Проект "Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ"
проект

Нестерова Ольга Сергеевна

Проект «Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ» позволяет помочь педагогам расширить использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

им. А.И. ГОРДИЕНКО

Педагогический проект

Активизация познавательной деятельности младших школьников

средствами ИКТ

Тип  проекта: исследовательский

Автор: Нестерова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов

г. Нягань

Оглавление

1. Краткая аннотация……………………………………………………….3

2. Обоснование необходимости проекта………………………………….3 - 6

3. Цели и задачи…………………………………………………………….6 - 7

4. Основное содержание проекта…………………………………………7 - 11

5. Реализация проекта………………………………………………….....11- 21

5. Ресурсы……………………………………………………………………...22

6. Партнёры……………………………………………………………………22

7. Целевая аудитория……………………………………………………....... 22

8. План реализации проекта……………………………………………...22- 23

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………………..23

10. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………  23

11. Литература……………………………………………………………24 - 25

12. Приложения

Краткая аннотация

 Наше общество вступило в новую, информационную эпоху, которая ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.

Реформы системы образования, проводимые в настоящее время, направлены на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выявлять возникающие проблемы и искать пути их  решения, уметь  анализировать получаемые знания и применять их в новых условиях.  

Ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. И это ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать, писать и считать. Очень важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Человек, владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

В связи с вышеизложенным, использование в учебной деятельности ИКТ является одним из самых актуальных вопросов преподавания.

        Проект «Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ» позволяет помочь педагогам расширить использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.

Обоснование необходимости проекта

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Между тем психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать рост числа детей, которые уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Год от года растет объем информации, которую должны освоить ученики. Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Как помочь маленькому ребёнку ориентироваться в большом объёме информации? 

      Всё это позволило выявить противоречия:

- между требованиями социального заказа государства и общества к современному школьнику, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;

- между требованиями программы начального образования и индивидуальным развитием ребенка;

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках;

- между использованием стандартной системы обучения и необходимостью внедрения новых информационных технологий на различных уроках.

Задача учителя - обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения, тогда будет происходить саморазвитие личности.

Опираясь на теорию активизации познавательной деятельности школьников Т.И. Шамова, А.К. Маркова и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, с 2010 года активно использую в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют развитию познавательной деятельности учащихся. Анализ педагогического опыта позволил сделать вывод, что реализовывать индивидуальный успех каждого ученика, закладывать основу формирования познавательной деятельности ребёнка возможно через внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

Актуальность проекта обусловлена тем, что компьютерные технологии на уроках дети воспринимают с большим интересом, чем обычный школьный учебник. Современный учитель обязан владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, в частности компьютерными технологиями, так как они предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленных учебных задач.  Широкое применение ИКТ при изучении предметов даёт возможность реализовать принцип «учения с увлечением».

Считаю, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, но и делает процесс обучения более интересным, увлекательным. Следовательно, такое внедрение способствует развитию информационного мышления, формированию информационно-коммуникационной компетенции школьников. Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». С того времени понятие «картинки» видоизменилось, но смысл этого выражения остается актуальным и в наше время.

Сущность педагогического проекта заключается в применении различных форм и методов на уроках, в том числе нетрадиционных при проведении уроков средствами ИКТ, а также в общем развитии интеллектуальной сферы ребенка.

Цели и задачи проекта

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие познавательной деятельности - с другой. 

Возникают вопросы: как активизировать, то есть пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Полагаю, что да. Если ребёнок чувствует себя комфортно, то учёба сопровождается успехом.   

Гипотеза: использование информационно-коммуникационных технологий в обучении позволит повысить познавательную деятельность младших школьников.

Цель проекта: оптимизация процесса понимания и запоминания учебного материала через использование информационно-коммуникацион-ных технологий.

Объект исследования: организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования: средства ИКТ для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Основные задачи проекта:

  1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме. 
  2. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности учителя по внедрению ИКТ в образовательный процесс для повышения качества успеваемости учащихся.
  3. Создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся средствами ИКТ.
  4. Выявить положительные стороны использования ИКТ на уроках в начальной школе.
  5. Разработать интерактивные дидактические материалы (тесты, тренажеры, кроссворды), создать и регулярно пополнять собственную медиатеку. 

Основное содержание проекта

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникативными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Что же такое ИКТ? Информационные коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Из определения следует, что мы работаем с информацией и все устройства: компьютер, проектор, ИД, магнитофон, видеоплейер, телевизор, фотоаппарат, видеокамера – помогают реализовать ИКТ в учебном процессе.

Для какой же цели используют ИКТ? Во-первых, ИКТ используют в качестве дидактического средства обучения: создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам и т. д. Во-вторых, для проведения урока с использованием ИКТ: применение на отдельных этапах урока, использование для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями.

В чём преимущества использования ИКТ?

  1. Экономия времени.
  2. Наглядность и интерактивность.
  3. Школьникам нравится работать с ИКТ, учиться им становится интересно и увлекательно.
  4. Повышается активность и инициативность.
  5. Повышается мотивация учебной деятельности.
  6. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы.

Учитель наглядно представляет материал, регулирует объём и скорость содержания, повышает познавательную деятельность учащихся.

Ученик за урок усваивает большой объём информации, развивает мышление, память, внимание, восприятие, активно участвует в уроке.

Эффективность работы учителя зависит не только от сочетания тех или иных методов, но и от умения выбирать дидактические принципы обучения. В условиях компьютерного обучения в полной мере реализуются дидактические принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение обучающимися.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес обучающихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности. Использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также, выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности. Учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. 

Внедрение ИКТ осуществляется через применение мультимедийных презентаций, использование интерактивной доски и мобильного класса, работу с образовательными ресурсами сети Интернета.

Мультимедийные презентации - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Применение мультимедийных презентаций помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

Интерактивная доска (ИД) – это визуальный ресурс, который помогает повысить эффективность обучения на всех возрастных этапах, так как предоставляет огромные возможности для использования наглядности при подаче материала, проведения ролевых и сюжетных игр, для быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в сеть Интернет).

Интерактивная доска позволяет проводить компьютерные наблюдения, экспериментальные задачи-исследования, задания с последующей компьютерной проверкой, лабораторные работы, дидактические игры, демонстрацию готовых материалов (фронтальная работа), публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная форма работы), организацию контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многое другое.

Мобильный класс обладает большим дидактическим потенциалом, обеспечивающим повышение качества образования на основе применения информационных и коммуникационных технологий. Являясь одновременно вычислительным, демонстрационным и коммуникационным средством. Нетбуки обеспечивают реализацию «золотого правила дидактики», как говорил великий педагог Ян Амос Коменский: «Наглядность – золотое правило дидактики», и удовлетворение информационных потребностей обучающегося и учителя.

Интернет – новое информационное явление в образовании. Работа с сетью Интернет расширяет границы возможностей, дети не только получают широкий, свободный доступ к разного рода информации, но со временем учатся мыслить шире, тем самым развивают свою фантазию, чувствуют уверенность в своих силах и тягу к освоению новых сфер знаний.  

Использование информационных технологий преобразует преподавание учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднимет на более высокий уровень интереса детей к учебе.

Реализация  проекта

Выпускнику школы предстоит жить в постиндустриальном обществе, где ценятся умения самостоятельно принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В работе сменила приоритеты. Теперь на каждом уроке объектом обучения стал не ученик, а то, что его окружает.

Моя задача состоит в изменении условий обучения таким образом, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и каждый из них стал успешным, чтобы в процессе учёбы его интеллектуальное, нравственное, психологическое, физическое здоровье укреплялось.

Итак, первое, с чего  начинаю, это проведение первичной диагностики, направленной на определение уровня сформированности познавательной деятельности школьников. Для выявления этого уровня была использована методика Кувалдиной Е.А.

Таблица 1

Уровни сформированности познавательной деятельности школьников на 22.11.2013 г.

Количество учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

28

3

11%

17

61%

8

28%

Из данных таблицы видно:

- 3 человека (11%) имеют высокий  уровень познавательной деятельности. Это дети, которые проявляют интерес к познанию; познавательная деятельность достаточно устойчивая, внутренняя мотивация преобладает. Учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников, стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью.

     - 17 человек (61%) имеют средний уровень познавательной деятельности. Учащиеся проявляют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, но такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

     - 8 человек (28%) имеют низкий уровень познавательной деятельности. Это дети инертные, равнодушные к учению, не задают вопросов, их не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.

Результаты диагностики показали, что уровень развития познавательной деятельности детей в целом по классу средний, но есть дети, который имеют низкий уровень.

Возник вопрос: как повысить уровень познавательной деятельности детей? Изучая материалы по данной проблеме, сделала вывод, что одним из эффективных путей решения является применение информационно-коммуникационных технологий.

Первое направление применения информационно-коммуникационных технологий - это направленность приемов, форм и методов организации учебно- воспитательного процесса.

Активно  применяю  в  работе  мультимедийные  презентации  по различным темам всех учебных предметов, используя в ходе их создания, широкие  возможности  программы  Power  Point.  Превращаю презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Она даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания, включаются все виды памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышается интерес к изучению предмета; возрастает познавательная деятельность.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности, например:

 - на уроках математики при помощи компьютера легко решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа;

- на уроках русского языка можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам. С помощью виртуальной картинной галереи дети с удовольствием пишут сочинения по картине. Создан банк фрагментов уроков русского языка (диск, приложение № 1);

- на уроках литературного чтения стихи под удачно подобранную фонограмму будут вызывать в душах маленьких слушателей бурю эмоций и желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Уроки - викторины по сказкам повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Презентация дает возможность более мобильно демонстрировать портреты писателей, места, где они жили и творили, использовать быструю смену декораций при инсценировке отдельных эпизодов из произведений. Создан банк фрагментов уроков литературного чтения (диск, приложение № 2);

- на уроках окружающего мира при помощи ИКТ подбираю иллюстративный материал в качестве дополнительного материала. У младших школьников небогатая жизненная практика, и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. Уроки по окружающему миру (диск, приложение № 3).

Такой подход к урокам при использовании ИКТ вызывает у детей эмоциональный подъём. Для меня, как для учителя начальной школы, главным считается показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Некоторые ребята пробуют себя в качестве «творцов», принимая участие в подготовке презентаций к уроку. Считаю, что использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик играет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию. Часть детских презентаций представлена на моем сайте nesterovaoc.86sch6-nyagan.edusite.ru.

Из собственных наблюдений сделала вывод, что благодаря проведению уроков, на которых используются мультимедийные презентации, у большинства детей значительно повышается мотивация познавательной деятельности. Дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать.

Однако широкое использование ИКТ приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Нужно помнить, что применять информационно-коммуникационные технологии можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 10-20 минут на уроке.  Поэтому, готовясь к уроку, чётко определяю, на каком этапе каждого конкретного урока использование компьютера будет наиболее эффективным. Для снятия нагрузок используются специальные физминутки для глаз.

Эффективность обучения зависит от того, насколько обоснованы применяемые в работе методы, формы и приемы.  В качестве основных выбрала следующие методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, проблемный, исследовательский.

На уроках с использованием информационных технологий применяю такие формы обучения, как коллективная, групповая, индивидуальная работа, а также в парах. Конкретную форму обучения выбираю, исходя из целесообразности ее применения на разных этапах урока.  

Коллективная форма обучения целесообразна:

- на этапе изучения новой темы, когда учитель объясняет по ходу демонстрации презентации, видеофильма или другого цифрового ресурса;

- во время проведения проверочной работы, когда задания последовательно выводятся на слайде, а после завершения работы учащиеся видят ответы, и проводится самоконтроль;

- во время коллективного решения проблемной ситуации, отраженной на слайде;

- во время объяснения условий выполнения тех или иных заданий.

Групповую форму обучения с использованием средств мультимедиа предпочитаю применять на уроках обобщения знаний, когда учащиеся в группе выполняют перечень заданий по изученной теме. Данную форму обучения также применяю при организации познавательных игр и конкурсов.  

Индивидуальную форму обучения применяю при подготовке одаренных учеников к конкурсам, при организации проектной деятельности.

Работу в парах чаще применяю при проведении практической работы, в ходе которой формируются практические умения и навыки, развиваются навыки совместной работы в паре.  

Второе направление применения информационно-коммуникационных технологий - интерактивная доска. В течение четырех лет использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board. Интерактивная доска позволяет демонстрировать для учеников:

- специальное обучающее программное обеспечение;

- содержание дисков CD, DVD и других носителей;

- Интернет-сайты;

- графические файлы (изображения, рисунки, фотографии т. д)

При использовании интерактивной доски появилась возможность реализации такого важного принципа педагогики, как учет индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ученика. Для ребенка интерактивная доска - это новое средство обучения, работать на ней увлекательно. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс.

Преимущества работы на интерактивной доске для учащихся следующие:

- доска делает занятия интересными, развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, для развития личных и социальных навыков;

- учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

 Использование интерактивной доски возможно на любом этапе урока. Она позволяет разнообразить формы и методы, стимулировать познавательную деятельность учащихся. Одной из форм организации познавательной деятельности, значительно повышающей активность учащихся на уроке и результативность их работы, является игра. С интерактивной доской ученик становится непосредственным участником игрового действия, его главным действующим лицом. На таком уроке ребята становятся участниками сюжета, выполняя задания героев путешествия (диск, приложение № 4).

Считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. У меня появилась возможность моделировать урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и, таким образом, создавать вместе с учащимися неповторимый урок.

Третье направление применения информационно-коммуникационных технологий – мобильный класс. В своей профессиональной деятельности использую мобильный компьютерный класс  (МКК)  с  2012  года.  

Что входит в понятие мобильный компьютерный класс (МКК)? Мобильный компьютерный  класс - это:

  • мобильная тележка-сейф, которая также выполняет роль зарядного устройства;
  • мобильные компьютеры учащихся (ноутбуки с поддержкой беспроводной сети) в количестве 12 штук.

Мобильный класс обладает большим дидактическим потенциалом, обеспечивающим повышение качества образования на основе применения информационных и коммуникационных технологий. Вот главные факторы дидактического потенциала ноутбуков:

- открытость образовательного пространства;

- осознание ребенком субъективного характера собственной деятельности;

- интерактивный характер электронных дидактических средств, используемых в образовательном процессе;

- интеграция всех видов информационного воздействия учебного материала на ребенка;

- индивидуализация учебно-познавательной деятельности ребенка;

- повышение эстетики дидактических средств и эмоциональной комфортности образовательного процесса для ребенка.

В работе с МКК использую разные формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Мобильный класс находится в моем кабинете, что позволяет использовать его практически на каждом уроке. Для создания и проведения уроков использую не только стационарное программное обеспечение, но и готовые ресурсы других производителей, и собственные разработки. Возможность выхода в сеть Интернет позволяет организовать изучение нового материала, закрепить пройденный, получить дополнительные знания, существенно повысить эффективность образовательного процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Особенно эффективным в работе с мобильным классом считаю использование тестов для контроля уровня усвоения знаний учащихся. Мною созданы тесты в программе Mytest (диск, приложение № 5). В данной программе тесты создавать легко, можно использовать разные типы заданий. После решения теста ученик, работая в этой программе, сразу получает оценку своей деятельности. Выполнение электронных тестов у учащихся вызывает огромный интерес, если кто-то недоволен результатом тестирования, то он имеет возможность переделать тест. Это приводит к сохранению психики детей, так как они видят не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.

Широкие возможности автоматической проверки тестов, анализа накопленных результатов и подготовке отчетов как по конкретному ученику, так и по классу помогает скорректировать работу по теме и вовремя провести  анализ  ошибок  обучающихся.  

Активно используется мобильный компьютерный класс и во внеурочной деятельности - на занятиях проектной деятельностью. Ученики находят нужную информацию, копируют и редактируют её, рисуют, моделируют, работают группами, парами и индивидуально по алгоритму: выбор темы, определение проблемы, вопросов, распределение ролей (одни ищут информацию и печатают на компьютере,  другие подбирают картинки). Каждый ученик делает определенную работу, затем соединяем воедино – и получается проект. Здесь используются программы Мicrosoft PowerPoint  и Мicrosoft Word. Навыки такой работы дают возможность ученикам успешно участвовать в научно-практических конференциях «Я – исследователь», которые ежегодно проходят в нашей школе. В частности, в 2013-2014 учебном году были представлены работы «Что за зверь шиншилла», «Сила иммунитета на страже здоровья». С результатами  коллективных работ можно познакомиться на сайте  http://nesterovaoc.86sch6-nyagan.edusite.ru/p28aa1.html.

   Наличие компьютеров в классе дает возможность сделать образовательный процесс еще более ориентированным на личность ученика. В процессе поиска, обработки, оформления информации у ребёнка формируются:

 информационные компетенции: навыки работы с ноутбуком, Интернет-ресурсами (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее),

учебно-познавательные  компетенции: приобретение учащимися знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Четвертое направление применения информационно-коммуникационных технологий – сеть Интернет. Учиться с интересом, добиваться успехов помогают электронные образовательные системы сети Интернет.

Возможности сети Интернет позволяют черпать знания из ЭОР и ЦОР. Электронные приложения к книгам позволяют воссоздать картину изучаемых явлений в динамике, анимировать и стимулировать интеллектуальную деятельность детей.

Ресурсы Интернета позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. В работе использую образовательные Интернет – ресурсы (Приложение №6).

Для выявления результатов проделанной работы была проведена итоговая диагностика по методике Кувалдиной Е.А.

Таблица 2

Уровни сформированности познавательной деятельности школьников

Итоговая диагностика

Количество учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

28

16

57%

11

39%

1

4%

Диаграмма 1

Динамика уровня сформированности познавательной деятельности учащихся

на 18. 04. 2014 г.

Как видно из показателей, увеличилось количество учащихся, имеющих высокий уровень развития познавательной деятельности от 11% до 57%, уменьшилось количество детей, имеющих низкую познавательную деятельность от 28% до 4%.

Считаю, что рост уровня познавательной деятельности вызван систематическим и планомерным применением в учебной и внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ также позволило реализовать творческий потенциал учащихся моего класса.

Ресурсы

Для активизации познавательной деятельности средствами ИКТ использую следующие ресурсы:

материально-технические: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мобильный класс;

информационные: интернет - ресурсы, научно-методическая литература;

учебно-методические: теоретические разработки по активизации познавательной деятельности школьников Т. И. Шамова, А. К. Маркова и педагогическая технология на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г. К. Селевко;

        мотивационные: для педагога - повышение квалификации, для детей – углубление знаний, процесс творчества, поощрения.

Партнёры

Партнёрами педагогического проекта являются педагоги  творческой группы, работающие по программе «Школа 2100», ««Внедрение ИКТ в образовательный процесс»,  «Внедрение ФГОС НОО».  С 2012 – 2014 гг.  возглавляла школьную творческую группу «Возможности интерактивной доски». Участие педагогов в реализации педагогического проекта проходило на теоретических и практических семинарах различного уровня.

Целевая  аудитория

Участники проекта: 27 учащихся (1в – 4в класс); 28 учащихся (1а  класс МБОУ «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко).

Возрастная группа учащихся: 6,5 – 10,5 лет.

План действий по реализации проекта

Основные этапы проекта:

I этап: 2010-2011 гг. - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, определение цели и задач исследования.

II этап: 2011-2012 гг. - осмысление уровней активизации познавательной  деятельности учащихся с применением информационных технологий.    

III этап: 2012-2013 гг. - апробация влияния информационно-коммуникационных технологий на повышение уровня познавательной деятельности учащихся.

IV этап: 2013-2014 гг. - обработка итоговых  результатов, проведение анализа и обобщения проекта.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня познавательной деятельности учащихся.
  2. Повышение уровня мотивации учащихся к обучению.
  3.  Положительная динамика уровня качества знаний учащихся. 
  4. Позитивная динамика результативности участия в дистанционных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях обучающихся.

Мониторинг результативности педагогического проекта.

  1. Результаты диагностики уровня школьной мотивации по анкете Н. Г. Лускановой в 1в - 4в классах (Приложение № 7).
  2. Результаты диагностики уровня школьной мотивации по анкете Н. Г. Лускановой  1а класса (Приложение № 8).
  3. Результаты уровня качества знаний учащихся по предметам. (Приложение № 9).
  4. Результаты участия в дистанционных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. (Приложение № 10).

Социальный эффект: для учащихся – формировать желание учиться и реализовать личностный рост каждого, для родителей – радость от успехов своих детей; для педагога – удовлетворение результатом своего труда.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

- выпуск сборника цифровых образовательных ресурсов по предметам начальной школы «В помощь учителю для разработки уроков с компьютерной поддержкой»  ММЦ г. Нягани;

- размещение педагогического проекта на сайте ttp://www. proshkolu.ru/;

- дальнейшая более углубленная работа по данной теме.

Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной и средней школы, города, ХМАО-Югры, России.

Литература

1.  Босова  Л.Л.  Компьютерные  уроки  в  начальной  школе  // Информатика и образование. - 2008. -  №1.

2.  Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http://www.academy.it.ru  

5.  Ефимов  В.Ф.  Использование  информационно -  коммуникативных технологий  в  начальном  образовании  школьников.  «Начальная  школа»  №2 2009г.

6.  Костромина  Е.В.  Использование  ИКТ  в  работе  с  учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/  

7.  Полат  Е.С.  Новые  педагогические  и  информационные  технологии  в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

8.  Рыбакова Е.А., Мальцева Е.Г. Применение новых информационных технологий на  уроках  в начальной школе. «Начальная школа. Плюс до и после» № 10 2006г.

9.  Селевко  Г.К.  Педагогические  технологии  на  основе  информационно-коммуникационных  средств.  -  М.  НИИ  школьных  технологий  2006  г.

10.  Чепурная Е. В. «Использование ИКТ на уроках  в начальной школе» http://lib3.podelise.ru/navigate/2006/index-3564.html

11.  Шамова  Т.И.  Активизация  учения школьников  /  Т.И. Шамова.  – М., Педагогика.

12.  Шевчук  О.  А.  Психолого-педагогические  основы  применения  ИКТ на  уроках  в  начальной  школе.  http://festival.1september.ru/articles/521181/

13. Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/

14. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: http://www.ict.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ.

Активизация познавательной деятельности учащихся – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. В начальных классах очень важно заинтересовать учеников в изучении предметов и результ...