Использование информационных систем для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
статья на тему

Губар Марина Александровна

Использование информационных систем  в работе с младшими школьниками с ОВЗ становится необходимым средством обучения и способствует:

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- повышению мотивации к учебе,

- эффективности коррекционно - образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.26 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Фонарева Л.А. – учитель – логопед;

Губар М.А. – учитель начальных классов

Использование информационных систем для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Мы стараемся следовать времени и ищем новые пути обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ, применяя в своей работе современные информационные системы.

   Основной целью их применения является:

  • повышение качества образования.

   Для достижения этой цели мы решаем следующие задачи:

  • Активизация познавательной деятельности;
  • Повышение эффективности образовательного процесса;
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности;
  • Повышение мотивационной готовности;
  • Мониторинг достижений обучающихся;
  • Развитие наглядно – образного мышления;
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

   Использование информационных систем сочетает в себе:

  • динамику,
  • звук;
  • изображение

т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. 

   Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

    Детям с ОВЗ трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Поэтому применение в процессе обучения интерактивных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.

      Для реализации учебных задач с целью повышения качества образования, мы используем в своей работе новые информационные системы в сочетании с традиционными методами обучения.

   Это:

  • Учи.ру - интерактивная онлайн – платформа;
  • МЭШ – платформа образовательных электронных материалов;
  • «Мерсибо» - развивающий интерактивный портал.

   Для всех этих систем характерны ключевые преимущества:

  • Соответствие принципам ФГОС;
  • Повышение образовательных результатов;
  • Рост интереса к обучению;
  • Доступность для детей с особыми образовательными потребностями. Учи.ру — российская онлайн-платформа, где весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий. Она раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка, выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Это прохождение школьной программы в комфортном темпе для каждого ученика. Она учитывает скорость, правильность выполнения заданий, количество ошибок.

    Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

       Платформа Учи. ру дает возможность оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику и в дальнейшем  подбирать индивидуальные задания для отработки неусвоенных тем.

Уроки с использованием интерактивных систем при обучении детей предполагают 3 формы обучения:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • дистанционная форма.

           Платформа Учи.ру также предполагает участие в олимпиадах по разным предметам. Наши ученики, особенно дети с ОВЗ, которые посещают логопедические занятия, тоже с удовольствием выполняют олимпиадные задания по русскому языку. Хотя, задания олимпиады представлены в понятной форме и не зависят от текущей подготовки ребенка,  некоторые из них выполняются с трудом, особенно логические. 

За участие дети получают похвальные грамоты и благодарности. Это придает им уверенность в себе и является хорошим стимулом для участия в дальнейших олимпиадах.

            МЭШ – платформа образовательных электронных материалов.

«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. На уроках я, как учитель,  использую электронные материалы из библиотеки МЭШ по разным предметам. Это: тесты, слайды интерактива, работа по ссылкам сайтов из Интернета, электронные словари, виртуальные экскурсии.

Включение компьютерных систем в школьные занятия предотвращает утомление детей, способствует развитию коммуникативных способностей учащегося, придает уверенность в себе.

            В настоящее время информационные системы Учи.ру и МЭШ стали сотрудничать. Поэтому в логопедической работе я тоже использую из библиотеки МЭШ интерактивные карточки по русскому языку, созданные онлайн – платформой Учи.ру.

Их уникальность состоит в том, что обучение происходит в форме непрерывного диалога с учеником во время выполнения каждого задания. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

             Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо».  Это интерактивные развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Они состоят из двух частей: мотивационной и развивающей.

Они направлены на развитие:

  • всех компонентов речи: фонематический слух; звуко - буквенный анализ; грамматические навыки; лексический запас; связная речь.
  • психических процессов;
  • обучение чтению и счету;
  • логики и творческих способностей.

Дополнительные печатные задания  к каждой игре позволяют ребенку закрепить полученные  знания.

Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия. В коррекционно – развивающей работе я использую игры «Мерсибо» как часть логопедического занятия. Родители также могут вместе ребенком  участвовать в играх  дистанционно.

Игры увлекательны как мультфильмы. Они раскрепощают детей и помогают вовлечь в занятие.

     Таким образом, практика работы показывает, что использование информационных систем  в работе с младшими школьниками с ОВЗ становится необходимым средством обучения и способствует:

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- повышению мотивации к учебе,

- эффективности коррекционно - образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование информационных систем для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ Фонарёва Л.А. – учитель – логопед; Губар М. А. - учитель начальных классов

Слайд 2

Задачи

Слайд 3

Факторы внимания Информационные системы Динамика Звук Изображение

Слайд 4

«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

Слайд 5

Информационные системы

Слайд 6

Ключевые преимущества ИС Соответствие принципам ФГОС Повышение образовательных результатов Рост интереса к обучению Доступность для детей с особыми образовательными потребностями

Слайд 7

Российская онлайн - платформа Весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий. Учи.ру раскрывает потенциал каждого ребенка.

Слайд 8

Индивидуальная образовательная траектория С корость П равильность выполнения заданий К оличество ошибок

Слайд 9

С равнительная статистика Успеваемость по каждому учащемуся Пробелы в теме Индивидуальный маршрут

Слайд 10

Платформа образовательных электронных материалов Уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по –новому .

Слайд 11

Сотрудничество ИС

Слайд 12

Интерактивные игры для детей от 2х до 10 лет. Они направлены на развитие: психических процессов всех компонентов речи логики и творческих способностей освоение чтения и счета

Слайд 13

Использование ИС в работе с младшими школьниками с ОВЗ способствует: 1 2 3 Активизации познавательной деятельности учащихся . . Повышению мотивации к учебе Эффективности образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

"Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Использование информационных технологий в развитии познавательной деятельности младших школьников

Использование информационных технологий  в развитии познавательной  деятельности младших школьников...

Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников....