Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья

Сафронова Татьяна Валерьевна

    Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сафронова Татьяна Валерьевна

учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ №2

г. Улан- Удэ

Актуальность.

         Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране.

Особую категорию составляют дети с ограниченными возможностями здоровья. По данным ЮНЕСКО, 2 миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом, согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на 5%. К данной категории относятся и дети, имеющие интеллектуальные нарушения.

Подавляющее большинство обучающихся коррекционных школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения  в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов  здоровьесберегающего обучения.

 I.Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся с нарушением интеллекта на уроке.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми специальной коррекционной школы (VIII вида) не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.

Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна являться приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей и образовательных учреждений.

 Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, коррегирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.). Привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен. Соблюдение санитарно гигиенических норм- проветривания, влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.

         Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.  Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Основными принципами данной технологии являются- принцип не нанесения вреда - «Nonocere!» - одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении стоится профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основ педагогики и дидактики. И принцип непрерывности и преемственности, который определяет необходимость проводить здоровье сберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Основной формой обучения  школьников остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

        1.Гигиенические условия в классе (кабинете).

       2.Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок).

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).

        4.Число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок).

5.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

6.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

7.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

8.Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.

9.Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

10.Благоприятный психологический климат на уроке.

Таким образом, для сохранения здоровья  школьников с нарушением интеллекта в коррекционно-педагогическом процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

Здоровье сберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка.

Ребенок  с нарушением интеллекта, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучение детей с нарушением интеллекта с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Только то- обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л.С.Выготский,1985)

Таким образом, принцип здоровьесберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

II. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в обучении детей специальной коррекционной  школе (VIII вида).

Здоровьесберегающие технологии важны для любго учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты, применяемых в процессе обучения  детей:

Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.

Дыхательная гимнастика. Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Динамические паузы. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Используется для обучения детей управлению мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Для релаксации можно  использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Логопедическая ритмика. Комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: на улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.

Артикулляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Сказкотерапия. Это метод использующий форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия  с окружающим миром. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Использование элементов театрализации.  Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.

Самомассаж относится к числу наиболее распространенных видов массажей. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия. Его можно проводить при различных дискомфортных состояниях. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

         Точечный массаж. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Пальчиковая гимнастика.  Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Зрительная гимнастика используется:

  • для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
  • для укрепления мышц глаз.

Гимнастика бывает:

  1. игровая коррекционная физминутка;

2)        с предметами;

  1. по зрительным тренажерам;

4)        комплексы по словесным инструкциям.

Технология воздействия цветом. В оформлении кабинета используют мягкие пастельные цвета. Поверхности столов стульев цвета «сосна» такие цвета снимают напряжение, стимулируют умственную деятельность и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Музыкотерапия. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование этих методов здоровьесберегающих технологий на уроках в специальной коррекционной школы VIII вида оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние школьников, способствует развитию внимания, концентрации, уcидчивости, проявлению заинтересованности учащихся в выполнении своей работы.

Список литературы.

  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
  2. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.
  3. Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
  4. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
  6. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
  7. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
  8. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
  9. Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:ПрофитСтайл, 2008. – 256 с.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
  11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  12. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

Приложение 1

Комплексы физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК (ФМ)
 (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН)

ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле.

1 – голову наклонить вправо;

2 – и. п.;

3 – голову наклонить влево;

4 – и. п.;

5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать;

6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

И. п. – сидя, руки на поясе.

1 – поворот головы направо;

2 – и. п.;

3 – поворот головы налево;

4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

  1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
  2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  3. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.

ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  4. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ

  1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
  2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
  3. Ходьба на носках, руки за головой.
  4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
  5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ

  1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой.
  2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1–2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3–4 – исходное положение – выдох.
  3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1–2, на 3–4 медленно вернуться в и. п.
  4. И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
  5. И. п. – ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
  6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
  7. И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
  8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох, возвращение в и. п. – выдох.
  9. И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
  10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Приложение 2

Дыхательная гимнастика

ШАРИК

  Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: 1,2,3,4- дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1,2,3,4,5,6,7,8- медленно выдыхают.

КАША  КИПИТ

Делаем вдох через нос, на выдохе произносится «пых». Упражнение повторить 8-10 раз.

ДУЕТ  ВЕТЕРОК

(приготовить полоску бумаги) Сделать глубокий вдох через нос, затем  замедленный выдох на бумажную полоску.

ОХОТНИК

При закрытых глазах дети должны определить запах предмета ( это могут быть фрукты, хлебо-булочные изделия и пр.)

Комплексное дыхательное упражнение « Кто и как?»

           - Как пыхтит тесто?  «Пых-пых-пых…»

            - Как паровоз выпускает пар?  «Из-из-из…»

            - Как шипит гусь? « Ш-ш-ш…»

            - Как мы смеёмся? « Ха-ха-ха…»

            - Как воздух выходит из шарика? « С-с-с…»

            - Как задуем свечи? « Ф-ф-ф…»

ПАРОВОЗ

 Учитель детям предлагает сначала переводить дыхание  после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: « Ду-ду-у-у! Я иду- иду-иду»

А колеса стучат, а колеса говорят:

« Так-так, так-так

Чуф-чуф, чуф-чуф

Ш-ш-ш,у-у-у!»

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика

« Сжимание- разжимание кулачков»

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят

« Напряжение- расслабление пальцев»

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко – накрепко сожмём.

          « Потягивание»

          Мы наши пальчики сплели

          И вытянули ручки.

          Ну, а теперь мы от Земли

          Отталкиваем тучки.

          « Ножницы»

         Пара ножниц есть у нас,

         Пригодятся нам не раз.

         Кто из нас такой отважный,

         Что разрежет лист бумажный.

         « Растягивание»

         Тренируются весь день,

         И бороться им не лень.

          Вот какие молодцы,

          Настоящие борцы!

        « Упражнение для ладоней»

         Руки вытянем вперёд,

         А потом свои ладошки

         Развернём наоборот

         И похлопаем немножко.

Приложение 4

Упражнение для глаз

Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки- траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку с №1 по №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. ФГОС с УО определяет, что одним из необходимых условий достижения ...

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, ч...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы....

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается о методах, формах и приемах работы в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС...