Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Владышникова Людмила Александровна

    Применение информационно-коммуникативных технологий в начальных классах позволяет быть учащимся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета.

  Работа с сетью интернет  развивает уверенность, позволяет детям чувствовать себя частью большого  реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Электронное учебное пособие позволяет обеспечить почти мгновенную обратную связь,помогает быстро найти необходимую информацию,проверить знания по определенной теме, экономит время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологии в образовании647.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Екатериновская сош

Матвеево-Курганского района Ростовской области

Использование информационно-коммуникативных технологий

в образовательном процессе

(из опыта работы)

                                                            Учитель

                                                        высшей категории

                                                          Владышникова

Людмила Александровна

2017 г.

       Новый этап в образовательном процессе, современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества обусловили активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.       Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. 

    Широкое  применение мной на уроках  компьютерных средств способствует обеспечению  обратной  связи в интерактивном режиме; существенно экономится время на разные виды работ (повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза); учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
  А всё вместе, конечно же, способствует активизации познавательной деятельности и, конечно же,  повышению качества образования.

              При активном использовании ИКТ  успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Перечислю виды образовательной деятельности, которые я применяю  при работе с  компьютером:

• работа с текстом и изображениями;

•тестирование;
• создание собственных заданий для тестов;
• демонстрация  видеоклипов;
• демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися.

• работа с электронными учебными пособиями;

•диагностика

             При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы:

•    учебные,

•    контролирующие,

•    демонстративные,

•    справочно-информационные,

•  мультимедийные.

  Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе PowerPoint, с помощью этой программы созданные презентации оживляют урок и делают его более доступным.

             Считаю, что мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»). По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Использую   презентации на любом этапе изучения темы и на  любом этапе урока:

          -в начале  урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

           -при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

           -на этапе  объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

           -на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране  показывается не только задание, но и ответ.

             Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.

         Давно не записываю на доске материал контрольной работы по математике и русскому языку. Листы  с заданиями распечатываются каждому ученику.  Ребёнок быстрее настраивается на успешную работу, а не ищет пути к отступлению. Лучше развиваются навыки самоконтроля и навыки работы с индивидуальными измерительными материалами.

               Возникает новая проблема: надо уметь быстро прочитать задание,  выделить главное. Но не у всех ребят стабильно нормальная скорость чтения, не все могут отбросить второстепенное. Возникает необходимость развития интереса к чтению, тренировки  правильности чтения посредством Интернета Работа детей с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и технологии.

 При подготовке к урокам литературного чтения ребята  получают задание  найти  информацию о писателе, поэте. Есть опыт поиска произведения, которого нет в учебнике, составления кроссвордов по прочитанным произведениям. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

Учебная звукозапись, которую я использую на уроках литературного чтения и окружающего мира несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальные звукозаписи  как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.

        Работаю с интерактивной доской SMART Board.Создаю собственные флеш-файлы, которые использую на различных этапах урока.

Широко использую в своей педагогической деятельности электронные учебные пособия. Они  дополняют  обычные, а также:

-обеспечивают почти мгновенную обратную связь;

-помогают быстро найти необходимую информацию;

-существенно экономят время на уроке;

-позволяют быстро проверить знания по определённой теме.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора (проектора) сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи.

C:\Users\DirektorPK\Desktop\DSC02480.JPG

Урок математики на тему: «Решение задач». (Этапы закрепления и проверки знаний. Используется электронное приложение к учебнику).

ИКТ являются мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста. Одни презентации позволяют учителю добиться максимальной активизации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использование мела, маркера на доске и заметно ускоряет процесс подачи материалов).

C:\Users\DirektorPK\Desktop\DSC02485.JPG

На фото представлены этапы закрепления материала  урока по русскому языку на тему «Перенос слов».

Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь мне  приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает детям увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. 

C:\Users\DirektorPK\Desktop\DSC02498.JPGC:\Users\DirektorPK\Desktop\DSC02478.JPG

C:\Users\DirektorPK\Desktop\DSC02475.JPG

1-й кадр. Тема: «Обитатели морских глубин» (Работа с доской SmartBoar на основе созданных флеш-файлов.Этап закрепления материала. Используется метод компьютерной проверки)  

2-й кадр. Тема «Почему радуга разноцветная» . Используется электронное приложение к учебнику.(Этап закрепления материала. Цвета радуги.)

3-й кадр. Тема: «Какие бывают дожди» (Этап проверки полученных знаний.)

Широко применяю  ИКТ во внеурочной деятельности, что делает работу более эффективной и результативной. Детям очень нравятся мероприятия с применением информационных технологий, они их ждут с нетерпением.Это всевозможные беседы с использованием слайдов (например: занятия по внеурочной деятельности, кл.часы «Государственные символы России», «О вредных привычках», «Уроки вежливости в картинках», интерактивные игры, беседы с видеоматериалами о войне и многое другое).

     Итак, применение ИКТ на уроках позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе.

            Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в нас...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС

Наша школа третий год является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы  « Здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»Цель п...

Доклад на МО на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы".

Доклад для методического объединения начальных классов, показывает значимость и удобство на уроках математики использования ИКТ- дан пример презентации на тему цифра 6....

Использование нетрадиционных эдоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Презентация о некоторых нетрадиционных здоровьесберегающих технологиях...