Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышления в проведении классного часа нравственной направленности»
классный час (3 класс)

Фрей Ирина Владимировна

Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добра и счастья; • развитие умения творить добро; • воспитание внимательного отношения к людям. Тема мастер-класса: «Использование приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности». Цель мастер-класса: презентация опыта работы по применению приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kl._chas.docx144.13 КБ

Предварительный просмотр:

Районный  конкурс  

«Современный классный час – современным детям»

Методическая разработка мастер-класса

«Использование приёмов технологии

критического мышления

в проведении классного часа

 нравственной направленности»

C:\Users\пк1\Desktop\1439347.jpg

Автор: Фрей Ирина

Владимировна, классный

руководитель 3 г класса

МБОУ гимназии № 1

имени Пенькова М.И.

г. Миллерово

2016 год

Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!»                                                                

Форма проведения:

Направление: нравственность.

Цель: расширить представления учащихся о значимости добра.

Задачи:

  • раскрытие сущности взаимосвязи добра и счастья;
  • развитие умения творить добро;
  • воспитание внимательного отношения к людям.

Тема мастер-класса: «Использование приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности».

Цель мастер-класса:

 Презентация опыта работы по применению приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности

Оформление:

1. Презентация по теме мастер-класса.

2. Раздаточный материал «Маршрутные листы», календари добрых дел.

Пояснение к подготовке: Участники делятся на 3 команды. Получают «маршрутные листы» с заданиями. В маршрутных листах  даётся название заданий, а форму работы участники должны определить самостоятельно.

(«Маршрутные листы» в приложении)

Ход мастер-класса.

(Слайд1)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас и предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Использование приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности», в ходе которого поделюсь своим опытом по заявленной теме.

- Перед вами План нашей работы. (Слайд 2)

  • Вспомним приёмы работы  при использовании ТРКМ и какова их роль в воспитательной деятельности.
  • На практике обсудим, какие приемы мы применяем и в чём их преимущество.
  • Рефлексия.

(Слайд 3)

Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, способное к постановке проблем, ищущее пути решения.

(Слайд 4)

- Составление  урока по данной технологии предполагает соблюдение 3 стадий.  Каждая  стадия имеет свои цели и задачи и, соответственно, набор характерных приемов. 

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению». 

Второй этап – «осмысление» - содержательная стадия.  Ученики работают непосредственно с текстом, причем работа эта  направленная, осмысленная. 

Третий этап – «рефлексия» - размышления.  Главное, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. 

-На каждой стадии используется набор приёмов и методов, которые вы видите на слайдах. Слайд 5, 6, 7.

– Попытаюсь доказать вам своё мнение на практике. (Слайд 8)

Ход мастер-класса

  1. Вызов.

- Сегодня мы поговорим об одном слове.

Слово это очень серьёзное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

Посмотрите видео, чтобы понять, о каком слове пойдёт речь.

 Просмотр видео.

 (Слайд 9)

- Итак, о каком слове шла речь? (Сегодня мы поговорим о добре).

(Слайд 10) 

Цель нашего классного часа: расширить представления учащихся о значимости добра.

- В ходе работы попытаемся доказать, что «Жизнь дана на добрые дела».

Составление кластера 

- С чем у вас ассоциируется слово «добро»?

(Слайд 11) 

- Запишите слово «добро» внутри домика. На кирпичиках, составляющих фундамент, запишите слова, которые имеют отношение, характеризуют главное понятие.

- Какие слова вы записали?

Слайд 12

Послушайте, что говорят о добре дети.

Слайд 13, 14

- По отношению к кому направлено проявление доброты в высказываниях детей? ( К людям)

- На кого ещё может быть направлена наша доброта? (На животных, природу)

Слайд 15

- Скажите, какое определение мы дадим этому этапу классного часа? (Вызов.)

  1. Осмысление.

- Перед вами домики. Каждый человек мечтает иметь свой дом.

А чего не хватает этим домикам для прочности? (Фундамента)

Работа в группах.

- Сейчас каждая группа построит фундамент для своего дома. Строительный материал – кубики у вас на столах.

- Итак, 1-я группа, каким получился ваш фундамент? (Прочным, надёжным).

- Почему? (Строили его с помощью любви, внимания, заботы,  взаимопомощи, терпения.)

- Всё ли получилось у участников 2-й группы? (Нет, дом стоит ненадёжно).

- Почему? (Среди положительных качеств попадались отрицательные – ненависть, злость, грубость).

- Получилось ли возвести прочный фундамент у 3-й группы? ( Нет, материал для строительства непригоден, т.к. все кубики с отрицательными качествами).

