Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Егорова Юлия Владимировна

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении родительских собраний, совместные занятия родителей с детьми по курсу "Мир деятельности" , психолого-педагогическая технология- тренинг. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас всех приветствовать на ежегодной августовской конференции! Зовут меня Ю.В. Егорова, учитель начальных классов, стаж работ- 8 лет.

Тема моего выступления: Организация эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы).

2 слайд

 Выступление своё хочу начать со слов А. С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги». Я думаю, каждый из нас согласится с этим высказыванием.

3 слайд

Взрослое  поколение оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. По многолетним личным наблюдениям, проведенным диагностикам с родителями и их детьми, с учителями, мною выявлено, что нарушения во взаимоотношениях между взрослыми и детьми влекут за собой значительные неблагоприятные последствия, в частности происходит дисгармоничное развитие личности ребенка, а именно развитие у несовершеннолетнего девиантного поведения, что дает толчок формированию делинквентного поведения. У таких детей нет мотивации  к процессу обучения  и интереса к школе в целом, повышается тревожность, формируется дезадаптация к учебному процессу, дети попадают в статус «изолированные». К сожалению, в современном мире с появлением айфонов, планшетов, свободного выхода в интернет, дети психологически неподготовленные и недостаточно образованные в этой сфере попадают в руки мошенников, сект и тд.

4 слайд

Современному учителю, в бурном потоке развитии наук, различных инноваций, непросто построить рабочую учебную атмосферу  в классе, общение с родителями,  и достичь цели ФГОС. Особенно молодому специалисту без опыта работы тяжело построить взаимодействие с родителями, имеющими не одно высшее образование.  Это требует от учителя: знание и умение применять законов, ФГОС стандартов, психологической и педагогической грамотности, профессиональной компетентности, начитанности, знание и применение разных форм, методов, приёмов, технологий по работе с родителями. Т.е учителю важно стать необходимым для родителей и их детей.

Слайды 5, 6, 7, 8,9

5.  Трудовые функции педагога, знания, умения и конкретные виды действий прописаны и в профессиональном стандарте «Педагог», который вступил в силу 1 января 2017 года.

6. В требованиях к деятельности педагогических работников устанавливаются в описании трудовой функции Профстандарта педагога.

7. Хочу обратить ваше внимание на следующие функции: владеть методами и средствами психолого- педагогического просвещения родителей (законных представителей), уметь выстраивать партнёрское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Где в качестве потребителей выступают сами учащиеся и их дети.

8. Равноправным партнером в образовательной политике государства- признается семья.

9. Партнёрские отношения между школой и родителями проходит 3 этапа развития. Это знакомство, психолого-педагогическое просвещение и совместная деятельность.

Слайд 10

Миссия школы с учётом интересов общества и государства- помочь в семье сформировать у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, быть полезным обществу и государству.

Слайд 11

Родители нового поколения имеют ряд особенностей и взглядов на воспитание своих чад. Такие как: преобладание индивидуалистической модели воспитания; отсутствие социально- ориентированной деятельности между взрослыми и сверстниками, девальвация традиционных ценностей, снижение ценности других людей, эгоизм, размывание гражданственности, трудолюбия, социальной солидарности.

Слайд 12

А ведущая роль при выстраивании взаимодействия с родителями принадлежит педагогам.

Слайд 13

Наша с вами задача- научиться слышать, профессионально анализировать, обсуждать и учитывать в своей работе мнение родительского сообщества.

Слайд 14

Основной продуктивной формой совместной работы учителя с родителями является родительское собрание. На которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Каждый учитель выбирает свои технологии проведения родительских собраний. Но читать лекции и говорить о том, как правильно воспитывать ребенка, сколько времени ему нужно уделить, как стать авторитетом для него, как предотвратить конфликт, правильно общаться, как сделать его самостоятельным, ответственным за свои поступки, обсуждать имена детей с девиантным поведением и плохими отметками, не понимая, что они из себя представляют, мало. А современные родители заняты работой (зарабатыванием денег), считая, что внимание ребенка можно купить дорогой игрушкой, утверждая «мы росли на улице и они вырастут», мало общаются с чадом, многие из них не знают эмоциональных потребностей своих детей, не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними. Родителям важно овладеть навыками по развитию позитивных отношений с учителями и с детьми. Для этого нужно каждому побывать в ситуации, посмотреть на неё со стороны ребенка, прослушать мнения и проанализировать себя самого, научиться слышать свое чадо и слушать его, но и понимать в каком обществе растут наши дети.

Слайд 15

Моя сегодняшняя цель раскрыть те способы организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС, которые являются наиболее продуктивными в моей практике.

Слайд 16

Во-первых, в работе, как с обучающимися, так и для выстраивания правильного взаимодействия с родителями использую следующий педагогический инструмент - дидактическую систему деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, которая включает в себя саму технологию, дидактические принципы, надпредметный курс «Мир деятельности», комплексный мониторинг УУД и систему трансляции педагогического опыта.

Слайд 17

Технология подразумевает ведений занятий по структуре ОНЗ, которая дана на экране.

Слайд 18

 Подготовка к таким занятиям начинается с продумывания логической основы урока, которую вы видите на экране. Далее занятие выстраивается по структуре занятия, где родители находятся в деятельности на всех этапах. Огромную роль играет этап мотивации, на ней реализуются три основные задачи: хочу, могу, надо. Немаловажную роль играет этап рефлексии учебной деятельности, на котором анализируют свою деятельность на всех этапах занятия и оценивают свою деятельность по лесенке успеха.

Слайд 19

Занятия в системно-деятельностной технологии Л.Г. Петерсон помогает выстроить система дидактических принципов.

Слайд 20

Основной, из которых, является принцип психологической комфортности.

Слайд 21

Дидактическая система Л.Г. Петерсон предлагает варианты планирования работы с родителями, которыми можно также воспользоваться.

Слайды 22,23

22. Данная система предлагает надпредметный курс «Мир деятельности», на которых принятие ребенком ценностей происходит через собственную деятельность. Этот курс закладывает знания о структуре деятельности и мотивацию к процессу обучения.  Первичный опыт и сам опыт обучающиеся получают на самих уроках в ТДМ  Л.Г. Петерсон. Главным героем, курса является Смайлик. С помощью, которого, ученики знакомятся с 2 шагами учебной деятельности: Что я не знаю, сам найду способ.

Слайд 24

Мир деятельности- полностью разработанный курс (1-4, 5-9), где имеются: тетрадь с наклейками, разрезной материал, готовые эталоны, диски с методичкой и презентацией к уроку, демонстрационный материал и готовая программа.

Слайды 25,26,27 28, 29

25, 26. Мир деятельности позволяет выполнить все линии ФГОС. Ценностную

27. Организационно-рефлексивную

28 Познавательную

29. Коммуникативную.

Слайд 30

Курс «Мир деятельности» можно включить в классные часы, во внеурочное время на кружки. С 2012 года имеют опыт работы по данному курсу, но пока  только в 1 классах. 3 года подряд в связи со сменой места жительства и ухода в декретный отпуск мне приходилось брать  1 классы. Мир деятельности использую на классных часах, на протяжении 3 лет. Занятия провожу в ТДМ Л.Г. Петерсон, 4 занятия в году, в теме которых, по-моему, должны разобраться и родители,  провожу совместно с ними. Родители в свою очередь дают разные отзывы: кто-то говорит, что очень сложный материал для усвоения, но большая часть благодарны и довольны.  Сейчас просмотрим ролик, как проходят занятия совместно с родителями. Уроки продуктивные и очень полезные. Они помогают поменять  взгляд родителей на систему обучения и воспитания детей в целом. А самое главное, родители после таких занятий становятся активными, больше интересуются детьми, чаще приходят на консультации и начинают общаться с детьми на другом языке.  

Слайд 31

Ещё один вид работы с родителями, который даёт хорошие результаты –это тренинг. Метод активного обучения и передачи информации, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Слайд 32

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера

Тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию, даёт возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Наблюдая происходящее в группе, каждый участник может идентифицировать себя с другими и использовать это при оценке собственных чувств и поведения, также участники могут смоделировать и опробовать различные навыки анализа, общения, которые в дальнейшем многие переносят в семейную жизнь. Понимая, что настоящий тренинг должен проводиться с обоими родителями, как минимум 3 часа в день и с продолжительностью 6 дней, трудно назвать тренингом, то, что проводится классным руководителем на 60 минутах 1 раз в месяц. Но, всё таки, тренинги дают положительный результат. На таких занятиях много игр. Человек знает, что играет, и в то же время ведёт и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции. После каждой игры проводится анализ проделанной работы.

При проведении  собраний с элементами тренинга важно использовать: диагностику- с целью выявления проблемы и определения темы собрания; информирование, психогимнастические упражнения, анализ ситуаций, элементы сказкотерапии, ролевые игры, упражнения на межгрупповое взаимодействие. Например, в качестве диагностики особенностей личности первоклассников в психолого-педагогической литературе предлагают использовать проективные методики (рисунки: «Человек», «Дерево», «Школа зверей», «Моя семья»). На собраниях родителям предлагается проанализировать рисунки детей, где выясняется вся проблема семьи. Т.о. родители учатся анализировать и рисунки детей, выявляя в домашних условиях проблемы ребенка.

Также, на тренингах рекомендуется выслушивать собственные опыты родителей по решению проблем (повышению умственного развития, логического мышления, интереса к школе, к чтению), где взрослые с удовольствием делятся опытом и литературой, которой пользуются.

Слайд 33

На слайдах даны примеры  тренинговых упражнения по структуре занятия и по возможным темам, которые применяю с удовольствием в своей работе при проведении родительских собраний.

Слайды 34,35,36

Слайд 37

В тренингах, на занятиях в ТДМ Л.Г. Петерсон имеется этап РЕФЛЕКСИИ, на котором происходит анализ шагов своей деятельности на занятии.  Сегодня в своём выступлении мною была поставлена цель: раскрыть особенности организации эффективного взаимодействия классного руководителя  с родителями в условиях реализации ФГОС (из своего опыта работы).

Т.о, мною раскрыты следующие особенности:

1) Применение на занятиях с родителями ТДМ Л.Г. Петерсон;

2)Проведение совместных занятий с родителями по надпредметному курсу «Мир деятельности»;

3) Использование психологической технологии – тренинг.

Проблема взаимодействия с родителями- сложная и многогранная. Каждый из нас решает сам как наиболее продуктивно построить общение. Выбирает методики, средства, технологии. Если они дают результат, которого требует от нас государство, значит, этот опыт необходим. Хочется отметить, что родители, как и дети, ждут, хотят, чтобы их заметили, помогли в проблемах воспитания, оценили их и дали толчок, они нуждаются в нас.

Слайд 38

Своё выступление хочу завершить словами Кьюби: «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…как если бы от этого зависела Ваша жизнь»

Слайд 39

Спасибо за внимание! Творческих успехов и хорошего настроения в новом учебном году!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей в условиях реализация ФГОС

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей...

Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы).

Процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравствен...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...

Доклад "Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС"

laquo;Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС»       Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал е...