Развитие воображения младшего школьника в условиях использования интерактивной доски
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Новоселова Марина Евгеньевна

Статья об использовании игровых технологий для развития воображения у учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения младшего школьника в условиях использования интерактивной доски

Разнообразие детской фантазии – это лишь неспособность критически осмыслить происходящие события.

Слабость воображения у младшего дошкольника проявляется в том, что он не умеет планировать свою деятельность и, приступая к рисованию, лепке, игре, ребёнок часто не представления себе о конечном результате труда. Лишь в процессе занятия замысел становится конкретным, доступным, понятным. Ум идёт за руками, но не наоборот.

У ребёнка старшего дошкольного возраста более организованно и целенаправленно. Это связано с накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, конструктивной, изобразительной деятельности.

С поступлением в школу у него начинается качественно новый этап развития воображения. Этому способствуют резкое увеличение объёма информации, которую ученик получает на уроках, во время внеурочной деятельности. Систематическое овладение разнообразными умениями, с уточняющими, конкретизирующими образами, обуславливают их продуктивность.

Воображение школьника выполняет двоякую функцию. Во-первых, служит некой базой для понимания тех моментов, которые ребенок не может воспринимать непосредственно. Во-вторых, является существенной предпосылкой для его эстетического воспитания.

Работа воображения на уроке не ограничивается лишь созданием ярких образов. Ученик экспериментирует со всем, в том числе и со средствами изображения. Чтобы подтолкнуть его к  получению продукта собственных идей важно создать образ, с помощью которого он сможет выразить свои внутренние переживания. А через эмоциональную сферу воздействовать на запоминание изучаемого материала, его хранение и умение использовать в дальнейшей практике. Поэтому очень важно на любом этапе урока поиграть, чтобы доставить детям радость пофантазировать на заданную тему.

Упражнение и игры на развитие воображения могут быть самыми разнообразными и применять их можно на разных уроках в начальной школе: и литературное чтение, и русский язык, и математика, и окружающий мир..Все задания могут быть выполнены на интерактивной доске, в программе SMART.

Занятия могут проводиться одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности. Некоторые задания могут быть ограничены во времени. Сильные дети могут работать самостоятельно, помогая более слабому товарищу справиться с заданием. Можно даже устраивать соревнования на скорость выполнения заданий. Совместная деятельность будет способствовать лучшему узнаванию друг друга, единению в радости от успешного выполнения задания, сплочению в общем деле. Перед каждым заданием дается четкая инструкция, которой следует придерживаться, работая в паре. Желательно работать с детьми необходимо над воображением в течение всего учебного года, хотя бы один раз в неделю.

Ребёнка сначала можно заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. Оценивать необходимо только успешно выполненные задания. Обучение должно быть победным! Успех в самом начале – обязательное условие. Рассмотрим некоторые из них.

Не может быть. Перед началом создания таких историй, педагог просит детей изобразить то, чего нет на свете. Смысл задания заключается в том, чтобы ребенок сочинил, придумал историю, самую невероятную, необыкновенную.

Что бы было, если быОдному из учеников необходимо придумать фантастическую ситуацию, остальным учащимся необходимо найти выход из создавшейся ситуации.

Сказитель. Используя 3-4 слова, не связанные по смыслу, составить рассказ.

Обложка. Предлагается нарисовать и придумать обложку для какой-либо книжки или произведению. Это может быть и фантастическая, приключенческая, юмористическая, учебная, детская и т.д. литература.

Афиша. Это объявление о спектакле, лекции, концерте.  Ведущий предлагает соревнование на создание лучшей афиши. Например: лекция о пользе красных помидоров, концерт дрессированных тараканов, гастроли гималайского театра имени Снежного Человека. Самые забавные афиши, придуманные участниками  становятся победителями.

Шарада без слов. Каждая команда игроков ( из 6-8 человек)  загадывает короткое слово и каждую букву этого слова зашифровывает в рисунках. Например: мел – Буква М ( учащиеся рисуют действие – мелко писать, мастерить что-то, мазать грязью), на втором рисунке – буква Е ( есть, ехать, единоборство), на третьем – буква Л (летать, ловить, лежать). Игроки отгадывают по рисункам задуманные слова. Побеждает команда, сумевшая расшифровать замаскированное слово.

Отгадай пословицу. Ведущий просит изобразить какую-либо пословицу так, чтобы команда-соперник могла попытаться отгадать её по рисунку. Например: человек на берегу реки ловит удочкой рыбу – «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Человек читает книгу – «Век живи, век – учись».Победитель – команда, сумевшая отгадать пословицу.

Корова. Чтобы запомнить написание «словарного» слова , учащиеся могут изобразить этот предмет каким-то необычным, интересным, с преобладанием форм и цвета натурального предмета. Важно отобразить грамотное написание слова.

Эти задания могут быть использованы на уроках литературного чтения, русского языка. Такие задания позволяют через воображение развивать мыслительные способности учащихся, их речь, орфографическую зоркость.

 Волшебный карандаш. Ведущий водит карандашом по направлению, указанному учителем или одноклассником: «Вверх!,» «Вниз!» , «Влево!»  и т.д.Затем чертит мысленно фигуру, которую возможно получить из заданных учителем направлений.

Графические диктанты. Педагог или ведущий ребёнок по заданному маршруту или по своему придуманному дает руководство по построению какого-либо образа: божьей коровки, зонтика, домика, цветочка.

Достроить дом. В задании показаны лишь части будущего дома. Необходимо достроить детали, которых нет на иллюстрации. Подобного типа могут быть задания: «Починить машину», «Дорисовать картинку».

Арифметический портрет. Учащиеся соревнуются друг с другом, кто быстрее нарисует на своем листке лицо из цифр от1 до 15. Каждую цифру можно использовать только раз.

Одним росчерком. Ведущий показывает учащимся нарисованный предмет. Школьники должны повторить фигуру, не отрывая карандаш от бумаги. Запрещается проводить линии два раза по одному и тому же месту.

Девять точек.  Демонстрируется лист на котором изображены 9 точек по три в три ряда , расположенным на одинаковом расстоянии друг от друга. Не отрывая карандаша необходимо перечеркнуть все точки четырьмя прямыми линиями . Кто первым справляется с заданием, тот и побеждает.

Бридж – ит. Это английская игра. В переводе означает «перебросить мостик».Играют вдвоём. Перед началом выдается лист бумаги, на котором изображено квадратное игровое поле с узлами двух прямоугольных решеток. как бы втянутых одна в другую. Узлы одной решетки обозначены квадратика, другой – кружочками. Игроки по очереди проводят горизонтальные и вертикальные линии, соединяя два одинаковых узла. Один соединяет кружки, другой – квадратики. Линии противников не должны пересекаться. Выигрывает тот, кто первым построит ломаную линию, соединяющую две противоположные стороны игрового поля.

Задания подобного типа хорошо использовать на уроках математики при изучении геометрического материала, когда надо познакомить детей с различными видами геометрических фигур. Подобные задания направлены на развитие пространственных представлений, образного мышления, внимания, памяти. Учит ориентироваться. Помогает учащимся развивать логику, мышление.

Охотник. Дается изображение нескольких животных в путанице. Учащиеся должны определить количество изображенных живых существ, назвать их.

Вот так. Школьники должны определить на кого и чем похожи преображенные животные. Учитель демонстрирует рисунки с изображением зверей, имеющих разные части тела других животных.

Волшебные картинки. Перед детьми предметы или картинка с изображением необходимо материала на уроке. Иллюстрация делится на части. В задании для детей необходимо собрать детали изображаемого предмета в единое целое. Это может быть петух, зимний пейзаж, клоун, птичий двор и т.п.

Рисование со слов. Эта игра напоминает игру «Испорченный телефон». Первому участнику показывают иллюстрацию так, чтобы не видели другие игроки. Первый участник шепотом рассказывает второму игроку изображение. Тот передает информацию третьему игроку «на ухо» и т.д. Последний участник, выслушав содержание картинки, берет карандаш и рисует то, что услышал. Полученный результат сравнивается с изображением ведущего. Виновнику ложной информации назначается, придумывается наказание: он должен прочитать стихи, рассказать интересную историю, рассмешить, попрыгать на одной ноге и т.п.

Подумай, дорисуй. Например, дано изображение цветка без стебля, лепестка, сердцевины. Задания подобного типа направлены на изображение предметов, в которых не достает каких-то деталей. Учащиеся должны их придумать, дорисовать, объяснить.

Плакат. Это агитационный рисунок с кратким текстом. Кому лучше удастся придумать и изобразить весёлые плакаты на темы: о пользе смотрения фильма-ужаса, о значении чупа-чупс для пользы желудка, о большой пользе березового веника. Или учащиеся могут поработать над плакатами по темам –предупреждения: «Осторожно! Злые кошки!», «Берегись! Летающие тарелки!» Побеждают самые весёлые и остроумные.

Герб. Задача игроков – изобразить герб (символ) какого-либо выдуманного государства, своей школы, улицы, дома, квартиры и объяснить, что изображено и почему. Можно так же придумать торговые марки или эмблемы фирм.

Уроки окружающего мира помогают учащимся понять природные взаимосвязи, экологические системы, научить защищать и любить природу. На уроках можно использовать такие игровые варианты, помогающие представить , вообразить и познать темы любого радела этой предметной области.

Вышивка. Придумать и нарисовать узор-бордюр будущего покрывала или полотенца.

Модельер-конструктор. Участникам необходимо придумать и нарисовать новый вид женской одежды или комплект мужского костюма, куда войдут: головной убор, верхняя одежда, обувь. Все, что подскажет фантазия. После выполнения задания каждый игрок должен объяснить и доказать (прорекламировать) необходимость массового выпуска продукции предложенного образца.

Придумай открытку. Ведущий усложняет задание игрокам тем, что объявляет конкурс на придумывание открытки, посвященной несуществующему празднику. Например: «День закрытых дверей», «День зеленого попугая», «День всех конопатых», «День детектива». Разрешается придумывать и тексты для открыток.

Оригинальность заданий, игровая форма проведения урока, характер упражнений позволяют в последующем сохранить у ребёнка интерес к учению и стать настоящим Всезнайкой. Бесталанных людей нет, есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребёнку обнаружить свои способности – задача учителя.

Список литературы:

  1. М.А.Абрамова. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 класссы.М, Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Попул.пособие для родителей и педагогов. Ярославль.,1997
  3. О.Н.Козак. Игры с карандашом и бумагой. СПбг, изд.СОЮЗ, 2000
  4. Развиваем воображение. Книжка-раскраска. М, изд.РОЗОВЫЙ СЛОН, 2001
  5. Развиваем творческие способности. Книжка-раскраска.Ь, изд. Розовый слон, 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Презентация разработана для проведения мастер-класса "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности". В презентации отражены некоторые теоретические вопросы по данной ...

Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....

Развитие воображения младших школьников.

Формы и методы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста на уроках чтения...

развитие воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития воображения не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получае...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Использование репродукций художественных произведений как средство развития воображения младшего школьника

В данной работе рассматривается такой приём, как работа с репродукциями произведений, который открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культур...