Педагогические чтения учителей муниципальных образовательных организаций проводились в рамках деятельности городских методических объединений.
статья

Батина Наталья Юрьевна

Педагогические чтения проводятся с целью совершенствования педагогических компетенций   в области планирования и достижения образовательных результатов     в новой образовательной среде.

 Задачи педагогических чтений: предъявление опыта работы по  планированию и достижению образовательных результатов с учетом  разных образовательных потребностей и способностей обучающихся; активизации инновационной деятельности учителей, способствующей становлению новой  образовательной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_opyta.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ОПЫТА

     В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для научных исследований и практической жизни. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя право  окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации и саморазвитию.

Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Приоритет цели саморазвития личности требует новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, методов работы, которые реализуют поставленные цели, новых эффективных технологий. Это продиктовано стандартами образования.

   Моя методическая  тема «Развитие  познавательного интереса и активизация  школьников на уроке через игру и систему подобранных заданий». Я взяла эту тему и наметила для себя пути формирования обучающихся в приобретении знаний, т. е. целенаправленная работа над развитием познавательного интереса и активизации через сознательность и доступность, используя различные формы урока и специально составленную систему заданий.

   Используя свой педагогический опыт - я разработала свои элементы обучению грамоте(обучение чтению и обучение письму), не нарушая основных норм структуры урока, и в то же время провожу уроки интегрировано.

   Обучение грамоте начинаю в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей, я разработала интерактивную игру по обучению грамоте « БУКВОЛЁТ».(слайд1)

Детям раздаю точно такие же « БУКВОЛЁТЫ» на альбомных листах. Первые 16 уроков обучению письму (когда   в прописях пишем палочки, крючки и т.д. я использую штриховку для развития мускульной памяти  -  идет подготовка руки к письму(слайд 2-16)

   На этой ракете мы полетим в увлекательное путешествие к звездам (звезды - это согласные , гласные-это пассажиры ракеты) в замечательную страну Знаний. Уже на этапе знакомства (в добукварный период) с гласными и согласными я использую ракету, объясняя слог-слияние. Благодаря этому путешествию мы научимся читать и писать и узнаем еще  много интересного.

Для того чтобы отправится в полет нам нужны пассажиры (пассажиры - это гласные). По мере изучения гласных букв и звуков мы рассаживаем пассажиров в ракете в определенном порядке по правилам. Соседями по креслам  в обязательном порядке должны быть гласные, указывающие на твердость- мягкость согласного: а-я, о-е, у-ю, ы-и, э-е. По мере изучения согласных букв и звуков на небе зажигаются новые звезды.

    Переходя к чтению слогов  слияний, снова применяю игровые моменты. Гласные буквы из ракеты выходят в открытый космос и идут в гости к согласным-звездам и вместе поют песенки (открытый слог) и наоборот (закрытый слог). Здесь же легко проследить твердость-мягкость слога  слияния. Для развития тактильной  памяти – лепим из пластилина изучаемую букву. Для закрепления знаний об изучаемой букве использую разные виды работы:

1.Выделяем изучаемую букву, определяя звонкий звук или глухой, твердый или мягкий. Придумываем слова с этой буквой.

2.Записываем печатными буквами в альбом буквы и слоги слияния. 3.Параллельно  используя  сводную таблицу слогов слияний, «ленту памяти» и азбуку  учу детей читать.

4. Также в своей практике применяю просмотр обучающих видеопрограмм  по обучению грамоте.

5.Составление и чтение слогов на определенную букву гласного: НА, КА, СА и т.д.

6.Составление и чтение слогов на определенную букву согласного: НА, НО, НИ и т.д.

7.Чтение слогов в разброс (что способствует запоминанию  образа слога)

8.Составить слово из разбросанных слогов.

9.Расшифрование и печатание слов.

10.Применяю игровые упражнения:

   -На что похожа буква

   -Фонетическая зарядка

   -Кто внимательный?  (запомнить слова с определенной буквой, которые встретятся в сказке)

   -Где звук? ( предлагаю детям определить позицию буквы в словах, слогах. Сильная – слабая (ударная – безударная – если это гласная).

   -Узнайте звук. Хлопнуть один раз в ладоши, если услышите изучаемый звук в словах.

  - Кто больше? Придумать слова с определенным звуком в начале, в середине, в конце.

   -Доскажите словечко. Что в стакане, угадай? Сладкий…(чай)

   -Словарная работа. В слове – ответе обязательно должен быть определенный звук. Например: звук  ж. Какие животные носят еду на спине на иглах? (ежи)

   -Слоговой аукцион. Придумай слова со слогами.

   -Буква потерялась. Ша..ба

   -Звук потерялся. Жучка будку (булку) не доела;

                                  Неохота, надоело.

   -Слоговое лото.

   -Слово рассыпалось. ББАААРН (барабан)

   -Занимательные модели. Придумать слова по данным моделям.

   -Превращение слов. Бак-бок-бук-бык-бал-лак-лук и т. д.

   -Найдите слово в слове. БУСЫ (усы)

   -Наборщик. Незнайка получил задание, но не может с ним справиться. Он очень огорчен. Давайте поможем ему. Из 10 букв Б,К,А,Л,Т,Н,У,Ы,И,В  надо составить 10 слов, начинающих с Б. Одна и та же буква может повторяться в разных словах.

   -Найдите лишнее слово.

   -Прочитайте с конца. АКШУБАБ

   -Игры Деда Буквоеда.

И еще целый ряд подобных игровых заданий.

11.Использую занимательный материал: кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, веселые стихи, детский фольклор, потешки, считалки, анаграммы, шарады, перевертыши, приговорки, чистоговорки,  считалки, школьные частушки, головоломки, грамматическая арифметика и т. д.

12.Ежедневно на каждом уроке жужжащее чтение.

      Что такое письмо?  Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо еще и искусство, графика. При обучении письму я использую методику

Е.Н.Потаповой. Обучение письму условно разделено на три этапа.

    Первый этап - развитие мускульной памяти. ШТРИХОВКА – развитие мускульной памяти. Штриховка укрепляет  не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. Если бы сосчитать штрихи, проведенные первоклассником, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей. В начале для штриховки используем трафарет с геометрическими фигурами. После того как ученики научаться хорошо  обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, приступаем к работе с другими трафаретами (с изображениями предметов и фигур животных), а так же лекалами. Ученики обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными  отрезками, но и волнистыми и круговыми линями, полуовалами, петлями. На втором месяце обучения учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Штрихуют они в течении всего периода обучения грамоте. Работа со штриховкой увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления. Со второго полугодия я предлагаю им альбомы для раскрашивания (см. приложение №2).

    Второй этап – развитие тактильной памяти. Известно, что понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы я решила учить через осязание. По методике Потаповой одновременно с развитием двигательных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка знакомить его с образом изображаемой буквы, т. е. создать в памяти ученика модель буквы, которую он будет писать. Для этого я использую трафарет с письменными и печатными буквами и цифрами. Дети ощупывают буквы. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже пишет ее. Формирование в сознании учащегося буквы происходит с помощью тактильных рецепторов детской руки. Так же лепим изучаемые буквы из пластилина. Этот этап продолжается до конца изучения «азбуки».

    Главная цель этих двух этапов: научить делить сложные геометрические фигуры, композиции на параллельные отрезки-штрихи, развить мускульную память, с одной стороны, с другой – создать в памяти ребенка модель буквы.

    Третий этап – письмо букв с помощью вкладышей. Этот этап длится две недели. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых дух этапах, т. е. с помощью вкладыша букв вырабатываем правильный наклон букв и закрепляем приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов. Приблизительно в середине октября приступаем непосредственно к письму. Слежу за тем, чтобы дети писали по вкладышу в заданном направлении, а не обводили буквы, как им вздумается (вкладыш см. приложение №3).

    Все этапы связанны между собой, сочетаются в одном уроке.

   Для развития оптимальной скорости чтения у учащихся я использую методику В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению». По этой методике важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому эта методика создана для того, чтобы помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Я использую в 5 резервов обучения чтению и 3 типа упражнений.

1.Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение 5 минут.

2.Ежеурочные  пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, изо, математика, музыка и т. д. – начинается с того, что дети открывают книгу, 5минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

3.Чтение перед сном. Об этом я говорю с родителями на собрании. Объясняя им,  что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще в давние времена говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

4.Щадящий режим (если ребенок не любит читать). Зайцев рекомендует родителя купить фильмоскоп и просматривать с детьми диафильмы поочередно, читая предложения под кадрами (когда у ребенка появляются первые признаки усталости, подключаются родители). Я же предлагаю родителям приобрести детские книги с яркими рисунками, под которыми есть небольшие тексты (благо сейчас в книжных магазинах большой выбор таких книг), а принцип щадящего чтения остается прежний.

5.Развитие оперативной памяти. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, бывает так, ребенок,  дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором  И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв, Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца.

Зрительные диктанты провожу следующим образом. На доске пишу шесть предложений одного из наборов и закрываю листом бумаги. Потом , лист сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, данной в приложении 4) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени стираю предложение и предлагаю записать его в тетради. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно уходит от 5 до 8 минут. Если большинство учащихся не справились с заданием, то на следующий день работу с данным набором стоит повторить. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно, только тогда сможем добиться результатов. Обычно через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Еще я использую из системы  И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными.

1.Многократное чтение. Учитываю, что скорость чтения у детей различна, поэтому не задаю одинаковый по объему отрывок, а ориентируюсь на один и тот же промежуток времени. Начало рассказа читаю я,  и когда все будет осознано и осмыслено учениками, я предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз оп прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не целесообразно читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки.

2.Чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки  уделяю внимание не выразительному чтению (точнее требования здесь понижено), а развитию артикуляционного аппарата, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем приступаем к 3 типу упражнений.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Теперь читаем текст, но чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. Эффективность здесь заключается в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает на пол строчки, строчку, но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Примерно через три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

   В конце урока чтения три четыре минуты оставляю для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, в полголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Эту работу я провожу ежедневно. И уже через неделю ребенок видит свой результат увеличения скорости техники чтения.

   Результатов  в обучении грамоте я добиваюсь системностью работы.

   Для развития фонематического слуха и артикуляции провожу речевую зарядку, использую пословицы, поговорки, скороговорки.

   Чтение не возможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. В период обучения грамоте постоянно использую слоговую таблицу – составляем предложение и даже рассказы.

   На всех уроках чтения обязательна работа над трудными словами и сочетаниями, иначе учащиеся не приобретут навыка уверенного чтения.

   Использую хоровое чтение.

   Для расширения «поля чтения» записываю на доске четыре – пять слов из нового текста. В течение одной – двух секунд дети смотрят на записанные слова, затем слова закрываем,  дети должны их назвать. С начала результаты будут не утешительные: не все дети могут назвать слова, но постепенно научатся.

   Такой же вид работы использую и на уроках русского языка, но уже с грамматическим заданием, например со словами, в которых при написании часто допускаются ошибки.

   Развиваю память и отрабатываю выразительность чтения на стихах детских поэтов. Ученики читают часть стихотворения сначала про себя, потом вслух, потом повторяют с закрытыми глазами.

   Перед детьми ставлю цель: постепенно достичь скорости чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели, поэтому в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения и результат записываем в дневник.

  Использование этой методики дает хорошие результаты. По итогам полугодия….

   Оценивание вызывает наибольшее количество споров среди моих коллег.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. Главной функцией контроля в обучении является обеспечение обратной связи, получение информации о степени освоения учебного материала, о проблемах и недостатках. Отсутствие контроля приводит к тому, что учитель теряет рычаги управления.

   Образовательная функция контроля и оценки заключается не в том, чтобы выявить и

 зафиксировать состояние дел, а в том, чтобы способствовать научению, исправлению ошибок, дальнейшему продвижению каждого ребенка в учебном процессе. «Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования». [2, 36]

  Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметоч-ную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Основные цели безотметочного обучения — сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной (ФГОС НОО Глава 2, п. 13). «Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности».

К тому же, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. Оценочная деятельность ученика есть целе-направленная активность по составлению характеристики собственных учебных действий и учебных достижений. Она проявляется в том, что ребенок понимает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он видит, в чем причина его ошибки, умеет ее находить и исправлять, может придумать задание для работы над ошибками.[4]

Сущность оценочной деятельности учителя выражается не только в умении разработать или правильно подобрать критерии оценки учебных достижений детей, но и научить детей оце-нивать свои действия и результат собственной учебной деятельности.

Чтобы более эффективно использовать развивающие возможности оценивания, сделать эту систему максимально «прозрачной», надо вовлечь учащихся в данный процесс, используя разные средства организации систематической обратной связи. Участие ученика в таком виде работы позволит также сформировать у него универсальное умение контролировать и регулировать свою деятельность, сформирует его самооценку.

Особенности новой системы оценивания стали понятны. Но как согласовать оценку учителя с самооцениванием самого учащегося? Ведь 5-ти балльную систему в школе еще никто не отменил.

Сегодня я могу поделиться опытом своей работы в этом направлении.


В условиях безотметочной системы 1-го класса я активно использовала шкалы. Первоначально мы учились оценивать по шкалам работы разнообразных сказочных героев, потом друг друга, потом самого себя. Для одного задания продумывалось несколько шкал, по количеству проверяемых умений. Например, проверяем умение писать букву — шкалы: соответствие образ-цу, аккуратность; проверяем списывание текста — шкалы: правильность, аккуратность; решаем задачу — шкалы: выбор действия, подсчѐты, запись ответа; читаем по ролям — шкалы: умение видеть роль, правильность чтения, выразительность.


 Постепенно шкалы приобретали более сложную градацию:

правильно нет ошибок

половина работы

неправильно всѐ с ошибками

В систему самооценивания ученика я подключалась при проверке задания: если я была со-гласна с тем, как ребѐнок оценил себя, я красной ручкой обводила его точку на шкале, если моѐ мнение расходилось с мнением ребѐнка, я ставила свою точку. Несогласие всегда обсуждаемо: каждый имеет право спросить: «Почему вы не согласны?».

Во 2 классе в систему оценивания я включила «Листы учебных достижений». Они выдавались детям на уроке, позже дети сами станут определять те умения, которые следует проверить при изучении определенной темы.

Вот пример такого листа:

 

Лист учебных достижений:

«Подготовка к диктанту» дата:________

Фамилия_______________________________________________

Словарная

работа

Безударная гласная

Разделительные знаки

Непроизносимые

согласные

Самост. работа

Готовность

к диктанту

    Точно так же, при проверке тетрадей учащихся, своей красной ручкой я отмечаю свое согласие-несогласие с оцениванием ученика.

Все «Листы учебных достижений» вклеиваются в тетрадь, которую мы назвали «Дневник учебных достижений». Тетрадь находится в «Портфолио ученика» в свободном доступе для просмотра самим учеником или его родителем. В Приложении 3 можно познакомиться с некоторыми выдержками из дневников учащихся моего класса.

«Листы учебных достижений» позволяют сделать оценку качественной, критериальной: учащийся видит, какие пробелы имеются у него по данной теме и ему становится понятным, что он может исправить в своей работе, над чем ему надо поработать. В тоже время с помощью этих листов критериальное оценивание переводится в балльное для выставления в журнал, но при этом у ребенка не возникает вопроса: «За что?!»

По итогам полугодий, начиная с 1-го класса, мои ученики заполняют такие листы «Мои учебные достижения за … полугодие … класса». В эти листы вынесены все предметные умения, которыми мог овладеть ученик на протяжении учебного периода и указан уровень овладения этим умением. Учащийся выбирает подходящий для себя вариант ответа и выделяет его во вто-ром столбце знаком «+». После этого с листами работаю я, соглашаясь или не соглашаясь с ответами ребят.

Листы «Мои учебные достижения за … полугодие … класса» находятся в «Портфолио ученика».

Вот некоторые выдержки для примера, сами листы представлены в Приложении 2:

Мои учебные достижения за I полугодие 2 класса

Математика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"

  Материал выступления посвящён проблеме   сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы   с помощью  использования здоровьесберегающих технологий....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....