Как повысить мотивацию к обучению у младших школьников
статья

Щербакова Екатерина Александровна

В данной статье описаны инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Как молодой педагог я нахожусь в постоянном поиске ответов на вопросы:  Как повысить мотивацию к обучению у современных младших школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Таким образом, изучая психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что только использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Для этого, конечно же, необходимы такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Наиболее приемлемо использовать данную технологию на уроках чтения, русского языка, окружающего мира.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

- чтение - суммирование в парах;

- синквейны;

-инсерт;
       - чтение с остановками;

- приём «Верите ли вы, что…»;

- мозговой штурм;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
- логическая цепочка;

- уголки;

- кластер;

- корзина идей;

- дерево предсказаний.

Так как я начинала использовать данную технологию с первоклассниками, многие методы конечно же еще нам не подходили, но некоторые приемы использовались довольно успешно. Вот примеры.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и восходит в нем к слову «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Конечно же сразу дети написать синквейн не смогут, этому приходится учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

Например, во время чтения русской народной сказки «Кот, петух и лиса» я предлагала для составления синквейна выбрать детям более точные слова для характеристики лисы.

Лиса

Какая она и почему? (Рыжая, хвастливая, хитрая, скромная, умная, лукавая.)

Что делает в сказке, почему? (Обманывает, поет, замышляет недоброе, жульничает, съедает, хвастается.)

Выразим свое отношение к лисе: «Кто она по сути своей?» (Плутовка, обманщица, хитрец, лгунья.)

А это качество хорошее или плохое?

Вот что у нас получилось к концу урока.

Лиса

Хитрая, хвастливая

Обманывает, замышляет недоброе, хвастается

Плутовка

Это плохо

Когда на доске появился синквейн, дети выходили к доске и озвучивали его:

Главный герой сказки – лиса. Она хитрая, хвастливая, все время что-то

замышляет, всех обманывает. Она плутовка, и это плохо.

Использование приема «корзина идей» на уроке окружающего мира «Какой бывает вода?».

Спрашиваю у детей:

- Что вы знаете о воде? Ответ на свой вопрос запишите на листочке, а потом обсудите записанное в группе. Самую интересную информацию я помещу в «корзину идей».

Далее выполняется такая работа:

  1. Учащиеся записывают на листочке все, что знают о воде (1-2 минуты

индивидуальной работы).

  1. Обмен информацией в группах. Учащиеся делятся информацией в группах и выбирают самое значимое (возможно, это то, что совпало в ответах нескольких детей группы).
  2. Каждая группа по очереди называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  3. Я записывают все сведения (и ошибочные, и правильные) в «Корзину

идей». Затем после изучения материала обсуждаются все идеи и выясняется какие были верные, какие неверные, что узнали нового.

Также для первоклассников возможно использование таких приемов. как «дерево предсказаний», инсерт (читая текст, учащиеся делают пометки карандашом на полях: «v» – знаю, мне известно; «+» – новое;«-» – вызывает сомнение, думал иначе; «?» – осталось непонятным).     Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.       
      Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Используя данные пиемы в своей работе я заметила, что мои ученики на уроках становятся главными действующими лицами, а не пассивными слушателями. Благодаря критическому мышлению учение превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению тех или иных проблем. Формируя у детей критическое мышление, я стараюсь не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а исподволь и постепенно учу детей видеть проблемы, ставить  вопросы и находить способы получать на них ответы. Это позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия, а письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема снижения мотивации к обучению у младших школьников.

Статья будет полезна для педагогов и родителей....

Как повысить мотивацию к учебе у младших школьников?

Всем родителям приходится рано или поздно столкнуться отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Одни дети очень последовательны в своем нежелании учиться и остаются нерадивыми учениками с первого по од...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников.

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной ...

"Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников"

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением со...

Как повысить мотивацию к обучению у учащихся начальных классов.

Статья на тему: "Как повысить мотивацию к обучению у учащихся начальных классов"....

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....