Статья на тему "Научить младших школьников учиться"
статья по теме

Гафарова Мадине Юнусовна

 

В период перехода на новые ФГОС НОО и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. Современный урок – это компетентностно - ориентированный урок, который основан на системно - деятельностном подходе в обучении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научить младших школьников учить учиться

                                                                                          Составитель: Гафарова Мадине Юнусовна,

                                                                                           учитель начальных классов  

Как действовать научить младших школьников учить учиться, иметь те навыки и умения, которые будут необходимы всегда, и не утратятся через год, другой? Ведь надёжность обучения – важный критерий не только для школы в целом, но и для отдельных классов, параллелей, ступеней. Обозначилась проблема – как осуществить эту идею?

В период перехода на новые ФГОС НОО и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. Современный урок – это компетентностно - ориентированный урок, который основан на системно - деятельностном подходе в обучении.

Деятельностный подход описывался в работах таких учёных, как Л.С. Выготский,   А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,   П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. В рамках которого «учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем». Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать и преобразовывать.

Как пишет Л.С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…».  Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность становится не просто учебной, а деятельной. Цель: способствование решению главной задачи системы образования – создание необходимых условий для получения качественного образования.Всеволод Николаевич Зайцев в своей книге: “Практическая дидактика” отмечает: “Прежде, чем учить творчеству, надо освоить стандартные задания; при этом освоении надо идти “от простого к сложному”. Необходимо учащихся из поля пассивности перевести в активное состояние, а повышение активности достигается за счет совершенствования ОУН.

Само понятие “общеучебные умения и навыки” включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.

Первое - умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. Нормальное чтение, это чтение со скоростью 80-90 слов в минуту, обеспечивает учебу в начальных классах на “хорошо” и “отлично”. Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.

Второе - умение красиво и скоро писать.

“Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медлительность в этом деле много вредит живости ума”, - утверждал Квинтиллиан. Его идея понятна: если ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым.

Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

Среди всех технологий СОУ основными считаются те, которые позволяют  быстро наращивать скорость чтения, письма, вычислений до оптимальных значений без ущерба для качества этих умений, то есть позволяющие учиться на “4” и “5”.

           Основная зона применения технологии достижения оптимального чтения,  то есть  со скоростью разговорной речи 120-150 слов в минуту для русскоязычных школьников – это 2-3 –е классы, но ее можно применять и в средних классах.

            Основная зона применения технологии обеспечения достаточной скорости письма (60 букв в минуту) – это 3-е и 5-е классы, но ее можно применять и во вторых классах, и в среднем звене.

           Основная зона применения технологии совершенствования вычислительных умений, позволяющая достигать скорости 30 цифр в минуту при умножении двузначных чисел, это 3-е, 5-е классы, но ее можно применять и во всех классах второй ступени обучения.

Технология достижения оптимального результата чтения.

            По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям можно рассматривать шесть диагностических ситуаций:

  • если, скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить количество тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения; возможен вариант трехкратного прочтения одного  и того же минутного отрывка текста;
  • если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что еще не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И.Т. Федоренко;
  • если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше  8 слов в минуту, то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном.
  • если падает осмысленность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И.Т.Федоренко,                                                         И. Г. Пальченко; 

  • C:\Users\ev\Downloads\img17 (1).jpg

C:\Users\ev\Downloads\img_user_file_55af430408c69_24.jpg

C:\Users\ev\Downloads\img17.jpg

если ученик устойчиво “застрял” на каком-то значении скорости чтения ( в течение двух месяцев нет прибавки результата), то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование.

       Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнений может быть сокращено до 2-3 минут..

      Другое очень важное упражнение технологии – зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по  И. Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений – наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв.  Время работы со всеми наборами  примерно  два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение их 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист опущен), ребята в течение определенного времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое – от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение  и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: “А я не запомнил”. Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: “Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить”. На шесть предложений одного набора обычно уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при непременном  соблюдении ряда условий.

·   Зрительные диктанты нужно писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.

    

Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Зрительные диктанты

Диктант 1

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Двор чист.

8

4

2

Маша шила.

8

4

3

Идёт дождь.

9

4

4

Рома пишет.

9

4

5

Я иду в лес.

8

4

6

Мама мыла.

8

4

 Диктант 2

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Лето жаркое.

10

5

2

Журчат ручьи.

11

5

3

Блестит роса.

11

5

4

Лес зеленеет.

11

5

5

Сено скошено.

11

5

6

Выпала роса.

10

5

 

Диктант 3

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Лиса рыла нору.

12

6

2

Маша была мала.

12

6

3

Мы были в парке.

12

6

4

Там липы и дубы.

12

6

5

Мама мыла раму.

12

6

6

Сова – ночная птица.

13

6

 Диктант 4

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Солнце светит.

12

6

2

Повеяло весною.

13

6

3

Март – утро года.

12

6

4

Грачи прилетели.

14

6

5

Я пасу козлёнка.

13

6

6

В лесу красиво.

12

6

Диктант 5

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Заря деньги даёт.

14

7

2

Лиха беда начало.

14

7

3

По работе и плата.

14

7

4

Мир – золотая гора.

14

7

5

Два одному - рать.

14

7

6

Бой отвагу любит.

13

7

 

Диктант 6

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Один в поле не воин.

15

8

2

Весна днём красна.

15

8

3

Без труда нет плода.

16

8

4

Дело мастера боится.

17

8

5

Без дела слабеет сила.

18

8

6

Делу – время, потехе – час.

18

8

 Диктант 7

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Вот деревенский луг.

17

6

2

Мы тут любим гулять.

16

6

3

Здесь растут тополя.

17

6

4

Они стройные и высокие.

19

6

5

На тополях гнёзда грачей.

21

6

6

Осенью грачи улетают на юг.

22

6

 

Диктант 8

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Миша с отцом пошли в лес.

19

6

2

Их ждала грибная удача.

19

6

3

Сначала лес был редкий.

19

6

4

Потом сосен стало много.

20

6

5

Они стали собирать грибы.

21

6

6

Мама похвалила грибников.

22

6

 Диктант 9

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Пчёлы опыляют растения.

20

5

2

Сегодня у пчёл много дел.

20

5

3

Цветы акации богаты мёдом.

22

5

4

Пчёлы торопятся собрать.

21

5

5

Они работают с утра до вечера.

23

5

6

Труд кормит, а лень портит.

21

5

Диктант 10

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Жизнь дана на добрые дела.

21

4

2

Срубил дерево – посади два.

21

4

3

Каждому мила своя сторона.

22

4

4

Поспешишь – людей насмешишь.

23

5

5

Белые руки любят чужие труды.

23

5

6

Кто спит весною, плачет зимою.

24

5

 Диктант 11

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Всякая работа мастера хвалит.

23

5

2

Всякое дело за себя постоит.

23

5

3

Добрый портной с запасом шьет.

25

5

4

Одна книга тысячи людей учит.

24

5

5

Ученье — свет, а неученье — тьма.

23

5

6

Коли в мае дождь – будет и рожь.

23

5

 

Диктант 12

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Глаза страшатся, а руки делают.

25

4

2

Муравей невелик, а горы копает.

25

4

3

За один раз дерева не срубишь.

24

4

4

Москва - столица нашей России.

24

4

5

Пушкин – великий русский поэт.

24

4

6

Гагарин - первый космонавт в мире.

27

7

 Диктант 13

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Кто в слове скор, тот в деле спор.

30

5

2

Грамоте учиться всегда пригодится.

30

5

3

Ласточки низко летают – дождь обещают.

31

6

4

Не одежда красит человека, а добрые дела.

33

6

5

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

33

6

6

Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

33

6

 

Диктант 14

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Полынь – это многолетнее растение.

28

5

2

Серебристый цвет степи придаёт полынь.

33

6

3

В народе говорят: «Горький запах полыни».

31

6

4

На Руси знали о целебных свойствах полыни.

35

6

5

В период цветения полыни собирают листья и корни.

41

7

6

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

35

5

 

Диктант 15

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

У постели в колыбели братик маленький лежит.

37

6

2

Он лежит, не кричит, только носиком сопит.

33

5

3

Я его слегка качаю, тихо песню напеваю.

31

5

4

Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю.

27

4

5

Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?»

41

7

6

Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны.

