Коррекционно-развивающие технологии при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
методическая разработка на тему

Микишанова Е.А

    Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие  психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dtsp.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Коррекционно-развивающие технологии

 при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

    Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие  психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Воспитательно - педагогическая работа реализуется в нескольких направлениях:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Развитие речевого общения с окружающими. Увеличение пассивного и активного словаря, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
  • Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
  • Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятие.
  • Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического;
  • Формирование математических представлений;
  • Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
  • Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Недостатки физического развития у детей с ДЦП создают определенные трудности при овладении навыками самообслуживания, предметными и игровыми действиями, трудовыми навыками и письмом.

Зная, что детский церебральный паралич это патология, обусловленная  органическим поражением головного мозга, мы понимаем что мелкую моторику рук у детей с ДЦП  и довести ее до совершенства крайне трудно, а порой невозможно.

    Используемые нами игры и игровые упражнения направлены на развитие системы двигательных функций руки:  

  • Хватательных движений
  • Согласованности действий обеих рук
  • Дифференцированности движений пальцев
  • Движений кистей рук
  • Подражание движениям рук

     Каждое   занятие по  развитию  мелкой   моторики  рук начинаем  с элементов самомассажа кисти и пальцев рук.

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж  ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно  можно разделить на 3 составляющие:

1.Пальчиковая гимнастика. В своей работе я использую опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова , В.П. Дудьев , В.В. Цвынтарный.

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:        

2. нанизывание колец на тесьму;

3.работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

4.перебор крупы;

5.работа со спичками или счетными палочками

6.работа с бумагой;

7.лепка (глины, пластилин, тесто);

8.завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

9.игры с песком, водой;

10.игры с конструктором, кубиками;

11.рисование в воздухе;

12.рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

     Известно, что игровая деятельность, является ведущей  у детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы используем серию занимательных игр и упражнений, включающих детей в специальные игровые действия – это игры с платочками.

Игры помогают формировать сенсорные эталоны цвета (использование платочков и дополнений к ним разного цвета), формы и величины (различные манипуляции меняют форму и размер платка), а также пространственных эталонов (упражнения на поверхности стола, в воздухе, левой – правой рукой, на площади платочка: справа, слева, вверху, внизу, в центре и т.д.) развивают суставо-мышечное чувство.

    Система  коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка,  родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающему ДЦП, могут участвовать в занятии.

     Также в своей работе  я уделяю серьезное внимание пропедевтике, обучению детей с ДЦП конструированию, формированию у них первоначальных конструктивных умений и навыков.     Для формирования и дальнейшего совершенствования навыков конструктивной деятельности у детей с ДЦП я использую доступные и нетрадиционные упражнения. Эти упражнения также способствуют развитию тонкой моторики, пространственной ориентации, общей координации движений. С целью развития речевой активности детей побуждаем к речевому сопровождению собственных действий. Продолжительность этих упражнений от 5 до 10 минут. При обучении конструированию мы взяли за основу следующие приёмы: конструирование по образцу, по модели, по условиям, по схеме и по замыслу.

  1. Педагог выкладывает узор из счетных палочек, цветных кубиков или разноцветных пуговиц одного размера, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руку.
  2. Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выполняет по словесной инструкции.
  3. Построение дорожек, узоров из цветных кубиков Никитина сначала по образцу, затем по памяти и словесной инструкции.
  4. Продолжение узора. Взрослый начинает выкладывать узор из счетных палочек, цветных пуговиц, кубиков. Ребенок должен установить логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно.
  5. В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от пластиковых бутылок. Вначале строительство ведётся по образцу , позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим- указательным, большим-средним и т д )
  6. Складывание листа бумаги формата А4. Предлагается все время складывать лист бумаги пополам(вертикальный и горизонтальный сгиб). Победит тот, у кого получится самый маленький прямоугольник.
  7. Складывание квадратного листа бумаги по диагоналям. Оценивается размер треугольника и качество сгибов.

           Таким образом основными направлениями  является стимуляция двигательной активности, расширение функциональных возможностей кистей рук, совершенствование тонкой моторики и графических навыков, профилактика недостатков двигательного развития, развитие речевого общения, расширение пассивного и активного словаря, сенсорных функций, пространственных и временных представлений и в конечном итоге подготовка ребенка с ДЦП к какому-либо виду школьного обучения.

