Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.
статья

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.

С.В. Шиверских

МОУ гимназия № 3

г. Иркутск

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание разнообразных способностей, обеспечивающих особо успешную деятельность человека в определенной области, - выделяющем его среди сверстников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

При анализе способностей школьников к научной работе, были выявлены следующие характеристики:

  • обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает не с целью похвастаться, а для себя;
  • любит слушать или читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием находит время для создания собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Образовательная практика школы наряду с традиционными формами обучения включает и проектную деятельность учащихся. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок).

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждения результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовывается только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

-Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.

-Определение темы проекта.

I этап: «Разработка проектного задания»

Задачи: 

- Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.
- Определение круга изучаемых вопросов.
- Создание творческих групп и распределение в них ролей.
- Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.

II этап: «Разработка проекта» 

Задачи:

-Сбор и уточнение информации;

- Выполнение проекта.

На данном этапе особое внимание уделяется оформлению работы по определенной структуре:

-титульный лист (название работы, населенного пункта, сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс).

- оглавление с перечнем разделов работы и указанием номеров страниц, с которых начинается каждый раздел.

- введение (обосновывается актуальность проблемы, формулируется цель работы, задачи и методы).

- основная часть - раздел, который может состоять из нескольких частей (теоретической и практической). Каждая его часть должна иметь заглавие, выражающее ее основное содержание.

- заключение (основные результаты работы в виде утверждения).

- списком литературы.

Хорошо выглядит работа, проиллюстрированная фотографиями, рисунками, чертежами, таблицами и графиками. Однако они не должны носить самостоятельный характер, а только дополнять или объяснять изложенный материал. При этом в тексте работы обязательно должна быть ссылка на них.

III этап: «Оценка результатов»

Задачи: 

-Анализ выполнения проекта,

- Обсуждение достигнутых результатов и выводов.
IV этап: «Защита проекта»

Задачи: 

- Коллективная (индивидуальная) защита проекта.

- Подведение итогов проекта.

Оценка проекта проводится в соответствии с критериями: 

  1. Четкость поставленной цели проекта
  2. Стиль изложения содержания проекта
  3. Использование при подготовке проекта научной и учебной литературы
  4. Наличие и уровень творческого потенциала проекта
  5. Трудоемкость подготовки проекта
  6. Оформление проекта

Диапазон оценок в рамках каждого критерия от 1 до 10

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • Достигнут конечный результат.
  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  • Информация о проекте широко распространена.
  • Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
  • Получено удовольствие от своей деятельности.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться, но и продолжать исследование.

Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника.

Вот примеры некоторых тем исследовательских работ младших школьников: «Магия цвета», «Орудие труда ученика», «Я расту так, как я ем», «Лесные пожары», «Паучьи истории», «Воздухом земля одарена - оттого цветущая она!», «Вражда кошек и собак - миф или реальность?», «Люди другой планеты», «Покормите птиц зимой!».

Проектно-исследовательская деятельность всегда является достоянием свободного и независимо мыслящего человека. Проектная деятельность предполагает участие одарённых детей в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях:

- гимназическом;

- городском;

- региональном.

Так перед представлением проекта на гимназический конкурс, мы проводим его публичную защиту в классе. Лучшие работы представляем в Выставке «Достижения ученической мысли», затем выходим на уровень, города и региона.

При работе над проектом педагог создаёт особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или экзамене и желания увернуться от них. Педагог, таким образом, ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно – исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие виды деятельности. При использовании метода проекта особенно хочется отметить, что существенно изменяется роль учителя, который из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности, своевременно корректирующего работу, направляющего и участвующего в оценке.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Таким образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.

Литература

  1. Бине А. Измерение умственных способностей. – СПб., 1998.
  2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Н. В. Иванова //Начальная школа.-2004.-№2.-С. 96-101
  3. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда/ Н. М. Конышева //Начальная школа. - 2002. -№12. -С. 35-39.
  4. Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности: Концепция и опыт реализации / Под ред. О.В.Доможаковой и др. Абакан: Издательство ХГУ, 2002.
  5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М,1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориенти...

Современные формы работы с одаренными детьми

Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

laquo;Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

Статья:  Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми....