Активные формы и методы развития личности школьника во внеурочной деятельности
материал (1 класс) на тему

Александрова Надежда Геннадиевна

Активные формы и методы развития личности школьника

во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы и методы развития личности школьника

во внеурочной деятельности

Перед учителем начальных классов стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.

Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

  • забота о развитии каждого ребенка;
  • помощь в решении возникающих проблем;
  • организация разнообразной деятельности в классе.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если  в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены следующие задачи:

  • формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;
  • воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Для изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка применяются наиболее доступные методы педагогической диагностики: метод наблюдения, беседа, опрос.

Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.

Для развития личности школьника во внеурочной деятельности планируется использование проектной, исследовательской деятельности, в результате которой каждый ребенок получит возможность для самореализации.

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучении и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание программы  кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового  к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

На занятиях кружка «В мире книг» в зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.

Предлагаю поработать с дополнительными источниками литературы и подготовить сообщение к очередному занятию: пословицы о книге и учении, «Дети-герои детских книг», произведения  Н.Носова, В.Драгунского, В.Осеевой (подобрать стихи, рассказы для чтения). Бурно проходит обсуждение сообщения, слушатели задают докладчику вопросы. На занятиях кружка устраиваем выставки любимых сказок, книги о животных, о семье. Учащиеся с увлечением приступили  собирать загадки для конкурса «Кто больше». При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Ребята дружат между собой в школе и вне школы, внимательны друг к другу.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Учитель начальных классов Александрова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности

В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...

Всестороннее развитие личности школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Экологическое воспитание детей как элемент развития личности в организации внеурочной деятельности

Экологическое воспитание детей является одним из ведущих направлений развития личности ребенка. Изучение экологии детьми придает новый импульс в выдвижении таких ценностей как: отношение к Земле как к...

Доклад: «Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности»

Проблема нравственного воспитания актуальна и своевременна. Она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. ...

Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...