Инновационный опыт педагога
методическая разработка

Рипп Инна Валентиновна

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся с нарушением зрения средствами УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt_ripp_i.v.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта работы

учителя начальных классов

ГБОУ СКОШИ № 62 Рипп Инны Валентиновны

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся с нарушением зрения средствами УМК «Школа России»

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей задачей современной системы образования детей с ОВЗ является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей на этапе школьного обучения. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, которые отражают переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

  • связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей с ОВЗ со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих умение

    Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий обусловлена сменой парадигмы образования (от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира через системно-деятельностный подход; в соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности), а также запросами общества и участников образовательного процесса и приоритетом развивающего потенциала образования (развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса). Возникает также проблема в необходимости сохранения единства образовательного пространства и осуществления преемственности образования и обеспечении успешной социализации учащихся в будущем.

Основная идея УМК «Школа России» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные идеи комплекта «Школа России» лежат в педагогической поддержке индивидуальности каждого ребенка при обучении и выводят на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе        коллективной        деятельности.        

Высокая        степень        дифференциации        вопросов заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Основное содержание системы — это формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале.

Задачи УМК «Школа России»:

  1. Научиться пользоваться учебной книгой.
  2. Научиться пользоваться разными источниками информации.
  3. Научить обобщать и формировать выводы.

Основные направления формирования познавательных универсальных

учебных действий:

  1. Формирование общеучебных универсальных учебных действий

Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные

цели; поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

  1. Формирование логических универсальных учебных действий

Развить у детей умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведения под понятия, выведение следствий; установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижения гипотез и их обоснование.

  1. Формирование действий постановки и решения проблем

Развить у детей умение формулировать проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной

формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

  • создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Используя различные задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,

становления опыта

Условия,  способствующие  формированию  познавательных  универсальных  учебных

действий учащихся:

Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных возможностей учащихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности

  • личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Систематическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий должна проводиться как на уроках, так и во внеурочной деятельности, способствует тому, что у учащихся существенно повышается интерес к занятиям, возрастает их познавательная активность, намечаются положительные сдвиги в уровне познавательного развития. У детей возрастает стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога, вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появляется также и познавательная потребность, дети стремятся «научиться учиться».

Формирование способности и готовности учащихся реализовать познавательные универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно – воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, материалы всех учебных предметов обеспечивают формирование познавательных универсальных учебных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся, я столкнулась с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе, а это, как известно, накладывает отпечаток на все дальнейшее обучение ребенка, т. к. в среднем звене школы у ребенка будут возникать существенные проблемы при усвоениии учебного материала и ему будет очень сложно «научиться учиться», потому что основы данного умения должны быть заложены еще на начальном этапе обучения в школе.

  1. Теоретическая база опыта.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Подходы        к        формированию        универсальных        учебных        действий        учащихся        активно

рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности. Педагогический опыт базируется на учениях Л. С. Выготского «о зоне ближайшего развития» о «сенситивных периодах развития ребенка», на понятии о «ведущем виде деятельности» (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов), на учении о «деятельностном подходе» А. Н. Леонтьева.

  • работах многих авторов отмечается, что основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий.

 В силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во – первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

  1. Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Педагогические действия:

  • стараюсь отмечать успех ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.

Своим примером пытаюсь показать, для чего нужно то или иное знание и как оно

может пригодиться ему в жизни, в то же время ненавязчиво транслирую смысл учения детям.

Я привлекаю детей к открытию новых знаний и усвоения нового материала.

Обучаю детей приемам работы в группах, показываю, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогаю детям решать учебные конфликты, обучаю навыкам конструктивного взаимодействия.

На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучаю их, как можно найти

  •  исправить ошибку, дети учатся по предложенному алгоритму, оценивают работу по критериям, предложенным учителем или самостоятельно выбирают критерии для оценки.

Оцениваю детей не только сама, но и позволяю другим детям участвовать в процессе оценивания, а в конце урока дети либо сами, либо вместе с учителем оценивают, чему они научились, что у них получилось, а что нет.

Ставлю цели на уроке и работаю с детьми в направлении поставленных целей.

Учу  детей  тем  навыкам,  которые  пригодятся  им  при  работе  с  информацией:

составление плана, пользоваться разными источниками информации.

Пользуюсь проектными формами работы на уроках и во внеурочной деятельности. Стараюсь учить детей нравственному выбору в рамках работы с ценностным

материалом и его анализом.

Стараюсь найти способ увлечь детей знаниями.

Учу детей планировать и прогнозировать свои действия.

Всегда даю детям шанс исправить свою ошибку, показываю, что ошибка это нормально, все ошибаются, главное уметь научиться учиться на своих ошибках.

Стараюсь ненавязчиво транслировать детям позитивные ценности, позволяю им прожить их на собственных примерах, убедиться в их важности и значимости.

Учу детей разным способам выражения своих мыслей, отстаиванию собственного мнения, уважению мнения других людей.

Содержание работы:

Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; моделирования; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведения под понятия, выведение следствий; установления причинно – следственных связей, построения логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижения гипотез и их обоснование; умение формулировать проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

Методы работы:

  1. Создание проблемных ситуаций. Создавая проблемную ситуацию на уроке, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний у учащихся, педагог вместе с детьми находит способы ее решения. Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.

  1. Метод сравнения. С его помощью школьники учатся находить общее, выделять наиболее значимые признаки или свойства предметов или явлений. Группировка, классификация предметов, применяемая в работе, учит детей выделять существенные признаки, обобщать полученный результат.

  1. Метод моделирования. Данный метод позволяет научить детей применять полученные знания на практике, а также развить мышление, воображение и подготовить школьников к умению применять универсальные учебные действия ко всем учебным дисциплинам.

  1. Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений. Педагог добивается, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение других учащихся.

  1. Метод повторения. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность детей.

  1. Наглядные методы. Разнообразив уроки различными видами работ и используя средства обучения, педагог получает от учащихся большую активность на занятии. Очень важно использовать на занятии раздаточный материал. Это способствует лучшему усвоению материала и повышает интерес к занятиям. Немало внимания следует уделять занимательному материалу: задачи в стихах, загадки, скороговорки, пословицы, крылатые слова, подвижные игры, физкультминутки, рассказы и стихи.

  1. Частично – поисковый метод. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

  1. Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Принципы работы:

  1. Принцип полноты.
  2. Принцип системности.
  3. Принцип концентричности.
  4. Принцип развивающего обучения.
  5. Принцип научности в обучении.
  6. Принцип наглядности обучения.
  7. Принцип активности и сознательности в обучении.
  8. Принцип прочности усвоения знаний.

Приёмы воспитания и обучения:

Самостоятельная работа. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки.

Игровая деятельность. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

Интеграция. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного обучения – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Интеграция–процесс сближения наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает познавательный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, развивает умение применять полученные в ходе наблюдения умения и знания на практике в новых условиях.

Учебная деятельность важна для познания окружающего мира. В процессе обучения на занятиях учащийся имеет возможность приобретать знания под руководством педагога, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение учащимися, вносит необходимую коррекцию.

  1. Анализ результативности

Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ предполагает комплексный подход, который позволяет вести оценку достижений обучающимися по всем трём группам результатов образования: личностным, метапредметным и предметным. Универсальные учебные действия являются инструментом формирования и оценивания в целом образовательного результата и его достижения учащимися.

Одним из направлений деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий должны стать планируемые результаты освоения основной учебной программы и формирования универсальных учебных действий являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта, к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     Анализ литературы по проблеме показал, что, несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий, я столкнулась с недостаточностью практических наработок при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий у учащихся в начальной школе. С этой проблемой сталкиваются и учителя – практики, работающие в начальной школе не только по УМК «Школа России», но и по другим учебно-методическим комплектам.

Многие современные авторы (А. Г. Асломов, Г. В. Бурменская, O. A. Карабанова, И. М. Осмоловская) говорят о том, что формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно–познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По – прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях, близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта

Проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, я пришла к выводу о том, что обучение детей не ограничивается только уроками, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения – на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания, умения и действия не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Думаю, мой опыт будет полезен учителям начальных классов, особенно начинающим, а также педагогам-психологам и учителям-логопедам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МБОУ «Лицей №4»Рузаевского муниципального районаАкимовой Любови Николаевны «Великая цель образова...

Инновационный опыт педагога-психолога Кочневой Е.М. МБОУ "Лицей №4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Инновационный педагогический опытпедагога – психолога МБОУ «Лицей №4»Рузаевского муниципального района КОЧНЕВОЙ ЕВГЕНИИ МИХАЙЛОВНЫ...

Инновационный опыт педагога

Инновационный опыт педагога...