МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО
методическая разработка

Тамара Владимировна Молочева

В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_t.v._molocheva.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

К.Д. Ушинский

Кто много читает – тот много знает. Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.  Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Задачи смыслового чтения:

  • формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;
  • формирование понимания прочитанного;
  • развитие воображения ребенка;
  • формирование навыка чтения;
  • формирование техники чтения;
  • формирование познавательных интересов детей;
  • формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

  1. Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;
  2. Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;
  3. Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Молочева Тамара Владимировна, МБОУ лицей №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие смыслового чтения в начальной школе

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»

  Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается...

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...

Методические особенности формирования общеучебного универсального действия смыслового чтения в начальной школе

Данный документ содержит в себе инормацию о Методических особенностях формирования общеучебного универсального действия смыслового чтения в начальной школе...