- Вот также строятся отношения и в наших семьях, домах, коллективах. Добро и все его составляющие – основа счастливой жизни. Присутствие отрицательных качеств и поступков ведёт к разрушению, дисгармонии.

- Сделайте вывод. Какие качества создают основу человеческого счастья?  (Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, человечность, отзывчивость, душевность.)

- Что является проявлением доброты? (Добрые поступки, дела).

 - А вот что думает героиня одного известного мультфильма.

Слайд 16

Просмотр видео: «Песенка Старухи Шапокляк».

- Узнали, кто это?

Дискуссия.

Слайд 17.

- Предлагаю 1-й группе подумать и найти аргументы в пользу мнения Шапокляк, 2-я группа будет приводить контраргументы, 3-я – выступит в роли экспертов, используя материалы странички народной мудрости. Ваша задача подобрать пословицу или поговорку к аргументам групп.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Добрые поступки быстро забываются, плохое помнится намного дольше.

Да, это так, но нужно учиться замечать хорошее в мелочах. От хорошего поступка на душе приятно, радостно, а от плохого – наоборот.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Бывает так, что на добро  отвечают неблагодарностью.

Настоящее добро бескорыстно, а не ради выгоды.

За добро добром платят.

На добрый привет – добрый ответ.

Нет никаких запретов, живёшь в своё удовольствие.

У злых людей нет друзей, в трудную минуту остаются одни со своими проблемами.

Доброму человеку весь мир – свой дом, злому – и своя хата чужая.

Худо тому, кто добра не делает никому.

- Ну, как известно, в споре рождается истина. Я думаю, что всё-таки мы смогли доказать, что жизнь дана на добрые дела.

- Послушайте один рассказ.

Слайд 18

Пауза.

- Как вы думаете, что ответил мальчик?

Слайд 19

Видео.

Вывод. - Что же это за мелочи? (Ежедневные добрые поступки).

- Скажите, какое определение мы дадим этому этапу классного часа? (Осмысление).

  1. Рефлексия.

Составление кластера.

- Запишите на разноцветных листочках, какие добрые дела вы можете совершать каждый день.

1-я группа – добрые поступки для людей,

2-я группа – для животных,

3-я группа – для окружающего мира.

Слайд 20

- Прикрепите их на доску.

Вернёмся к цели нашего урока.

Слайд 21

- Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?

- Вы хорошо работали, я хочу вам ответить частичкой доброты.

Слайд 22

Мотивация

- Откройте двери своих домиков. Чтобы вы могли планировать свои добрые дела или записывать уже совершенные, я дарю вам календари добрых дел на этот месяц. Я хочу, чтобы вести такой календарь стало для вас доброй традицией.

Слайд 23

- А теперь прошу вас взять стикер и прикрепить на ту дверь, которую вы хотели бы открыть.

Финальное стихотворение

Я сегодня старалась подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце –

Стало тепло?
Пусть же каждый добро ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся! 

Маршрутный лист № 1

  1. Дайте определение первому этапу классного часа:

 ______________________________________________________________

          Просмотр видео.

          Составление кластера.

Маршрутный лист № 2

  1. Дайте определение следующему этапу классного часа.

_________________________________________________________________

Определите приёмы работы.

 

Просмотр фрагмента песенки Старухи Шапокляк.

Подбор аргументов и контраргументов.

Работа с пословицами.

 

________________________________________________________________

Слушание притчи о морской звезде.

________________________________________________________________

  1. Дайте определение этому этапу классного часа.

_______________________________________________________________

Определите форму работы.

Составление списка добрых дел.

_______________________________________________________________

Вручение календарей добрых дел.

________________________________________________________________

Маршрутный лист № 2

  1. Дайте определение следующему этапу классного часа.

_________________________________________________________________

Определите приёмы работы.

 

Просмотр фрагмента песенки Старухи Шапокляк.

Подбор аргументов и контраргументов.

Работа с пословицами.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

          За добро добром платят.

На добрый привет – добрый ответ.

          Доброму человеку весь мир – свой дом, злому – и своя хата чужая.

Худо тому, кто добра не делает никому.

При солнышке тепло, при матушке – добро.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Доброе слово дороже богатства.

________________________________________________________________

Слушание притчи о морской звезде.

________________________________________________________________

  1. Дайте определение этому этапу классного часа.

_______________________________________________________________

Определите форму работы.

Составление списка добрых дел.

_______________________________________________________________

Вручение календарей добрых дел.

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"

Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...

Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"

Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения  для младших школьников с ОВЗ....

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .

Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....

Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления

Мухина Е.Н., учитель английского языка  ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...

Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»

Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения...