Основные понятия аксиологии в педагогической науке
статья на тему

Основные понятия аксиологии в педагогической науке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_ponyatiya_aksiologii_v_pedagogicheskoy_nauke.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные понятия аксиологии в педагогической науке

Современная эпоха развития общества характеризуется как переходная, так как она отмечена сменой социокультурных парадигм, ценностным кризисом, переоценкой ценностей – разрушением идеологизированной системы ценностей тоталитарного общества и поиском новых ценностных ориентиров, духовных опор, идей национального объединения.

По словам психолога Д.А. Леонтьева, «очевидны ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения». Однако, как показывает исторический опыт, именно в переходные эпохи явно или подспудно обостряется интерес к аксиологической проблематике (Терентьева, 2011).

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В трудах  В.А. Сластенина отмечается,  что гуманизация представляет собой глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

С позиций аксиологии автор выделяет пять культурно-гуманистических функций образования. Среди них:  развитие духовных сил,  способностей и умений,  позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;  формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптации к социальной и природной сферам;  обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;   овладение средствами,  необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;  создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций (Сластенин, 2003). 

Под аксиологией Л. Г. Абрамова понимает философскую дисциплину, занимающуюся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия,  задающих направленность и мотивированность человеческой жизни и деятельности (Абрамова, 2008). В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики (Сластенин, 2002).

В этике и социальной психологии аксиология понимается как определенная система личностно и общественно значимых представлений, установок, стереотипов поведения и регулирования взаимоотношений. Ценностные ориентиры, правила и нормы речевого общения в значительной мере предопределяют тематику, выбор языковых средств и доминирующую тональность межличностного дискурса, сформировавшегося в «силовом поле культуры» (В. С. Библер) того или иного этноса. Русская речевая культура выработала самобытную коммуникативную стратегию, направленную на достижение в межличностном общении полноты взаимопонимания, взаимодействия и взаимоотношений (Бодалев, 2011).

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология. Эта часть педагогики занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Основанием педагогической аксиологии послужили, во-первых, философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким, А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др. Во-вторых, в основу новой педагогической области легли психологические теории ценностных ориентаций, представленные Б.И. Додоновым, Г.Е. Залесским, А.Н. Леонтьевым, В.А.Ядовым и др. (Асташова, 2002).

По мнению известного исследователя С. И. Гессена, педагогическая аксиология, представляя часть общей аксиологии, является междисциплинарной областью знания,  рассматривающей образование,  воспитание, обучение, развитие и самое педагогическую деятельность как основные человеческие ценности (Гессен, 2004). 

Понимание ценностных характеристик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности. К примеру, основой ориентации личности в обществе выступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм (http://rudocs.exdat.com/docs/index-20860.html?page=2).

Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности. Категориальный аппарат этой науки включает в себя понятия ценности, аксиологической характеристики личности (субъекта ценностных отношений), а также общие аксиологические категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентации и отношения).
         Понятие «ценность» широко используется в философских, этических, психологических и педагогических публикациях, активно употребляется в научно-популярной и публицистической литературе. Однако авторы вкладывают в него различное содержание, что естественно приводит к терминологической  неопределенности. Учитывая этот факт, остановимся на более подробном рассмотрении понятия «ценность». Данная категория применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека это понятие существовать не может, т.к. ценности не первичны, а производны от взаимодействия мира и человека, при этом к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
         Психологи традиционно противопоставляют «объективные значения» и «личностные смыслы». Значения отражают действительность, независимо от индивидуального, субъективного отношения к ней. Человек находит уже готовую, исторически сложившуюся систему значений и усваивает ее.
         Значение, смысл и ценность - взаимодополняемые понятия. Значение раскрывает объективный элемент в ценности, смысл же отражает активное отношение человека к этому объективному элементу. Ценность и смысл возникают из взаимодействия объективного мира и человека.

Ценности, согласно В. П. Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их желаний, но также идеи и побуждения, принятые как нормы и идеалы.

Ценности принято подразделять на предметные и субъективные. К первым относятся природные и социально-культурные явления, актуальные или потенциальные продукты человеческой деятельности, оцениваемые по таким критериям, как  «добро-зло», «красивое – безобразное», «справедливое – несправедливое». Субъективными ценностями являются те образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок. Они закрепляются и функционируют в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы и цели деятельности (http://www.portalus.ru/modules/shkola/).

Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.

Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с ребенком. Именно они влияют на формирование ценностей. Задачу педагогической аксиологии они видят в том, чтобы не пресекать естественное развитие личности, но органично дополнять его.

В качестве приоритетной задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» (Асташова, 2002). 

Процесс формирования ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации.

Б.Г.Ананьев отмечает, что «формирование личности путем интериоризации – присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности» (Ананьев, 1977). 

И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане (Клименко, 1992). 

По Б.И. Додонову, эмоции играют весьма важную роль в формировании ценностных ориентаций. Автор отмечает, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки рациональной или эмоциональной)» (Додонов, 1978).

Идентификация, по мнению В.А. Петровского, образует одну из форм отраженной субъектности.  В этом случае «в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и др.»

Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели. Он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда  накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования (Мушкирова, 2008).

С аксиологическим подходом тесно связан культурологический подход, т.е. рассмотрение его как культурного процесса, осуществляющегося в определенной культурно-информационной среде, питающей ценностно-смысловое развитие личности. В рамках культурологического подхода воспитание исследуется в контексте культуры, как такая ее часть. Эта часть выполняет все основные функции культуры: интеграции людей, организации их жизнедеятельности, установления связей поколений и коммуникаций в сообществе, создания условий для творческой самореализации и саморазвития человека, сохранения, развития и изменения системы ценностей, проектирования новых образцов культурной жизни, общении людей (http://gendocs.ru/v33654/).

Таким образом, современная педагогическая наука располагает описанием основных аксиологических понятий. В трудах известных педагогов, психологов, философов освещается процесс формирования ценностей у подрастающего поколения.

Учитель начальных классов, ведущий целенаправленную работу по обучению младших речевому этикету с использованием аксиологического подхода, должен хорошо ориентироваться в этих сложных лингвистических понятиях, что обеспечивает грамотность его решений.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. – 380 с.
  2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика. – 2002. – №8.
  3. Гессен С. И. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004.
  4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  5. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. – с. 3-12.
  6. Мушкирова А. Н. О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения // Ценности образования в процессе духовно- нравственного воспитания современной молодежи: Материалы II научно-практической конференции (31 октября 2011г.):  Сборник научных трудов  / Под ред. д.п.н., проф. С. П. Акутиной. – М.: Издательство «Перо», 2011. – 199 с. 
  7. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  9. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 193 с.
  10. Терентьева Н. П. Аксиологический подход к литературному образованию // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №8.
  11. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  /Сост.  В.А.  Сластенин,  Г.Н.  Чижакова. -  М.:  Издательство Московского психолого-социального института, 2005.
  12. http://rudocs.exdat.com/docs/index-20860.html?page=2
  13. http://gendocs.ru/v33654/
  14. http://www.portalus.ru/modules/shkola/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

Конспект урока: Наречие. Основное понятие.

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение ...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

"Педагогическая поддержка" как феномен в педагогической науке (статья).

    Переход от знаниевой педагогики к деятельностной говорит о принципиально новых отношениях в условиях  гуманизации педагогического процесса. Актуальной становится  пробле...

Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

ВЫСТУПЛЕННИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Становление понятия «забота» в контексте педагогической науки

В статье представлены особенности процесса становления и эволюции понятия «забота» в контексте педагогической науки. Исследование начинается с анализа сущности заботы, представленной в тру...