окружающем мире,

-ограниченность лексического состава речи,

-недостаточная дискретность восприятия (зрительного, слухового, кинестетического),

-пространственное восприятие,

-морфологические и синтаксические  обобщения,

-операции словоизменения и словообразования,

-операции грамматического структурирования.

-познавательные способности,

-продуктивные виды деятельности,

-сукцессивные функции,

-пополнение лексического запаса, его семантическое и грамматическое  структурирование,

-навыки словообразования и словоизменения,

-временные и пространственные представления,

-концентрацию и переключение внимания.

1. Развитие сукцессивных функций:

-воспроизведение ритмов по образцу,

-продолжи ряд, сохраняя принцип чередования (в разных модальностях),

-“Что изменилось в ряду?”, “Живые слова”, “Доскажи словечко”,

2. Развитие лексического состава речи, навыков словоизменения и словообразования:

-“Опиши предмет”, “Скажи наоборот”, “Какое слово лишнее?”, “Незнайка-грамотей” (согласование существительных с прилагательными),установление последовательности событий на картинках.

4

-Смешение букв, имеющих одинаковые, но различно

- Зрительное восприятие (целостные и дискретные стратегии),

-зрительные и пространственные представления, зрительно-

-Дорисовывание незаконченных рисунков, обводки, штриховки,

-дорисовывание недостающих деталей рисунка,


1

2

3

4

5

расположенные в пространстве элементы,

-смешение, замены букв, отличающихся дополнительными элементами,

-неправильное употребление, пропуск предлогов,

-нарушения почерка: буквы разного размера и наклона.

-временные и пространственные ориентировки

-пальцевый праксис и графо-моторные навыки,

-кинетическая формула буквы, вербализация пространственных представлений.

пространственный анализ и синтез,

-графическую символизацию,

-графо-моторые навыки,

-динамический праксис: плавность переключения с одного движения на другое.

воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти,

-срисовывание геометрических фигур, изготовление букв из пластилина, бумаги, веревки, др.,

-узнавание и называние предметов, букв, наложенных друг на друга,

-рисование и письмо букв по шаблонам,

-уточнение “схемы тела”, упражнение в ориентировке в пространстве,

-выполнение инструкций и сопровождение выполняемых действий речью, игры типа “Полянка”,

-рисование по клеточкам с речевым комментированием,

-речевые игры с использованием пространственной лексики: “Скажи наоборот”, “Скажи правильно”, “Расскажи приезжему,  как пройти к …”.

5

-Непонимание прочитанного текста,

-нарушение целостности высказывания, его незавершенность,

-неправильная передача последовательности событий,

-использование коротких простых предложений, снижение доли глаголов, наречий,  местоимений, предлогов,

-телеграфный стиль,

нарушение управления во фразе

-Целостное восприятие,

-сукцессивные функции,

-операции программирования высказывания,

-операции грамматического структурирования,

-слуховое и речевое внимание и память,

-вербально-логическое мышление,

-бедность активного лексического запаса, недостаточность морфологических и синтаксических обобщений.

 

-Сукцессивные способности,

-семантические поля,

-навык программирования высказывания,

-логическое мышление,

-слухоречевую память.

-Разложи сюжетные картинки в нужной последовательности,

-пересказ по серии сюжетных картинок, по пиктограммам,

-разложи сюжетные картинки последовательно,  составь план и расскажи о событиях, изображенных на картинке,

-составление описательного рассказа об игрушке, предмете,

-составление плана по сюжетной картинке, составление текста по данному плану,

-придумай начало (конец) прослушанного рассказа,

-“Салат” из сказок,

-составь письмо товарищу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.

Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами  по устранению проблем....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...

Дисграфия. Современные научно-теоретические подходы к коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Данный материал будет интересен логопедам. В работе раскрыты понятия "дисграфия", "дисорфография". Дан обзор методов преодоления нарушений письма. Приведены примеры коррекционно-ло...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результ...