Три комплекса упражнений самомассажа:

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
- Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит

Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).
Барашки
На лугах пасутся барашки,               Шубы в кудрях, погляди,          

Все   кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки.                        Бяшки спали в бигуди,             

Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: Бе да бе,                 Утром сняли бигуди,                  

Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе.                            Попробуй гладкую найди.       

У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,                  У него свои заботы -
Влез под теплый воротник,              Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно                 Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник.                   Так не жалуешь людей?
10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол                          Средний - точно уж герой,
И забьем в ворота гол!                           Забивает головой!
Палец большой                                       Безымянный вдруг споткнулся
За ворота - горой!                                   И с досады промахнулся!
Указательный - смельчак,                      Малыш-мизинец - молодец,
Забивает гол - вот так!                            Гол забил - игре конец!

Развивитие  сенсорики и мелкой моторики у детей с ДЦП

        Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.

    Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения.

        Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

     У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требует соответствующей коррекции: необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов.

     Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

  • Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).
  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно – суставного чувства.
  • Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
  • Развитие сенсорной культуры ребенка.
  • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
  • Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.

     В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов.

     1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

     а) формирование представлений о цвете предметов;

     б) формирование представлений о форме предметов;

     в) формирование представлений о величине предметов;

     г) формирование и коррекция пространственных представлений;

     д) формирование временных представлений.

     2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

     3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

     При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить, к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех – пяти частей.

     Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету – игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги.

     На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

     Большое значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Например, если ученики очень любят по цвету подбирать геометрические фигуры, колечки пирамидки к цвету палочки, камешки к коробкам и т.д. Такие повседневные упражнения дают хорошие результаты. Эти дети стали более четко различать цвета.

     В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию преставлений о форме. Очень важным этапом является формирование зрительно – тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Например,  можно использовать дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур.

     Для развития представлений ребенка о величине я использую различные игры – упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п. Например, на занятии дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов. Я учу их называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, башня получилась высокая, а домик маленький. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

    Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

     В силу двигательной деривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления крайне недостаточны. В связи с этим важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве.

     Для решения поставленной задачи можно использовать три серии игр. Первая серия направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка. Вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении.

    С первых же занятий детям необходимо предлагать упражнения, способствующие обогащению их сенсорными впечатлениями. Важно научить их прислушиваться к собственным ощущениям, ориентироваться в них.

        Например, для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка надо подвести к зеркалу и говорить: «Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.», «Потрогай свой нос, лоб, глаза и т.д.»  или попросить ребенка определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца.

    Вторая серия – игра «Надень кольцо». «Кто правильно назовет», «Ровный круг». Например, игра «Найди свое место», для формирования ориентировки в разных углах зала напротив детей педагог кладет два обруча: зеленый – справа, красный - слева. По сигналу педагога: «На прогулку!», все дети расходятся по группе в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свое место!», дети должны найти свой обруч: правые – правый, левые – левый.

    Проведение третьей серии игр способствует пониманию детьми с ДЦП переноса схемы своего тела для определения «правого» и «левого» у человека, расположенного напротив. Педагог, садясь рядом с ребенком, надевает себе и ему на левую руку красное сердце, на правую – зеленый флажок. Далее педагог садится напротив группы испытуемых и показывает, где оказалась его правая и левая рука по сравнению с положением детей. После этого он предлагает узнать, почему так получается, и просит каждого ребенка подползти или подойти и сесть рядом. Когда каждый из испытуемых убеждается, что рисунки на руках у него и у экспериментатора на одной и той же стороне, изображения снимаются, и педагог вновь садится напротив испытуемых.

    Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обслуживание серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки (части суток). Например, игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При проведении этих игр хорошо использовать цветные символы для обозначения разных частей суток.

    В ходе работе по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

   В ходе занятий по развитию слухового восприятия дети должны научиться:

  • различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
  • различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
  • определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
  • определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
  • воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
  • усвоить понятия «громко - тихо», «высоко - низко», «быстро - медленно» и использовать в речи.

    Благодаря этим разделам осуществляется не только сенсорное развитие – у детей с ДЦП формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Как воспитатель, в своей работе считаю важным делать акцент на воспитание в детях чувства патриотизма, положительного отношения к своей стране, истории, Родине....

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В настоящее время  обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в сочетании с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  стало возможным с правовой точки зрения. Право на образ...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-дви...