" Проектная деятельность как метод формирования интеллектуально - творческой личности"
проект

Васильева Светлана Владимировна

             Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания. Умение добывать и использовать полученную информацию развивает у младших школьников навыки самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александренко С.В., учитель начальных классов

Васильева С.В., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №29» г. Ангарска

" Проектная деятельность как метод формирования интеллектуально - творческой личности"

              В настоящее время в  обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

           А проектная работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Очень часто ученик, обладая хорошими знаниями,  не может применить их в реальных жизненных ситуациях.

           Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер. Поэтому так важно  научить детей действовать, помочь претворить в жизнь  планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам проектной деятельности становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

            Решение этих задач вызвало необходимость поиска новых, более эффективных технологий, таких, чтобы участниками стали дети, родители и учитель.

            И вот в 2016  году, набрав первые классы,  мы начали работу над реализацией педагогического проекта, тема которого « Проектная деятельность  как метод формирования интеллектуально – творческой личности». 

           Формы работы: индивидуальный подход на уроках,  проведение нестандартных форм уроков; экскурсии, дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; «Творческие мастерские»- проекты родителей для детей класса; участие в школьных и городских олимпиадах; коллективные и индивидуальные проекты,  посещение кружка «Учусь создавать проект», конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, организация внеклассных мероприятий.

            В первом полугодии мы провели подготовительный этап, в который включили творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Учитывая особенности развития младших школьников,   мы предложили первоклассникам темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Это: «Знакомьтесь, это – я», «Моё имя», «Моя семья», «Герб моей семьи»,«Моя родословная», «Моя любимая игрушка», «Моя малая Родина».

           Проектная деятельность по силе и учащимся первого класса. В период обучения грамоте мы с ребятами и их родителями разработали проект« Живая Азбука». Дети изготавливали  азбуку животных, растений, ягод; сказочную азбуку и многие другие; буквы шили, делали из дерева и бумаги.  В изготовлении азбук участвовали и родители первоклассников. Итогом работы стал праздник «Прощание с Букварём» и выставкой работ наших детей. 

           Первоклассникам даем небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаем памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – проекта.  Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

          В своей работе мы используем игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Ученики узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном.

         Уже с 1 четверти наши родители стали проводить «Творческие мастерские одного дня». Эта еще одна из форм проектной деятельности. В последний день перед каникулами одновременно в классе 5 родителей по группам проводят свои проекты (мастер-классы), где сначала дают информацию детям, а потом вместе с детьми приступают к созданию продукта.

          Темы наших мастерских разнообразны: «Столовая для птиц, «Русская коса – девичья краса» и «Бантики – косички» ( учились плести косы и изготовили бантики самостоятельно),«Раз картошка, два картошка» и «Его величество – Гамбургер» ,Коллективная работа «Аквариум», Мастерская Деда Мороза ,«Эти милые Пушистики»( изготовление игрушек из помпонов), 3D рыбка и «Рыбка» из дисков , Йога, Нетрадиционные способы рисования, Плетение из лент , Платье для куклы, «Блокнот своими руками» .

          Также в 1 полугодии появились первые проекты. В основном они были информационного характеры: многие дети захотели рассказать о своих домашних питомцах, приносили в класс попугаев, хорька, хомячков, снимали видеосюжеты своих собак, кошек, рыбок и делали презентации.  

          Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки проектной работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Во 2 полугодии мы дождались и первых исследовательских проектов: «Как вырастить кристалл», «Чарующий бисер», «Свет вокруг нас», «Для чего нужна пищевая сода?», «Охлажденное счастье» ( как сделать мороженое дома), «Можно ли самому сделать шоколад?», «Как изготовить бумагу в домашних условиях».И творческие проекты: «Книжка – малышка», «Ваза из макарон» и другие.

           В январе месяце мы начали коллективный проект «Хлебная история»: где узнали как делать хлеб, история создания хлеба, профессии людей, побывали на хлебокомбинате «Каравай», посмотрели, как работают люди, защищали свои мини-проекты: «Пословицы и поговорки о хлебе», «Хлеб блокадного Ленинграда», учились печь хлеб и разные кондитерские изделия(блины, пиццу, печенье, пироги, трубочки) дома вместе со взрослыми.  Нам кажется, что дети поняли, что это колоссальный труд многих и многих людей и хлеб нужно беречь!

             Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания. Умение добывать и использовать полученную информацию развивает у младших школьников навыки самообразования. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
                                                                                                                          Ян Амос Коменский 

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности

В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...