Статья «Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету»
статья на тему

Содержит основные напрвления работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnoe_otnoshenie.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Усть-Цилемская СОШ им. М.А.Бабикова»

Доклад на ШМО

на тему

«Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету»

Отчёт по теме самообразования за 2013-2014 уч.г.

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Усть-Цилемская СОШ

 им.М.А.Бабикова»

Ю.С.Филиппова

2013 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учебной деятельности уделяется большое внимание в педагогических и психолого-педагогических исследованиях. Во многих исследованиях справедливо отмечается, что эмоции и чувства характеризуют эмоциональную сторону отношения к действительности, усиливают или ослабляют его. В этом состоит их связь и взаимодействие, когда реализуется отношение.

По мнению Л.И. Мнацаканян, учитель должен знать, как школьник эмоционально оценивает свою учебную деятельность, для того чтобы установить более прочный контакт с учеником и умело влиять на коррекцию его поведения. Правильное взаимное восприятие и оценка учителя и ученика имеет важное значение для эффективности образовательного процесса. Неадекватная оценка друг друга может привести к возникновению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе, что может послужить источником возникновения отрицательного отношения у ученика к учителю и, закрепившись, перенестись на преподаваемый им предмет в целом. М.Г. Яновская  исследовала факторы, вызывающие у школьников положительное и отрицательное эмоциональное отношение к учебной деятельности. В ходе исследования она выявила также ряд эмоционально-ценностных стимулов, которые подразделила на:

1. Стимулы, выполняющие преимущественно функции воспитания ценностно-смыслового отношения школьника к окружающей действительности, и к самому себе.

2. Проблемно-поисковый стимул, который предполагает педагогическое моделирование эмоционально значимых для школьника словесных и игровых задач;

3. Стимулы, в которые входят игра и романтика как стимулы творческой активности, а также соревнование как вспомогательный оценочный стимул.

Ш.А. Амонашвили, анализируя учебную деятельность школьников, подчеркивает, что отношение детей к учению зависит от характера самого процесса обучения, от стиля общения между педагогом и учащимися, от способов организации учебного материала и учебно-познавательной деятельности школьников. Исследователь полагает, что учебная деятельность учащихся должна быть яркой, эмоционально богатой, и само обучение должно переживаться учеником как процесс познания, приносящий радость. Содержание эмоционального переживания школьника зависит, прежде всего, от того, принимает ли он объект познания, предложенную ему форму деятельности или приходится принуждать его к учению. Необходимо, чтобы школьник эмоционально принимал выполняемую им деятельность как свободно выбранную. Для этого учителю нужно стремиться устанавливать в процессе обучения атмосферу взаимного доверия и уважения, создавать условия для свободного выбора учебного материала.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что учитель должен раскрывать значимость содержания предмета деятельности для школьников, стремиться вызывать заинтересованное отношение к нему обучаемых. Так как в результате этого школьник начинает осознавать значимость предмета, рассматривать его как ценность для себя и привлекать его в свою учебную деятельность как ее предмет. Таким образом, изучаемый предмет становится для него предметом эмоционально-ценностного отношения.

Эмоциональное отношение школьников следует рассматривать как развивающийся процесс. Оно изменчиво, ситуативно, чутко реагирует на новые факторы до тех пор, пока в сознании не вырабатывается устойчивая и закрепившаяся эмоционально-ценностная позиция личности.

Экспериментальное исследование позволило нам выявить комплекс педагогических условий формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности:

создание ситуаций занимательности и успеха, предоставление возможности каждому школьнику ощутить радость от достигнутых успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;

– обеспечение яркого положительного эмоционального отклика в процессе решения творческих заданий, построенных на субъективно значимом учебном материале;

– участие школьников в коллективном планировании, выполнении плана, в совместном продумывании и переживании результатов своей работы;

– эмоциональное стимулирование школьников.

Создание ситуаций занимательности и успеха способствует включению каждого обучаемого в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и является основой для формирования положительных эмоций, обеспечивает условия для успешного выполнения задания, усиливает положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности. Пережив заслуженное чувство успеха, учащийся желает его повторить, упрочить и начинает самостоятельно искать пути для достижения успехов. Успех может вызываться через индивидуализацию заданий, их постепенное усложнение с учетом возможностей учащегося; через помощь в преодолении встречающихся препятствий; создание специальных учебных ситуаций, в которых неуверенный в себе ученик может пережить радость успеха.

Применение частично-поискового и исследовательского методов также способствует формированию эмоционально-ценностного отношения школьников. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска и организует поисковую, творческую деятельность учащихся по решению проблемы. Этапы решения проблемы должны формировать у учащихся положительную эмоциональную оценку. Процесс поиска решения проблемы посильной трудности сопровождается у учащихся эмоциональным подъемом. Поэтому необходима такая постановка обучения, которая включала бы учащихся в активную поисковую деятельность и давала бы возможность учащимся почаще переживать радость самостоятельных открытий. Широкое использование самостоятельных работ, требующих от учащихся активного поиска, оперирования обобщенными умениями, творческого решения способствует формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности.

Учителю при этом необходимо проявлять особое, доброжелательное внимание к каждому школьнику, показывать свою искреннюю, неподдельную заинтересованность в успешном выполнении учащимися учебных заданий и составлять эти задания так, чтобы все учащиеся получили положительный результат.

Учебное взаимодействие должно проявляться в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности. Организационными формами сотрудничества являются деловые, ролевые игры, совместно-распределённая деятельность, работа в триадах, группах. Это укрепляет познавательный интерес, даёт чувство удовлетворения, создаёт положительные эмоции.

Источник:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35733


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения

Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: - организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению...

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе , окружающей среде.

 Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все чел...

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью ...

Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья

О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....

Статья "Использование компьютерных технологий в обучении младших школьников"

В данной статье приводится анализ различных мнений и технологий использования компьютерных технологий в обучении младших школьников. В качестве примера приводятся дидактические принципы использования ...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте....