Методический семинар Использование опорных схем на уроках марийского языка в начальной школе
консультация

Емельянова Валентина Валериановна

Применение опорных схем обусловлено тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Идея метода в том, чтобы разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_opornaya_shema.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Методический семинар

Использование опорных схем на уроках марийского языка в начальной школе

Выполнила: 

Емельянова Валентина Валериановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

д. Карай, 2019

Современные преобразования в образовании направлены на повышение качества обучения. Об этом говорится в документах по модернизации образования.

В современном обществе дети в большом объеме получают разную информацию. Найти основу в потоке информации зачастую ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет метод опорных схем. В свете введения ФГОС идеи и опыты работ педагогов-новаторов, С.Н.Лысенковой, В. Ф. Шаталова, З.Ф.Учаева по использованию опорных сигналов приобретает особую значимость. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

Актуальность применения опорных схем обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Идея метода в том, чтобы разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.

Обозначенная проблема позволила определить цель: разработать комплекс опорных схем по родному языку. (цель изменили, написать, как надо)

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности обучающихся начального класса.
  2. Выявить понятие, сущность и особенности использования опорных схем на уроках марийского в начальной школе.
  3. Разработать комплекс опорных схем по марийскому языку для начальных классов.

Объектом изучения обозначенной проблемы является формирование языковой компетенции у младших школьников.

 Предметом – опорные схемы, как средство развития языковой компетенции у обучающихся начальных классов.

В опорных схемах есть элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.

Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.

Опорные схемы обеспечивают дружную работу всего класса, позволяют работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучение. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.

При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы, комплекты карточек – опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.

Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.

Материал для перспективной подготовки я беру из учебников, используя дополнительную литературу.

Сначала мной проводится структурно – функциональный анализ отобранной литературы, затем составляется черновой набросок важных сокращенных знаний, которые преобразуются в смысловые буквенные единицы информации. Далее происходит преобразование в блоки соответственно смысловым частям, выделение цветом и показ взаимосвязей и взаимодействий в блоках. Использование геометрических фигур, линий, знаков, цветового сигнала.

Считаю применение опорных схем для записи инструкционных карт, технологических карт, карточек – задания при объяснении нового материала учителем и устном ответе ученика в качестве наглядных пособий, необходимым и рекомендуемым.

 Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках марийского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время. 

 Схемы, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Но и не следует преувеличивать роль опорных схем и считать их единственно возможным способом формирования орфографических умений. Как известно, выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

В этот момент работают три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная (моторная). И если все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся.

Схема привлекает простотой составления  (это может сделать каждый учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

 Систематическая работа со схемами, составление их при участии самих учащихся приводит к тому, что они могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т. п.).

Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.

1.  Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

2.  Подкрепите примерами каждое положение схемы.

3.  Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

4.  Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5.   Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

В период обучения грамоте используем схему записи предложения. Сама схема появляется в ходе урока. Например, прошу детей записать предложение «Мыйынлӱмем Надя». Для этого провожу графический анализ по вопросам:

- Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)

- Какие правила будем применять при письме предложения? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, имена людей пишутся с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.)

____________     _____________   _____________  .

Учитель по мере ответа делает исправления в схеме.

Затем добавляются слоги, ударения (мутден схеме-влакымкелыштаре)

 Арава, арама, карме, кылта, писте, рулон, хутор, шӱртӧ, шырка, шыште.

Следующая схема помогает изучить нелёгкое для обучающихся орфографическое правило. Она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы О, Ӧ или Е в окончаниях существительных:

Ӧ, Ӱ                                             Ӧ

О, Ё, У, Ю                                   О

А, Я, Э, Е. И, Ы                          Е

Ученик запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита.

Следующая схема помогает дать характеристику предложению.

Предложения по цели высказывания делятся на три группы: повествовательное, вопросительное, побудительное. Детям младшего школьного возраста трудно понять, что любая из этих групп по интонации может быть восклицательной или невосклицательной. Именно схема даёт четкое представление о том, какие виды предложений бывают. Примеры, приведённые в схеме, показывают разницу в обозначении интонации.

Ойлончо (предложений)

Каласыме цель ден (по цели высказывания)

повествовательный (иктаж-мом увертарен каласыме)

вопросительный

   (йодын каласыме)

   побудительный

  (шӱден каласыме)

   Чевер кече веселан онча.

    Кызыт мыняр шагат?

      Йоча-влак, йӧратыза шочмо йылмым!

Кумыл дене ойлымо (по интонации)

восклицательный

   Могай чевер пеледыш!

   Кӧ йогылана?!

Чыланат пашам йӧратыза!

   Правописание парных согласных в корне слова.

Мужыран (парный) согласный (соҥ) йӱкмутвожышто.

б    в   г   д   ж   з

п   ф   к   т   ш   с

1. мутмучаште                            флаг - флагым

2. мутмучашыштеикмыняр звонкий (йоҥгыдо) согласный (соҥ) глухой     (пич) йӱксемыншокта             пургыжташ-пургыжым.

                  

Мужыран (парный) согласный (соҥ) йӱкымтерге гласный (йоҥ) йӱкымшынден.

плуг – плугым       герб – гербым         куржталаш – куржам 

 Множественный числаште (чотышто) кучылталтше суффикс-влак 

        -влак, -шамыч, -мыт, -ла

Ял – ял-влак, урем - урем-шамыч, ава - авамыт, пасу - пасулаште

Считаю, что использование данной методики при изучении родного языка, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления. Использование данной технологии намного разнообразит уроки, легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

 Отсюда можно сделать вывод о том, что использование схем необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

Применение такого метода способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся  овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках русского языка в начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного по ФГОС начального общего образования.

Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Таким образом:

Цель метода: рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.

Главная цель: изложить изученное так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.

Задача: научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление таблиц – схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.

Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент – надстройка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...