39

5

 

Диктант 16

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Золото добывают из земли, а знания из книги.

35

5

2

Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.

35

5

3

Без букв и грамматики, не учатся и математике.

37

5

4

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

38

6

5

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

44

6

6

Чужим хлебом, да чужим умом долго не проживёшь.

38

6

Диктант 17

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Бабочки издавна привлекали внимание человека.

40

6

2

По разнообразию окраски бабочки вне конкурса.

39

6

3

Бабочки олицетворяют собой красоту природы.

38

6

4

Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна.

39

6

5

Живите, радуйтесь и дарите радость другим.

35

5

6

Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают.

42

6

 

Диктант 18

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.

41

5

2

На берегах этой реки стоят замечательные города.

41

5

3

Разнообразен животный и растительный мир России.

42

5

4

Волга- одна из самых полноводных и красивых рек России.

45

6

5

Очень важно нам беречь и охранять природу родного края.

46

6

6

Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе.

45

6

Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча.      

·     Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.

Стимулирование.

             Без эмоций и положительного стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением  положительного эмоционального состояния (используйте чтение перед сном). Если стимулирование не помогает, можно использовать облегченное чтение (например: детских комиксов, либо небольших текстов подписей под картинками).

Для самозамеров оставляют в конце урока 3-4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитают, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике. Если при самозамерах возникают отрицательные эмоции у кого-то из школьников, то его надо временно освободить от     самозамеров.

          Если у детей ослаблено воображение, не могут представить картинку, соответствующую тексту. Несколько прочитанных строк  вызывают усталость, надо использовать короткие рассказы, либо тексты с картинками. Где под каждой картинкой есть несколько 1-2 строки текста. После прочтения строк можно рассматривать картинки, это будет и тренировка и отдых, и облегчается работа воображения, что очень удобно особенно в домашних условиях.

            Повышение осмысленности чтения достигается упражнениями традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов по тексту.

             Чтобы устранить затруднения в выразительном чтении текста, необходимо использовать многократное чтение небольшого отрывка. При нарушении артикуляции, нарушается  выразительность речи, здесь необходимо многократное прочтение текста в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается выразительность и скорость чтения.

         Технология развития и увеличения оптимальной скорости письма.

          Как перейти к уменьшенному написанию букв, проводится нулевой замер скорости письма. В первом месяце делаем только обычные записи в тетрадях, но с уменьшенной высотой букв (рекомендуемая высота букв в технологии СОУ 2-2,5 мм; заглавные буквы и цифры – высотой 4-5 мм; цвет пасты – темно-синий или темно-фиолетовый) через месяц тренировки – первый диагностический замер. В черновике можно поупражняться в написании в слепую коротких слов длиной в 3-6 букв, например “слон”, “сон”, “хлеб”, “марка”, “радуга”.

         Если через месяц скорость увеличиться на 5-10 букв в минуту, значит, процесс идет нормально, и в специальных упражнениях необходимости нет.

Выделим тех учеников, у кого прибавка за месяц составила менее пяти букв в минуту. Для них проводятся в течение второго  месяца ежеурочные упражнения: переписывание из книги в черновую тетрадь. Увеличение частоты тренировок и стимулирующее действие режима самозамеров благотворно сказывается на увеличении скорости письма. Лучший результат дня ученик записывает в дневник.

Если остались ученики, у которых нет улучшений, то для них необходима специальная ежеурочная, ежедневная тренировка в упражнениях для развития кистей рук (лепка из пластилина,   штриховка, раскрашивание, копирование по клеточкам), специальные упражнения для развития памяти, графические диктанты. В конце третьего месяца снова проводится диагностический замер, и если у ребенка нет улучшений, то его желательно показать врачу для обследования.

Технология развития и совершенствования вычислительных умений.

Проведенные замеры скорости вычислений позволяют разделить учеников на три группы:

в первую войдут те, у кого скорость умножения менее 15 цифр в минуту – они плохо знают таблицу умножения;

во вторую группу войдут те, у кого скорость умножения от 15 до 30 цифр в минуту – у них следует совершенствовать умение умножать, используя для этого карточки технологического тренажа; третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне более 30 цифр в минуту.

В соответствии с результатами диагностики технологичная система упражнений состоит из двух частей: для качественного освоения таблицы и технологичного тренажа для совершенствования умения умножать.

Качественное освоение таблицы умножения

Переключение канала восприятия.

Таблица умножения, как правило, заучивается вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки для успешного переключения канала восприятия. С этой целью изготавливаются демонстрационные карточки размером 15 х 15 см; на каждой из них крупно написана одна из цифр от 2 до 9. Учитель берет со стола две любые карточки, например, с цифрами 7 и 8, и спрашивает, не называя цифр, а лишь показывая их ученикам: “Сколько?” Вопрос задается вопреки традиционной методике, не в полной форме, а кратко, ученики должны воспринимать цифры  не на слух, а зрительно. Отвечают хором “Пятьдесят шесть”, тоже в краткой форме. Если кто - то собьется, это сразу слышно – и тогда надо повторить правильный результат. За минуту тренировки можно десяток раз предложить упражнение. Через 2-3 дня дети будут воспринимать цифры не только на слух, но и зрительно.

Индивидуализация усвоения.

 Коллективная работа с демонстрационными карточками перестает быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы умножения. Когда у каждого ребенка остается не больше 10 неосвоенных элементов, работа должна становиться индивидуальной. Тренировка проводится по 2-3 минуты в течение 3 - 4 дней. Можно разнообразить эту работу, организовав взаимопроверку усвоения.

Упражнения с сорбонками  

После нескольких дней целенаправленной тренировки почти все ученики осваивают таблицу умножения. Остается лишь несколько ребят с ослабленной памятью, для которых можно рекомендовать увеличить частоту упражнений с помощью сорбонок.

       Сорбонки (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения: для усвоения иностранных слов, формул, сокращенного умножения, величин измерения и т.д.  Сорбонки для усвоения таблицы умножения изготавливается учеником по числу не усвоенных им элементов таблицы, обычно 4-5 карточек, иногда до десяти. На каждой переменке ученик играет: угадал, не угадал? Постепенно остается все меньше и меньше неосвоенных элементов, и ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами: они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые еще не освоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более легкое запоминание.

Технологический тренаж

            Если после усвоения таблицы умножения провести замер скорости вычислений, то у большинства учеников она составит более 20 цифр в минуту. Теперь можно совершенствовать умение умножать, используя для этого технологический тренаж. Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой.

            Для того, чтобы сократить подготовительную работу, применяются карточки многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты: сегодня у Петрова  первый вариант, завтра – второй, послезавтра – третий и.т.д. Если в неделю пять уроков математики, то на четырех тренаж проводится со взаимопроверкой, а на пятом проверяет учитель и выставляет отметки. При взаимопроверке часто возникают затруднения, и ученики могут попросить у учителя. Проверочную карточку – с решенными примерами задания.

Вывод

            Отличие данной технологии В.Н.Зайцева  от обычных методик – более строгий учет психолого-дидактических закономерностей и результатов диагностики. Это и  позволяет уверенно получать хорошие результаты при меньших затратах времени и труда.

            Среди всех технологий СОУ основными считаются те, которые позволяют  быстро наращивать скорость чтения, письма, вычислений до оптимальных значений без ущерба для качества этих умений, то есть позволяющие учиться большинству учащихся   на “4” и “5”.

Планирую продолжить работу в данном направлении с целью усовершенствования собранных дидактических раздаточных и тренировочных материалов и  упражнений.

Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно, находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Когда учиться легко"

В статье рассматриваются проблемы адаптации ребёнка в школе. Предлагается памятка родителям первоклассников...

Статья "Как важно научиться учиться" учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны

В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...

Статья "Как важно научиться учиться" учителя начальных классов Титовой Елены Викторовны

В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...

Статья "Почему ребенок плохо учится?"

Почему ребёнок плохо учится? Этот вопрос волнует семью и школу. Статья поможет  родителям узнать о причинах плохой успеваемости ребенка, о том как можно изменить его  отношение к учению....

Статья. "Как научить детей учиться"

«Как научить детей учиться?» "Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл...

Статья "Как научить первоклассника учиться с интересом"

Процесс адаптации в 1 классе. Опыт работы....