«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»
статья на тему
Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании. Автор обращает внимание на необходимость психологического сопровождения интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nevzorova_g.m._2.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание условий социокультурной адаптации
детей-мигрантов в поликультурном регионе»
Аннотация:
Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании. Автор обращает внимание на необходимость психологического сопровождения интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов.
В связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
Казань один из крупных деловых, культурных, информационных центров традиционно привлекает большие потоки мигрантов. В настоящее время в Казани, как никогда, активно происходят миграционные процессы, что приводит к увеличению в образовательных учреждениях города детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Они хотят учиться, идут в школу, но возникают языковые и психологические проблемы для них и их родителей.
Одно из направлений в решении этой проблемы является интеграция учащихся – иностранцев в школьную среду и их психологическая адаптация к учебному процессу.
Соответственно выделенной цели были поставлены следующие задачи:
- создание программ психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации и интеграции детей мигрантов;
- создание программ социокультурной адаптации, направленных на установление позитивных связей детей мигрантов с новой средой, городом, страной;
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения.
Важно понимать, что работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения.
Среди задач обучения важно выделить следующие:
1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;
2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;
3) в развивающем – работа по становлению и формированию.
Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.
Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Без внешней помощи им практически невозможно выжить, и создание системы государственной поддержки вынужденных мигрантов – дело чести каждого цивилизованного общества.
Работа с детьми мигрантов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению младших подростков, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе.
Целью системы работы педагога-психолога с учащимися многонационального коллектива в рамках общеобразовательной школы является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.
Работа педагога-психолога с учащимися многонационального коллектива в общеобразовательной школе как система взаимодействия развития личности в культурно-исторических условиях общества предполагает определенный характер таких контактов. В связи с вышесказанным актуальным является разработка следующих систем занятий с участниками образовательного процесса:
1) по межличностному общению младших подростков – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для младших подростков-мигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов).
Особенно важно не просто научить ребенка мигранта говорить на русском языке и познакомить его с культурой России, ее традициями и наследием, но и научить его мыслить на том языке, на котором он учится, общается, который помогает ему расти и развиваться. Урок обеспечивает необходимый уровень владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, и подготовки к занятиям на первой и второй ступенях обучения.
Уроки фонетики – важный этап в обучении русскому языку детей иностранцев.
Фонетические навыки отрабатываются и закрепляются на всем протяжении курса.
Цели, задачи и основные принципы деятельности школы
1. Обеспечение интеграции детей мигрантов в образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям проживания.
2. Для достижения этой цели решаются задачи:
обучения детей мигрантов государственному русскому языку, необходимого для включения их в образовательный процесс и межкультурное общение;
повышение уровня социокультурной адаптированности детей к и российскому обществу;
формирование у детей социальной компетенции для жизни в России;
Обеспечение преемственности и языкового патронажа на всех ступенях дальнейшего образования.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с культурноязыковыми и социально-психологическими особенностями учащихся;
- обучение детей мигрантов и их родителей государственному русскому языку, формирование у них навыков владения всеми видами речевой деятельности, необходимыми для включения в образовательный процесс и межкультурное общение;
Ключевые слова: мигрант, адаптация, толерантность, языковые и психологические проблемы, многонациональный коллектив
Литература:
1/Макаров А.Я. Интеллигенция и миграция. Репрезентация в современных средствах коммуникации // Интеллигенция в мире современных коммуникаций: сборник научных статей / под общ. ред. Ж.Т.Тощенко. – М.: Изд-во РГГУ, 2009.
2/ Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде //Наша социология – 2008: сб. статей по материалам VII научной социологической конференции студентов и аспирантов. - М.: изд-во РГГУ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.
Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов....
Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.
Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...
« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4
Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...
Включенность детей мигрантов во внеурочную деятельность как необходимое условие их успешной адаптации
Интеграция образовательного и воспитательного процесса - прочный фундамент в становлении личности, формировании культуры человека, выработке таких компетенций, как самостоятельность, инициативность, т...
Лучшая организация адресной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети мигранты)
В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и...
Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы
На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные уст...