Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
статья на тему

Федосиева Танзила Равефовна

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются  ориентация  образовательного  процесса   на  достижение  планируемых  результатов освоения   основной  образовательной  программы,  обеспечения  эффективной  обратной  связи позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             Федосиева Т. Р.

                                                                               Учитель первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №2»имени Баки Урманче,

                                                                                                                                             г.Нижнекамск

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной           образовательной программы начального общего образования.

       Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются  ориентация  образовательного  процесса   на  достижение  планируемых  результатов освоения   основной  образовательной  программы,  обеспечения  эффективной  обратной  связи позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

         Основным объектом, содержательной и  критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников  на ступени начального общего  образования  выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник  научится» и  «Выпускник  получит  возможность                            научиться» для каждой программы  предмета, курса.

         Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы   начального  общего   образования   предполагает  комплексный подход  к  оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных  и предметных.

         Система  оценки  предусматривает  уровневый   подход  к   представлению  планируемых  результатов и инструментарию для оценки их достижения,  использование  накопительной сис -темы оценивания  ( портфолио, оценочные листы).

          В текущей  и  итоговой  оценочной  деятельности  используется  традиционная 5-бальная шкала.

         Однако допускается соотносить результаты ,продемонстрированные  учеником, с оценками типа:

         «зачет/незачёт  («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т.е. оценкой  свидетельствую-  щей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном учебном материале;

         «хорошо», «отлично»  -_оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными  действиями, а также о кругозоре, широте интересов.

      В процессе оценки используются  разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)

      Процесс внедрения системы оценивания результатов  Федерального Государственного  образо-вательного  стандарта  представляют  собой  семь  правил, определяющих порядок действий  в разных  ситуациях контроля и  оценивания. Эти правила дают ответы  на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.

     1-е правило. что оцениваем? Оцениваем результаты—предметные, метапредметные,  лич-  ностные!

     -Результаты ученика—это действия(умения) по использованию знаний в ходе решения задач  (личностных,  метапредметных, предметных). Отдельные  действия, прежде  всего  успешные,  достойные  оценки(словесной характеристики),а решение полноценной задачи- оценки и отметки  (знака в фиксированной системе).

      -Результаты учителя(образовательного учреждения)- разница между  результатами учеников  (личностными, метапредметными, предметными) в  начале обучения (входная диагностика)  и  в конце обучения (выходная диагностика). Прирост  результатов означает, что учителю и школе  в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать образовательную среду для успешного развития возможностей учеников.

         2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель  и ученик  вместе определяют оценку  и  отметку.

         На уроке  ученик сам оценивает свой  результат выполнения задания по « Алгоритму  само-оценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.  Учитель  имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После  уроков за письменные задания оценку и  отметку, если докажет (используя алгоритм самооценива-ния), что она завышена или занижена.

            Алгоритм самооценки (основные вопросы  после выполнения задания)

          1.Какова была цель задания (задачи)?

          2.Удалось получить результат (решение, ответ)?

          3.Выполнил правильно или с ошибкой?

          4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?

          3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!

          За каждую учебную задачу или группу заданий-задач,  показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется  и, по возможности, ставится  отдельная отметка.

          4-е правило. ГДЕ  НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ?  В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных ) и портфеле достижений.

          Таблицы результатов образования  составляются  из перечня  действий(умений), которыми должен и может овладеть ученик.

          Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя(в бумажном  и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в  графу того  дейс-твия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Это:

           таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов:

           таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.

          Особое место занимает

          Таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом.

          Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ.  Резуль-таты   фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику!

          Отметки заносятся в таблицы результатов:

          Обязательно (минимум):

          - за метапредметные и личностные  неперсонифицированные  диагностические работы (не менее одного раза в год)

          -  за предметные контрольные работы(не менее одного раза в четверть)

          По желанию и возможностям учителя (максимум):

           -  за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учите-ля  и образовательного учреждения.

          Пополнять портфель достижений  и оценивать его материалы должен  прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после кон-трольных  работ), а в остальном  -  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набо-ром  материалов  и  их оцениванию  по качественной шкале: «нормально», «хорошо»,  «близко  к отлично»,  «отлично»,  «превосходно»(подробнее смотри правило 6,7)

          5-е правило. КОГДА  СТАВИТЬ  ОТМЕТКИ?  Текущие – по желанию, тематические – обязательно!

         За задачи, решённые  при  изучении  новой темы, отметка  ставится только  по  желанию ученика,   так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.

         За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем  ученикам,так как каждый должен  показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз)  не  устраивающую его отметку.

           6-е правило. ПО  КАКИМ  КРИТЕРИЯМ  ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней ус-   пешности!

           Необходимый уровень (базовый) –решение типовой задачи., подобной тем, что решали уже  много раз, где требовались отработанные  действия  и давно  изученные знания.  Качественные  оценки   –«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами.

           Повышенный уровень(программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось:

           -  либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);

          - либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих  за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).

          Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.  Качественные оценки -  «отлично» или приближается к отлично»(решение задачи с недочетами)

          Максимальный уровень (Необязательный) – решение не изучавшейся  в  классе  «сверхзада-чи», для которой потребовалось либо самостоятельно  добытые, не изучавшиеся знания, либо  но- вые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях  образова-ния. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх  школьных требований. Качественная  оценка «превосходно».

         7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ  ИТОГОВЫЕ  ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки /   отметки определяются по таблицам  предметных результатов (среднее  арифметическое баллов).  

         Итоговая оценка за ступень начальной школы  -   на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предмет-ных и  метапредметных результатов.

         Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся пла-нируемых  результатов по отдельным предметам.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...