Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
статья по математике (3 класс)

Черноусова Елена Владимировна

Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .

«Читать и не понимать- то же, что совсем не читать…»

Ян Амос Каменский

        Умение работать с текстом – основа интеллектуальных умений человека.

Для формирования позитивного отношения к чтению, а также способности осознавать прочитанное, необходимы определённые педагогические условия. Каждому учителю хочется, чтобы его уроки оставляли след в сознании ученика, были нацелены на продвижение ребёнка в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии. Поэтому многие педагоги стараются использовать передовые  технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес к чтению, находить ответы на возникающие вопросы.

 «Наука – дело нелёгкое. Наука пригодна лишь для сильных умов» , - сказал французский философ Мишель де Монтень. Но как научить своих учеников мыслить самостоятельно? В данной ситуации единственно правильным решением  будет предоставление ребёнку возможности самому искать ответ , научить  мыслить более эффективно, потому что как и другие качества, мышление можно развивать.

   По распространённому мнению математика считается царицей наук , однако трудности в изучении данного предмета знакомы многим детям. Как же увлечь ребёнка математикой ? В данном случае актуально использование технологии критического мышления , как средства формировании навыков работы с текстом в рамках обучения смысловому чтению.

        Почему именно технология развития критического мышления (ТРКМ)? Дело в том, что ученик, способный мыслить критически, чувствует уверенность в работе с разными типами информации, эффективно использует имеющиеся ресурсы, владеет активными способами чтения.

Объектом нашего исследования является читательская деятельность учащихся начальных классов, а предметом – методы и приемы ТРКМ, обеспечивающие развитие навыков читательской деятельности учащихся.

 

 Урок построенный по данной технологии содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:

Технологические этапы

2 фаза

Реализация смысла

Задачи:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми

1 фаза

Вызов

Задачи:

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

3 фаза

Рефлексия

Задачи:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления дальнейшем изучении материала

                                                               

                                                                       

На каждой стадии урока важны определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это: рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку;  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки,  инсерт, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

В работе с вопросами целесообразно опираться на классификацию американского психолога Бенджамина Блума в которой выделяется шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
  3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
  4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один объект отличается от другого?»
  6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы ты поступил ?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно предлагать  и задавать вопросы к тексту. Учащиеся могут формулировать и записывать вопросы на любом этапе работы в парах, группах или индивидуально.

На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Возможно использование как устных, так и письменных приемов проведения рефлексии.

Задания следует варьировать . исходя из индивидуальных особенностей класса :

Игра  «Правда-ложь»  

Определи истинные и ложные высказывания, исправь ошибки.

«Я  великий Знайка и никогда не допускаю ошибок! Для записи чисел в математике используются римские цифры. Это 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Самое большое трёхзначное число – 998, а наименьшее двузначное – 99. Произведении 16 и 8 можно записать так – 16:8. Результат  такого действия в математике называют делимым. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. Для того, чтобы сделать вычисления более рациональными, можно использовать запись в строчку. А  ты знаешь математику так же хорошо, как и я?».

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой.

Например:  

Квадрат – это _________________ , у которого все стороны _______________. Периметр квадрата вычисляется по формуле____________ или __________________.  S=a·b – это_________________________________ .

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Например:

Продолжи высказывание:

1. Если из суммы вычесть первое слагаемое, то _________________________.

2. Чтобы найти делимое, нужно_______________________________________.

3. Если к разности прибавить вычитаемое , то __________________________.

4. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно_______________________. И т. д.

Задания «на перенос информации»:  заполнение или дополнение таблиц/схем на основе прочитанного;

Например:

Заполни таблицу « Виды треугольников».

Виды треугольников

Главный отличительный признак.

Графическая модель

Остроугольные

Тупоугольные

Прямоугольные

Разносторонние

Равносторонние

Равнобедренные

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) «собери» правило, алгоритм.

Например:

Восстанови последовательность алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное . Пронумеруй этапы верно :

Этап

Результат записываю под единицами.

Умножаю сотни.

Результат записываю под десятками.

Умножаю единицы.

Записываю первый и второй множители  .

Умножаю  десятки.

Результат записываю под сотнями.

2) «найди ошибку».

Например:

Треугольник – это геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три вершины и четыре угла.  

Исследование по отдельным вопросам «Дневник исследователя»

Последнее задание вызывает  особый интерес у учащихся, поэтому можно предложить подборку текстов, содержащих математические данные :

Например:

     Задание 1 :   Сформулируй к тексту вопросы , используя имеющиеся в тексте числовые данные.    Ответь на предложенные  вопросы. 

Птицы

           В 20 веке было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными. Они живут на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. В 1955 году на острове жило 27 пар птиц. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар.

         Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато  живут очень долго, до 80 лет. Самый крупный альбатрос- королевский. Размах крыльев от кончика до кончика составляет 4 метра. Масса такой птицы – 11кг.  

         Странствующий альбатрос в длину 1м 17см , а весит 9кг. За кормом для птенца родители пролетают до 200 километров от гнезда. Вообще альбатросы летают не выше 20 метров над водой, а в день птица может пролететь 1000км.

Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)__________________________

1.Век обнаружения  редких альбатросов?_________

2. Масса королевского альбатроса________

3.На сколько масса королевского альбатроса превышает массу странствующего?________

4. Год, в котором на острове жило 50 пар птиц______

5. Высота полёта альбатроса__________

6.На сколько увеличилось количество пар за 5 лет на острове?_____________

7. Длина одного крыла королевского альбатроса_____________

8. Продолжительность жизни альбатроса___________

9. Расстояние , которое пролетает птица за день___________

10. Какое расстояние от Токио до острова альбатросов______

11. Продолжительность жизни птицы_____

       Задание 2 :   Сформулируй к тексту вопросы , используя имеющиеся в тексте числовые данные.    Ответь на предложенные  вопросы. 

                                                         Московский кремль

         Московский кремль построен в 15 веке. Его строительство планировали вести 15 лет, но  построили всего за 13 лет . Работы начали в 1482 году, закончили в 1495 году. Протяжённость стен Кремля более 2 тысяч км. Самая малая высота стены составляет 5 м,  а наибольшая  – 19м. Толщина стен колеблется  от 3м до 7м. Количество ворот -4, башен – 20.    

          Самая высокая Троицкая башня – высотой 80м. Спасскую башню возвели за 4 года до окончания строительства кремля. Высота башни со звездой – 71м, а без звезды – 67м.  

          Куранты  Спасской башни установили в 19 веке. Диаметр циферблата 6м , высота цифр – 70см . Длина часовой стрелки – 3м, а общий вес часов – 25 тонн.  В 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон. Механизм приводится в действие тремя гирями в 160, 180 и 220 килограммов. Точность хода  обеспечивает 32-килограммовый маятник.

Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)___________________________

Год окончания строительства кремля;_______________

Наибольшая высота стен;______________

Разница между самой высокой и низкой стеной ______________

На сколько лет  рабочие опередили график  строительства?;_______

Высота Троицкой башни;______

Высота Спасской  башни;_____________

Высота обеих башен;__________

Наибольшая толщина стен в сантиметрах____________

Высота  звезды на Спасской  башни;_____________

Масса курантов;__________

Масса всех гирь курантов________

Длина минутной и часовой стрелок часов_________  

Разница между весом самих часов  и маятником____________

     

 

Задание 3 : Прочитай внимательно текст. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные.    Ответь на эти вопросы. 

«Удивительные животные»

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина 33м, а масса –  150 тонн. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле – это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона.      

Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2м. Эти огромные животные питаются травой и листьями».

       Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живет в Мексике. Он весит примерно 6г. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более  96г.

Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)___________________________

1.Сколько биологических видов млекопитающих?_________

2. Масса крупнейшего обитателя моря________

3. Масса самого маленького млекопитающего________

4. Во сколько раз носорог ниже слона?______

5. Какова масса африканского слона?__________

6. Сколько весит носорог?_____________

7. На сколько килограммов слон тяжелее носорога?_____________

8. Масса мексиканского хомячка  слона___________

9. Сколько хомячков могут уравновесить одну карликовую обезьянку?_______

Задание 4 :   Сформулируй к тексту вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные.    Ответь на предложенные  вопросы. 

                                         

Александрийский маяк.

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его строительство планировали вести 20 лет, но  построили всего за 5 лет . Работы закончили в 283 году до нашей эры.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Современный девятиэтажный дом имеет высоту 30 метров. Общая высота маяка в 4 раза превышала его высоту . Основание маяка имело мощный фундамент .
     
Маяк состоял из трех мраморных башен. Нижняя башня  составляла половину от общей высоты маяка. Здесь жили рабочие и солдаты. Средняя восьмиугольная башня достигала высоты в 40 метров. Верхняя часть маяка была увенчана  фигурой Посейдона. 

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 году античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 метров. В таком состоянии маяк простоял до 14 века, но после очередного землетрясения он был разобран на камни».

Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)__________________________

  1. Год окончания строительства маяка;_______________
  2. Год разрушения маяка;____________________
  3. Общая высота маяка;______________
  4. На сколько лет  рабочие опередили график  строительства?;_______
  5. Высота нижней башни;______
  6. Высота нижней и средней башен;__________
  7. Высота верхней башни;_____________
  8. Высота маяка после разрушения;__________
  9. На сколько метров уменьшилась высота маяка после землетрясения?________
  10.  В каком веке маяк разобрали на камни?_________

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, осуществлять непосредственную связь с уроками окружающего мира. На всех стадиях  целесообразно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, а в течение урока обязательно поощрять работу каждого ребенка, выслушивая по- возможности всех,  обращая внимание на личные мнения детей.

        В целом, использование технологии развития критического мышления способствует изменению отношения учащихся к  чтению математических текстов; повышению познавательной активности и более глубокому пониманию прочитанного; развитию положительного отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; заинтересованности  учащихся в дальнейшей деятельности, способности анализировать результаты  самостоятельно определить направления дальнейшем изучении материала .

         Умение работать с текстом – основа интеллектуальных умений человека.

          Начальная школа призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.

1. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012.

2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

3.Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. -СПб: Альянс –Дельта,2003 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"

Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения  для младших школьников с ОВЗ....

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышления в проведении классного часа нравственной направленности»

Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добр...

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»

Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....

Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления

Мухина Е.Н., учитель английского языка  ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...