Мастер-класс в рамках межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»
методическая разработка

Валова Анна Сергеевна

Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий

 в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»

 

Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления   с воспитательными технологиями, которые использует в своей профессиональной деятельности логопед, работая с обучающимися с ОВЗ.

 

Задачи мастер — класса:

1. Выделить основные направления профессиональной деятельности логопеда.

2. Организовать работу в группе для определения воспитательных задач из частей логопедического занятия.

 3. Познакомить с приоритетными направлениями своей воспитательной деятельности

4. Организовать работу в группе для использования некоторых приемов воспитательной деятельности.

4. Презентовать некоторые приемы воспитательных технологий на мастер-классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.odt22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №4 «Центр образования»

Мастер-класс  в рамках

межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново

«Современное воспитание: смыслы, цели, образы»

«Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»

Учитель-логопед

I квалификационной категории,

Валова Анна Сергеевна

г.Тутаев,

Ярославская обл.

2019

Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий

 в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»

Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления   с воспитательными технологиями, которые использует в своей профессиональной деятельности логопед, работая с обучающимися с ОВЗ.

Задачи мастер — класса:

1. Выделить основные направления профессиональной деятельности логопеда.

2. Организовать работу в группе для определения воспитательных задач из частей логопедического занятия.

 3. Познакомить с приоритетными направлениями своей воспитательной деятельности

4. Организовать работу в группе для использования некоторых приемов воспитательной деятельности.

4. Презентовать некоторые приемы воспитательных технологий на мастер-классе

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники нашей сегодняшней встречи! Меня зовут Валова Анна Сергеевна, я учитель-логопед МОУ СШ №4 «Центр образования» г.Тутаев, Ярославской области.

 Слайд 2

Предлагаю нам всем познакомиться. Придумайте к своему имени дополнительную характеристику, начинающуюся на туже букву, что и имя, например: Оксана -обаятельная. Напишите на смайликах и прикрепите. Давайте знакомиться. Я Анна- активная(передаю эстафету следующему). Замечательно, познакомились, теперь и поработаем.

Слайд 3

Обратите внимание на слайд и подумайте, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответы участников. - Участвует ли логопед в воспитании детей и как?

Слайд 4

Предлагаю первую работу в группах.

Слайд 5

На столах для каждой группы предложены фрагменты логопедического занятия. Попробуйте в части занятия определить воспитательные задачи. Определяют, презентуют. Вам удалось для каждого фрагмента занятия определить воспитательные задачи. А является ли воспитание одним из направлений деятельности школьного логопеда? В этом мы и постараемся разобраться на сегодняшней нашей встрече.

 Слайд 6

 Не для кого не секрет, чем занимается школьный логопед.

Ответы участников.

Слайд 7

Давайте попробуем выделить основные направления деятельности логопеда

Работа в группах.

Составьте кластер. Напишите в нем основные направления работы школьного логопеда.

Обратите внимание на слайд:

Слайд 8

Как вы уже заметили, в основных направлениях работы абсолютно ничего нет о воспитательной деятельности логопеда. И у вас, наверное, остались тоже незаполненные окошки кластера. Я думаю, что, поработав, к кластеру мы вернемся в конце мастер-класса и обязательно его дополним.

Слайд 9 Какие основные документу реализуют воспитательную деятельность педагога?

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании».

 А в основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ.

 Слайд 10 Возникает вопрос: где возможно взаимодействовать логопеду с детьми, чтобы организовать воспитательную деятельность?

Слайд 11 Во внеурочной деятельности.

Слайд 12 На индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях.

Слайд 13 Организуя для детей с ОВЗ возможность участвовать в конкурсах.

Слайд 14 Викторинах школьного, муниципального, всероссийского и международного уровнях.

Слайд 15  

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения.

Слайд 16

Приоритетным в моей профессиональной деятельности является использовать те технологии, которые дают возможность создавать условия для саморазвития личности школьника, для формирования ценностного отношения его к здоровью, для воспитания нравственных составляющих и развития эстетических сторон личности обучающихся.

Слайд 17

Для создания условий саморазвития личности я использую следующие технологии.

Слайд 18

Я сейчас предлагаю вам поработать в группах, используя проблемного-диалогическую  технологию. Задания на столах.(УДАРЕНИЕ)

Логопед предлагает детям, сидящим в группах прочитать слово «КРУЖКИ» и нарисовать предмет, который обозначает это слово.

Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово? И если даже группы детей нарисовали одну и туже картинку, логопед предлагает другую.

Уважаемые коллеги, скажите мне действительно ли данная технология дает возможность воспитывать обучающихся и имеет воспитательную функцию?

Достоинства проблемного обучения:1.Высокая самостоятельность учеников; 2.Формирование  личностной мотивации учащегося;

Слайд 19 с сюжетной картинкой

Рассмотрите иллюстрацию.

Предлагаю вам ситуацию для работы в группах.

Прочитайте ситуацию. Прочитайте вопросы. Обсудите вопросы. презентуйте ответы.

Слайд 20

 Что за технология сейчас была использована  для работы с вами? Это была предоставлена вам кейс-технология  – интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.

Кейс - технология направлена на развитие способности разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, сотворчество учителя и ученика.

Важным достоинством технологии является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой.

 Слайд 21  Формирование ценностного отношения к психоэмоциональному (кит2)  физическому здоровью детей.

Для этого я использую здоровьесберегающие технологии.

На традиционных останавливаться сегодня мы не будем, а подробнее рассмотрим нетрадиционные.

Слайд 22 

Самомассаж

Самомассаж – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля.

Слайд 23 Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения. Обычно используются в сочетании с музыкотерапией.

Слайд 24 Песочная терапия

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок, рисование на писке позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, создает условия ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости.

Слайд 25 Кинезиологические упражнения

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

 Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

1.«Колено – локоть».  Данное упражнение активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Слайд 26 «Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение:  на  листке бумаги даны симметричные прописи, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки. В это же время проговаривать скороговорку, предложенную в прописи.

 Благодаря данной работе в сочетании с проговариванием скороговорки, ребенок еще сможет научится безошибочно проговаривать трудные звуковые сочетания, которые формируют фонематический слух и артикуляционную моторику.

Выполните задание на листах. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)

Слайд 27 Воспитание нравственных, этических и эстетических чувств

Воспитание нравственности

Цель воспитания нравственности: создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.

Сущностью является: восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех.

Слайд 28  

Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.

Слайд 29 Арт-технологии:

Формируют нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства.

 Технология «Звучащий мир»

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Это лекарство, которое слушают.

В моей фонотеке, широкий подбор фонограмм классических, детских музыкальных произведений, звуков природы, которые широко применяются на логопедических занятиях.

Когда вы выполняли на листах кинезиологическое задание звучала музыка для  общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2

Слайд 30 Мандала

При работе с мандалой у детей тренируется чувство ритма и гармонии, развивается мелкая моторика рук.  Воспитывается усидчивость и внимательность, творческое мышление, эстетические чувства. Работа с мандалой способствует упокоению и расслаблению.

Для вас я подобрала мандалу хорошего настроения, которую вы раскрасите, когда у вас будет желание и возможность.

Слайд 31 Хромотерапия (ролик)

Предлагаю вам сейчас посмотреть небольшой видеоролик.

Желтый цвет. Хорош для детей, которые потеряли интерес к учёбе: жёлтый интерьер вызовет любопытство и интерес к познанию нового. Выводит из творческого застоя, устраняет депрессивные расстройства, внушает оптимизм и повышает самооценку.

Давайте вернемся к кластеру, попробуйте дополнить его теперь новыми видами деятельности логопеда. Слайд 32

Слайд 33 Возвращаясь к фрагментам лог.занятия, посмотрим теперь воспитательные задачи, которые я преследовала на занятии.

Итак, уважаемые коллеги, в начале мастер-класса перед нами возник вопрос: Участвует ли логопед в воспитании детей и как?

Сможем мы сейчас ответить на этот вопрос?

Слайд 34

Да, учитель-логопед помимо коррекционно-развивающей деятельности ведет и воспитательную работу, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, используя различные воспитательные технологии и приемы, стараясь создать условия для формирования саморазвивающейся личности ребенка, сохраняя его здоровье, воспитывая в ребенке эстетические и нравственные чувства.

 Слайд 35

Тема нашего мастер-класса звучала таким образом: «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ», мне хотелось бы сейчас собрать ваши отзывы, которые можно поместить в кружку добра. Это является приемом тренинга-общения, который я использую для рефлексии, и для  возможности формирования нравственных качеств у детей.

 Слайд 36

И подводя итог нашей встречи, используя прием развития критического мышления «синквейн», хорошо вам знакомый, попробуйте резюмировать все, что вам запомнилось на нашем мастер-классе, через слово «логопед».

 Слайд 37

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "VI Ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. Компетентностный подход как стратегия модернизации образования"

Доклад ознакомит с основными направлениями учебно-воспитательной работы в специальном- коррекционном классе в рамках Школы Полного дня....

Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Уфа: БИРО, 2006. 124 с.

Башҡорт теле дәрестәрендә төрлө алымдарҙы ҡулланыу ыңғай һөҙөмтәләр бирә. Һәр дәрескә уҡыусы теләк менән килһен өсөн, унда ғәжәпләнеү, һоҡланыу, ҡәнәғәтләнеү тойғолары уятырлыҡ эш алымдары һайларға кә...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы

Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...

Межрегиональная научно-практическая конференция "Современная начальная школа:пространство личностного развития и успеха"

Современная педагогика по-иному рассматривает систему ученик-учитель. Без нового профессионального самосознания, нового мышления невозможно осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Пос...

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании РФ». А в основу ФГОС НОО...