Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.
статья по теме

 

         Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на замок, отправлялись в специализированные учреждения или не получали должного внимания и поддержки в «интегрированных» школах.

     Исходя из международного опыта образования  детей – инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей – инвалидов может быть обеспечена посредством интегрированного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

«МБОУ «Прогимназия «Сообщество»

г. Нефтеюганск,

директор Г.Г.Шамрицкая

         Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на замок, отправлялись в специализированные учреждения или не получали должного внимания и поддержки в «интегрированных» школах.

     Исходя из международного опыта образования  детей – инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей – инвалидов может быть обеспечена посредством интегрированного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования.  

           В настоящее время в системе образования детей с проблемами развития происходят существенные изменения, ведущие позиции всё более активно занимает  интегрированное обучение, базой интеграции  является принцип равных прав и возможностей в получении образования.

   Есть дети – инвалиды, есть их родители, которые заинтересованы в обучении и воспитании своих детей, и не желающие отправлять их в специализированные учреждения, которых нет  ни в городе, ни поблизости в округе. В отсутствии инфраструктуры помощи детям – инвалидам по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком, поместить ребенка в интернат вдали от дома, обучать на дому – вот все, что может сегодня предложить наше общество.

    Ещё  Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. Он считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением в развитии  является его интеграция в жизнь и создание условий  компенсации его недостатка с учётом не только биологических, но и социальных факторов. Он одним из первых  попытался обосновать  идею интегрированного обучения. Его идея нашла применение на практике работы школ Западной Европы и США и в последние годы стала воплощаться в России.

   Однако проблема интегрированного обучения остаётся  дискуссионной, нет единой технологии организации этого процесса, каждое учреждение пытается найти свой путь её решения.

       

    Наше учреждение «Начальная школа – детский сад » включает в себя детей разного возраста (от 2 до 11 лет) и разного состояния здоровья (физически здоровые дети и дети с нарушениями слуха).

 Дети – инвалиды в нашем учреждении со сложными дефектами, поэтому  предельная наполняемость классов  и групп продленного дня составляет до пяти  человек.  Все дети живут в семье и ежедневно приходят в детский сад или школу. Особенностью является также нахождение детского сада и школы в одном здании. В пяти дошкольных массовых группах воспитываются  по одному слабослышащему ребенку, а затем они переходят обучаться в школу, в специализированный класс. Сегодня в школе одиннадцать общеобразовательных классов, три из которых, для слабослышащих детей.

  Такое объединение детей поставило наш коллектив в затруднительное положение.   Значительная часть общества не готова принять человека с ограниченными возможностями как равного, а сами эти люди психологически не готовы к интеграции в социуме. А если все же есть контакты со здоровыми сверстниками, то либо здоровый ребенок превращает сверстника в объект жалости и опеки, осуществляя собственное лидерство за счет унижения партнера, либо преобладает негативное отторгающее отношение.

 А хотелось бы, чтобы слабослышащий ребенок:

- не стремился к изоляции;

- не было негативного восприятия со стороны здоровых сверстников;

- не было иждивенческой позиции  у слабослышащих детей;

- не было отказа от ответственности за свои поступки;

- не было страха быть отвергнутыми;

- не было стремления примкнуть к группе на любых условиях и в любой роли; а здоровые дети не превратили слабослышащего ребенка в объект унижения, а начинали понимать, что все люди разные и это замечательно, что отличие от других не мешает общению.

Перед нами встали вопросы:

- как построить образовательный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от его состояния здоровья и возраста, чувствовал себя ни в чем не ущемленным, был принят таким, какой он есть?

 - как в условиях общеобразовательной начальной школы осуществить реабилитацию слабослышащего ребёнка, социально адаптировать и подготовить к интеграции в общеобразовательную среднюю школу?

     Понимая, что эффективность интегрированного обучения возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров, мы обучили самых сильных учителей и воспитателей на базе специального учреждения для слабослышащих и глухих детей в г. Нижневартовске, прошли курсы переподготовки при центре реабилитации детей с нарушенным слухом в  г. Екатеринбурге, пригласили для работы с других городов профессиональных педагогов – дефектологов.

 Целью такой подготовки являлось овладение учителями и воспитателями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые бы обеспечивали возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии. Данных специалистов  специально готовили к оказанию коррекционной помощи детям – инвалидам в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.

    В нашем учреждении апробировались вариативные модели интеграции детей с отклонениями в развитии, разработанные в Институте коррекционной педагогики РАО (Н.Н. Малофеев, 2000).

     Мы убедились, что наше учреждение может и создает адекватные условия для обеспечения каждому воспитаннику и обучающемуся той формы интеграции, которая ему  необходима.

  Например, комбинированная интеграция, при которой дети на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь сурдопедагога. Такой формой интеграции охвачены все дети дошкольного возраста.

Частичная интеграция, при которой неслышащие дети, еще не способные на равных со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (совместные кружки в школе  и  городе: дом детского творчества, станция юных техников, уроки технологии в соседней средней школе и т.д.).

 Временная интеграция, при которой все воспитанники и обучающиеся – инвалиды вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера (праздники, соревнования и т.д.).

     Различные формы интеграции  глухих и слабослышащих  детей со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

   С детьми, обучающимися в специальном классе и воспитывающимися в дошкольной группе, занимаются педагог – дефектолог (сурдопедагог), педагог – психолог, специалисты ЛФК, социальный педагог.

     Исследования показывают, что интегрированное  обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью или со сложными дефектами. Такой ребенок обучается на дому, но участвует в различных внеклассных мероприятиях учреждения.

     Одним из важнейших условий как фактора наиболее полной  социальной адаптации детей с недостатками слуха в общеобразовательном учреждении, является создание слухо - речевой среды,  которая предполагает постоянное мотивированное общение со слабослышащим  ребёнком, независимо от возможностей восприятия речи,  уровня речевого развития, коммуникативных умений.

    Нами  определены обязательные условия создания слухо-речевой среды:

  1. мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

• формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи;

• использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;

• соблюдение единых требований к речи взрослых;

• контроль за  речью детей со стороны всех сотрудников учреждения;

• обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов.

      Организация работы по социальной адаптации слабослышащего ребёнка в условиях массовой школы невозможна  без правильно организованного воспитательно-коррекционного процесса, именно здесь основное поле деятельности педагога по созданию среды для социализации ребёнка.

Личность ребенка с поражением слуха формируется своеобразно, прежде всего, из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающими слышащими людьми. Общение является одним из важнейших факторов социализации. Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми — взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов — ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается. Достижение  слабослышащими детьми свободного общения при помощи словесной речи  формируется длительной работой и возможно на основе взаимодействия со слышащими сверстниками в совместном коллективе.

         Решение проблемы социальной интеграции неслышащих достигается путём  включения их в совместные дела со слышащими детьми. Эта работа организуется по нескольким направлениям: интегрированные мероприятия в течение учебного года (школьные и классные); кружковая работа (в школе и за её пределами), выполнение общественных поручений  и осуществляется в соответствии с моделью организации  взаимодействия во внеурочное время.

            Интегрированные общешкольные мероприятия, в которых участвуют обучающиеся различных возрастных групп, (когда неслышащие дети состязаются  со слышащими в находчивости, изобретательности, артистичности, творчестве,  силе и ловкости) проводятся в течение года в форме различных развивающих игр, конкурсов, праздников, турниров, спортивных соревнований  и пр.                  

            При проведении общешкольных дел большого масштаба и продолжительности: в  коллективно-творческой деятельности,  оказании шефской помощи, при проведении трудовых акций,  выполнении общественных поручений, участии во встречах со слышащими -  у детей с нарушением слуха происходит формирование речевого общения,  возникает потребность в постоянном словесном общении со слышащими сверстниками,  между собой,  со слышащими посторонними людьми.

      В  школьных кружках, секциях учащиеся с проблемами слуха занимаются наравне со слышащими лепкой, рисованием, танцами, спортом.

       Следующим направлением интеграции слабослышащих детей -  посещение учреждений дополнительного образования: Детского дома творчества и Станции юных техников, где они занимаются вместе с ребятами из других школ, в процессе работы общаются между собой.

      В   смешанном  коллективе, дети  с  ограниченными возможностями здоровья:

  1. получают опыт причастности к миру, находящемуся вне стен школы;
  2. осваивают новые ценности;
  3. присваивают существующие и творят сами новые способы  коммуникации с внешним миром там, где общение почему-либо для него затруднено;
  4. научаются сами организовывать для себя помощь со стороны здоровых людей там, где без этого не обойтись.

     В то же время здоровый ребёнок как представитель социума:

  1. получает представление о сложности и многообразии мира человеческих отношений;
  2. обретает опыт отношений с неслышащими детьми, как обычной формы человеческих взаимоотношений;
  3. учится строить партнерские отношения с другими людьми, отличающимися от него;
  4. привыкает создавать в сообществе, субъектом которого он является, условия жизни и деятельности, одинаково приемлемые для людей с самыми разными возможностями.

    Дети с нарушением слуха постоянно находятся в естественной речевой  среде и психологически комфортных условиях. Эти условия и среда стимулируют быстрый темп развития речевого общения, что, как правило, приводит к более высоким результатам обучения детей.

    С первых дней воспитанники и обучающиеся слабослышащие дети не  отделяются от слышащих детей: они вместе участвуют в праздниках, развлечениях, предметных и творческих конкурсах, проходящих в учреждении. Но этому, конечно же, предстоит большая подготовительная работа: научить ребенка взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.

  Особенностью воспитательной работы является  целенаправленная деятельность организации   взаимодействия слабослышащих  и здоровых детей. Содержание воспитательной работы учреждения направлено на формирование представлений о себе, об окружающем мире и ориентации в среде, формирование коммуникативных навыков, умений взаимодействовать со своими сверстниками, овладение навыками самообслуживания и жизнеобеспечения.

   В связи с этим педагогами учреждения разработана комплексно– целевая программа «Мы вместе» (взаимодействие детей разного возраста, разного состояния здоровья), направленная на обеспечение успешной социализации детей.

     Опыт первых контактов между детьми  показал, что формировать умения взаимодействовать лучше начинать в небольшой группе здоровых детей (микрогруппе), проявивших  желание и  интерес к общению со слабослышащими детьми.  Формирование умения взаимодействовать у слабослышащих проходит несколько этапов. На основе принципа  постепенного формирования умений взаимодействия:   от умения взаимодействовать   в  небольшой группе с 3-5 здоровыми детьми на первом этапе, к расширению пространства взаимодействия и увеличению количества здоровых сверстников, где слабослышащий ребёнок может свободно строить свои взаимоотношения.

             Результаты показывают, что   ребёнок с ограниченными возможностями, овладев навыками  построения отношений в микрогруппе,  легче  строит отношения с другими детьми, обучающимися в школе. Таким образом, слабослышащий ребёнок  свободно чувствует  себя в школе, самостоятельно  общается  со здоровыми детьми,  на равных участвует во всех школьных делах.

   Семь лет, в течение которых в нашем учреждении вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом, позволили создать из них единый детский коллектив: они вместе живут, играют, решают свои проблемы. Слышащие дети хорошо относятся к детям с нарушенным слухом, они умеют правильно говорить с ними – смотреть в лицо и не кричать, знают о назначении слуховых аппаратов. Мы добились, чтобы слышащие дети не дразнили неслышащих, не смеялись над ними, что является результатом  целенаправленной воспитательной работы.

Систематические наблюдения, отслеживания позволяют убеждаться в правильности выбранных нами средств достижения цели.

Вот отдельные высказывания слышащих сверстников о ребятах специализированного  класса по результатам анкетирования:

     Т. Настя  (4 класс):                                    

«Слабослышащие ребята добрые и отзывчивые, всегда улыбаются, мне интересно бывать у них в классе, играть с ними, бывать у них на праздниках»;

Б. Света (2 класс):

Вместе с Викой я выступала в конкурсе «Мисс «Жемчужины», она красиво

танцевала, быстрее всех пришила пуговицу и помогла мне  на конкурсе бутербродов.

М.  Антон  (3 класс):

 С Сашей мы настоящие друзья, он всегда со мной делится. Я был у него дома, вместе мы играли на компьютере, он научил меня новой игре.

В. Лера (4 класс):

Алсу очень красивая и добрая, она умеет красиво вышивать, плести из проволоки, делать красивые поделки из бисера, этому она научила и меня.

Отрывки из сочинений слабослышащих учеников:

   С. Саша (3класс):

В школе у меня много друзей.  Из 2 «А» класса -  это Артём и Антон, мы дружим с ними уже 2 года. Они умеют быстро бегать и играть в футбол. На прогулках я всегда с ними играю в футбол.

Д. Вика (3класс):

 К нам в класс приходит Света. Я с ней дружу, вместе мы играем, рисуем, Со Светой мы подготовили танец для наших мам.

С. Алсу  (3класс):

Я люблю вышивать, на кружок мы ездим вместе с Настей из 3 класса, она тоже красиво вышивает. Это хорошая девочка, добрая, она мне нравится.

     За время  пребывания в школе слабослышащие дети сдружились со многими здоровыми сверстниками настолько, что и за пределами школы поддерживают  дружеские отношения и впоследствии при выпуске детей из стен школы не теряют связи друг с другом и продолжают встречи самостоятельно, преодолев в значительной степени страх, быть непонятыми или неинтересными. Им уже есть о чем поговорить — взаимные впечатления, общие дела объединили их.

     Выпускники нашего учреждения переходят в среднюю общеобразовательную школу, в которой тоже созданы благоприятные условия для совместного обучения и воспитания детей – инвалидов и они там не теряются,  чувствуют себя также комфортно.

     Мы надеемся, что наши  дети и в дальнейшем не будут делить мир на глухих и слышащих и смогут помочь любому человеку в трудную минуту, и считаем, что интегративный подход, заключенный в совместном обучении  и воспитании здоровых и детей – инвалидов, позволяет  обеспечивать  социализацию детей.         

   

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...

Методическая разработка по индивидуальному маршруту обучения детей с нарушение слуха

В данной разработке описываеться 3 маршрута обучения. 1- рабочая программа индивидуальных занятий одной ученицы; 2- индивидуальные занятия для отстающих по общей программе;3- индивидуальный маршрут от...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Организация развивающего обучения детей с нарушением слуха.

Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализаци...