Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка
статья (2 класс)

Утина Марина Евгеньевна

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную. Большая часть детей с нарушениями слуха может обучаться инклюзивно, но они нуждаются в специально организованной педагогической работе.

Общие образовательные потребности составляют совокупность характерных для каждого периода детства умений, навыков, видов деятельности. Их реализация должна обеспечивать каждому ребёнку с нарушенным слухом соответствующие его возрасту уровень психомоторного развития и состояние эмоционально-волевой сферы. Общие образовательные потребности удовлетворяются в процессе физического, трудового, музыкального воспитания, при обучении письму, счёту, изобразительной деятельности и т.д.

Овладение перечисленными умениями и навыками требует использования специфических средств и специальных методик. Благодаря этому педагогический процесс приобретает коррекционную направленность.

Система программированного обучения является эффективным средством, позволяющим на уроках вести работу с детьми, имеющими специальные образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Анализ множества определений, представленных в учебных пособиях по педагогике, показал, что наиболее точно определение понятия «программированное обучение» было предложено профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 году.

Программированное обучение представляет собой самостоятельную технологию, при которой учащиеся самостоятельно работают над предварительно подобранным материалом. Сегодня такую форму обучения относят к самостоятельной технологии обучения, находящей широкое применение практически на любом уроке, в том числе, на уроке русского языка. К основным чертам программированного обучения относят [1]:

- Предварительный отбор материала, над которым будет вестись работа и его разделение по группам;

- Составление указаний и рекомендаций по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части учебного материала (составление алгоритма действий);

- Составление схем, опорных конспектов, направленных на освоение и закрепление учебного материала;

- Задания, направленные на контроль усвоения каждой части материала;

- Предъявление правильного ответа, показ степени правильности выполнения задания.  

Кроме того, в рамках программированной системы обучения предусмотрена домашняя работа, а также систематическое повторение ранее изученного материала. Технология программированного обучения представляет собой индивидуальную работу над заданием, которая осуществляется в рамках общей групповой и фронтальной работы. Программированная система обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения, обеспечить непрерывный контроль над учебным материалом. В основе данного технологии лежат специально составленные программы, которые дают возможность не просто изучить весь учебный материал, но и систематизировать его, а также отслеживать деятельность учащихся, выявлять степень усвоения учебного материала. Отличительная черта программированной системы обучения состоит в разделении предметного учебного материала по группам, выстраивание этих групп в строгой логической последовательности, фиксация деятельности учащихся по усвоению материала. Группы или шаги представляют собой небольшие наборы информации, которая доступна для восприятия учащихся и позволяет им самостоятельно организовать учебный процесс. Темп и скорость освоения учебного материала определяется для каждого учащегося индивидуально.

Еще одно преимущество программированной системы состоит в наличии обратной связи, которая обеспечивает возможность самоконтроля.

Система программированного обучения является эффективным средством, позволяющим на уроках вести работу с детьми, имеющими специальные образовательные потребности. Преимущество технологии при ее реализации в системе инклюзивного образования состоит, в первую очередь, в том, что она позволяет при фронтальной работе вести обучение детей со специальными образовательными потребностями с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей. При этом каждый обучаемый работает по определенной программе, не зависящей от заданий, полученных другими учениками.

Программированное обучение подразумевает постоянное сотрудничество с учителем, при котором учитель оказывает помощь ученику в решении основных задач [2].

В рамках программированной системы обучения для создания и закрепления алгоритмов работы могут применяться различные способы и средства, например, опорные конспекты. Под опорным конспектом следует подразумевать определенный символ, вызывающий ассоциации у ребенка. Он способствует быстрому восстановлению в памяти ребенка пройденного материала, известного ребенку ранее. Постепенно ассоциации усваиваются достаточно прочно и переходят в информацию, усвоенную ребенком, вполне доступную и понятную ему.

Под опорным конспектом понимается определенная система опорных сигналов, которые выстроены в структурную связь. В целом эти элементы взаимосвязаны и определяют систему значений, которая помогает освоить учебный материал, и представляют собой определенную учебную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий и идей [3].

Под обучением при помощи опорных конспектов подразумевают активную мыслительную деятельность учащихся. При этом в первую очередь, развивается навык быстрого восприятия учебного материала. Также формируется и совершенствуется способность осваивать учебный материал, сортировать, группировать и классифицировать его, выделять главное [4].

Опорный конспект выступает в роли дидактического материала. У ученика появляется возможность проанализировать материал, проследить возможности применения теоретических аспектов на практике, проработать конкретные ситуации и разработать пути их решения.

Опорный конспект выступает своеобразной схемой, в которой при помощи опорных сигналов закодированы основные теоретические сведения, касающиеся изучаемой темы. Обратившись к схеме, можно определенным образом восстановить в памяти всю необходимую информацию по теме.

Не менее важным инструментом является контроль. Контроль необходим на всех стадиях обучения. Основная задача – произвести оценку качества выполнения текущих заданий [5].

 Контроль направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл обучения и в то же время дает информацию для начала следующего цикла [6].

В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль знаний, в ходе которого определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание для достижения целей. Также выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными для школьника. Составляющей программы являются упражнения. Упражнение – это специально разработанная система действий, основанная на необходимости повторять в определенной последовательности некоторые действия. При этом происходит закрепление и полное усвоение отрабатываемых навыков [7].

Важной группой методов является также контроль и самоконтроль, который позволяет выявить проблемы и определить недостающие знания и навыки и в дальнейшем скорректировать план и содержание обучения. Методы обучения реализуются при помощи различных средств обучения. Они различны для учителя и школьника. Для учителя это в первую очередь план и программа курса, план урока, для школьника – учебные пособия, методические рекомендации, словари, аудиовизуальные материалы, схемы, опорные конспекты [8].

Как показывает обобщение педагогического опыта, все существующие на сегодня методы контроля являются недостаточно эффективными. В первую очередь, это обусловлено тем, что контроль носит выборочный характер. Несмотря на то, что методов и способов обучения и контроля достаточно много, возможности их применения на уроке ограничены.

При несистематической проверки готовности к уроку, подготовка к нему также носит нерегулярный характер, в результате возникают существенные пробелы в знаниях.

Таким образом, опорный конспект применяется не только как средство систематизации и обобщения учебного материала, но и как средство проверки знаний. Он позволяет выработать и закрепить алгоритм, который должен воспроизводиться в течение урока несколько раз [9].

Важным этапом работы с детьми с ОВЗ является повторение и закрепление пройденного материала. Повторение прямо вытекает из всех предыдущих пунктов и подразумевает воспроизведение изученной ранее информации на различных уровнях. Выделяют сквозное, многократное, частотное, вариативное повторение. При этом каждый вид повторения имеет свои особенности и нюансы.

Сквозное повторение подразумевает, что в ходе каждого урока происходит повторение изученного ранее материала. Этот вид повторения сопровождает педагогический процесс первого дня обучения в школе, до последнего.

Многократное повторение имеет свои недостатки. В первую очередь это скатывание к шаблонности, механическому заучиванию информации. Поэтому важно соблюдать частотность обращения к учебному материалу. Важно соблюдать принцип вариативности учебного материала, который состоит в разнообразии учебного материала, используемого для повторения, а также в разнообразии используемых приемов [10].

Повторение может происходить на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом.

Программированное обучение подразумевает использование домашнего задания. Домашнее задание как способ закрепления пройденного материала особенно важен для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ в коре головного мозга естественные процессы забывания протекают намного быстрее, чем у сверстников с нормальным здоровьем. Поэтому для того, чтобы закрепить информацию и в полном объеме ее усвоить, необходимо постоянное повторение. Это также дает возможность осмыслить информацию, проработать ее и систематизировать, закрепить в долгосрочной памяти [11].

Тем не менее, в рамках программированного обучения понятие домашнее задание несколько усовершенствовано. Так, нет такого понятия, как «домашнее задание», а вводится именно термин «домашняя работа». Это подразумевает, что у ребенка есть определенный набор упражнений, определенный объем работы, который распределяется на год и ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать какие упражнения, когда и в каком объеме ему выполнять. Это существенно повышает самостоятельность, заинтересованность, вовлеченность в процесс обучения, позволяет регулировать уровень нагрузки в зависимости от самочувствия и состояния здоровья ребенка [12].

В рамках программированного обучения используется соуправление, которое подразумевает эффективное творческое взаимодействие учащегося с учителем, в ходе которого происходит активная коммуникация, сотрудничество. Также соуправление подразумевает обязательное участие родителей в контроле успеваемости и эффективности обучения ребенка, что позволяет контролировать и корректировать учебные достижения учащихся с особыми образовательными потребностями.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / сост. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М. : Издательство ИКАР, 2009. URL :http://www.gramota.ru/slovari/info/az/.

2. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.

4. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.

5. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции. / Н.Ю. Григоренко // Дис. кандидата педагогических наук. – М., 2005.

6. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.

7. Миттчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования-М.:БЭСТ-принт,2011.

8. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – / О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

9. Реан А. А. Психология и педагогика / Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. – СПб. : Питер, 2002.

10. Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. / И.А. Смирнова, - М.: Детство-Пресс ,2004.

11. Филичева Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина– М., 1993.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2014.

Автор: Утина Марина Евгеньевна

Учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на ...

Методическая статья "Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха"

Моя статья "Компенсирующие возможности физкультурно-оздоровительного образования для детей с нарушениями слуха" вошла в сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции "Современные ...

Статья "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье описаны приемы работы со слабослышащими детьми, способствующие развитию мышления...

«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».

Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....