Экологическое воспитание детей как элемент развития личности в организации внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Экологическое воспитание детей является одним из ведущих направлений развития личности ребенка. Изучение экологии детьми придает новый импульс в выдвижении таких ценностей как: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей как элемент развития личности в организации внеурочной деятельности.

 

        Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле, а мы, люди, являемся частью этой жизни. Экология учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города, как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери.

        Экологическое воспитание детей является одним из ведущих направлений развития личности ребенка. Изучение экологии детьми придает новый импульс в выдвижении таких ценностей как: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества.

        Ценность подобного опыта для ребенка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

        Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов нового образовательного стандарта и государственной экологической политики России.        

        В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придается значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Поэтому формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат образования, а именно как итог экологического воспитания детей.

        Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально-педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

        Чтобы снизить напряженность и агрессивность среди некоторых детей и подростков, необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, через экологическое воспитание и бережного отношения к природе, повысить их занятость социально полезным делом, например, посадить дерево, цветы, покормить птиц зимой или бездомное животное.

        В этом плане дополнительное образование детей эколого-биологической направленности представляет собой реальную социальную силу:

– мы даем детям системные знания об окружающем его мире и учим применять на практике полученные знания;

– развиваем у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

– формируем навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

– повышаем общий интеллектуальный уровень подростков и развиваем коммуникативные способности каждого ребенка;

– прививаем чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру и потребность в общении с природой;

– воспитываем чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения ко всему живому.

        Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.

        Сегодня внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса как в системе общего, так и дополнительного образования детей. Для этой жеятельности педагогами уже разработаны образовательные программы экологической направленности с учетом возрастных особенностей от 5 до 10 лет.         Программа рассчитана на один год в объеме 37 часов (один раз в неделю по 35–45 минут) под каждую возрастную категорию.

Занятия стали проводить нетрадиционно в форме интеллектуальных игр, экологических турниров, диспутов с использованием новых коммуникативных технологий в рамках ФГОС. Такая форма наиболее интересна для детей. В процессе занятий воспитанники получают новые знания об окружающем мире и экологии, учатся отстаивать свое мнение и обосновывать ответ.

        Например, в одном детском эколого-биологическом центре под руководством опытных педагогов, дети ведут учебно-исследовательскую деятельность, участвуют в различных всероссийских и республиканских слетах, олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и экологических проектах.

Ежегодно этот центр проводит городской смотр – конкурс «Зеленый наряд школы», задачами которого является:

– создание на пришкольных участках предметно – развивающих природных сред,

– проведение наблюдений, опытнической и исследовательской работы с целью обеспечения непрерывного экологического воспитания детей.

        В рамках акции «Семя» ведется работа с детскими садами, школами, населением по распространению, реализации и обмену семенного фонда саженцев деревьев, кустарников, цветов, рассады овощных культур. Под руководством наставников ребята высаживают редкие виды декоративных и овощных растений, разбивают аптечные грядки, проводят опытническую работу, используя элементы ландшафтного дизайна. Ежегодно воспитанники центра облагораживают газоны городских улиц и разбивают цветники.

Проводятся городские мероприятия по защите птиц: заготавливаются корма для зимующих птиц, организуются акции: «Кормушка», «Скворец», «Праздник птиц», «Пернатые друзья нашего края», а также ведется ежегодный учет птиц.

        Великий древнекитайский философ Лао-Цзы, живший в V веке до н. э., трактует существование человека в мире так, что человек, являясь, как и весь мир, закономерным порождением бытия, и есть часть природы. Предназначение человека – следовать пути добродетели, т. е. жить согласно природе. Всякая попытка изменения природосообразного порядка гибельна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Статья «Реализация патриотического воспитания через создание казачьих кадетских классов посредством организации внеурочной деятельности».

Идея организации кадетского (казачьего) класса, сегодня можно уже сказать с уверенностью, успешно сочетается на практике с внедрением идей нового ФГОС. Особый акцент программы второго поколения сделан...

Всестороннее развитие личности школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Реализация задач экологического воспитания в младших классах школы II вида через внеурочную деятельность

Статья по экологическому воспитанию в младших классах коррекциооной школы...

Экологическое воспитание и обучение младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Обобщение опыта по экологическому воспитанию в начальных классах....

Активные формы и методы развития личности школьника во внеурочной деятельности

Активные формы и методы развития личности школьникаво внеурочной деятельности...