Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»
методическая разработка (3 класс)

Сибгатуллина Гульнара Азатовна

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть умения по использованию средств информационно-коммуникационных  технологий для решения познавательных задач; овладение учащимися различными способами поиска информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркачинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Мастер класс

«Использование электронного обучения и дистанционных образовательных  технологий в работе учителя начальных  классов»

Учитель начальных классов

Сибгатуллина Гульнара Азатовна

2018

Использование электронного обучения и

дистанционных образовательных  технологий

в работе учителя начальных  классов

(Слайд 1)   Современная школа приобретает новый облик, меняются и её ученики.  Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

(Слайд 2)    ФГОС для начальной школы содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции с дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену вышеуказанным документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. 

(Слайд 3)  Педагогам кроме основных базовых ИКТ-компетенций, которыми они должны владеть по умолчанию, необходимо наличие дополнительных навыков, связанных именно с их ролью на этапе внедрения ЭО в школы.

Перечень дополнительных компетенций педагогов широк. Учитель также должен  уметь работать с ЭУ и различными ресурсами, которые они содержат, владеть технологиями и приемами работы, связанными  с использованием ЭУ, ориентироваться на изменяющиеся условия образовательной среды - владеть современными педагогическими технологиями (смешанное обучение, дистанционное обучение, проектный подход и пр.). Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Согласно  новым  Федеральным  государственным  образовательным  стандартам  в  образовательных  учреждениях  должна  быть  сформирована  информационно-образовательная  среда,  которая,  в  том  числе,  в  рамках  дистанционного  образования  должна  обеспечивать  взаимодействие  всех  участников  образовательного  процесса:  обучающихся,  их  родителей  (законных  представителей),  педагогических  работников,  органов  управления  в  сфере  образования,  общественности. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует образовательные учреждения на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению.

(Слайд 4) Закон об образовании является той правовой базой, тем правовым полем, которые помогают нам реализовать новые стандарты образования. В Федеральном  законе от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» есть статьи, которые посвящены непосредственно реализации технологий, связанных с электронным обучением. В статье 13 говорится об использовании дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Статья 16 более подробно раскрывает, что же мы понимаем под электронным обучением. 

         Элементы  электронного обучения  давно стали частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете, используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют с преподавателем и участвуют в онлайн-курсах и вебинарах.  Внедрение новых технологий потребует значительных усилий и от учителей,  и от государства и общества.

(Слайд 5)  Минобрнауки РФ отмечает, что пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна. Здесь все упирается в ряд проблем.  Одна из них состоит в том, что «для  реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, — говорится в законе об образовании, —  должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Другая – это кадровая проблема. Мало учителя обеспечить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и т.д., надо еще и хорошо научить его пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками. Из закона следует, что теперь запрещено заниматься электронным образованием не только не имея  электронных учебников, информационно-образовательной среды, соответствующих баз данных, но, самое главное, не имея специально подготовленных преподавателей и управленцев.

В школах эти проблемы постепенно начинают решаться, хотя не так быстро.  

Технической  основой  для  реализации  электронного  обучения  в  организации  должна  стать  её  информационная  среда.  

(Слайд 6)  Согласно  новым  Федеральным  государственным  образовательным  стандартам  в  образовательных  учреждениях  должна  быть  сформирована  информационно-образовательная  среда,  которая,  в  том  числе,  в  рамках  дистанционного  образования  должна  обеспечивать  взаимодействие  всех  участников  образовательного  процесса:  обучающихся,  их  родителей,  педагогических  работников,  органов  управления  в  сфере  образования,  общественности. ФГОС указывает на использование в начальном общем образовании практико-ориентированных и активных технологий, которые создают переход от безличностного «знаниевого» подхода в образовании к деятельностному и личностно-ориентированному подходам, а также при создании информационно-образовательной среды формируют ИКТ-компетенции учащегося, лежащие в основе формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Современная информационно-образовательная среда характеризуется доступом учащихся к содержанию информационных ресурсов и возможностью реализовывать различные виды взаимодействия: чаты, электронная почта, презентации, изучение языка в режиме реального времени и т.д., что значительно обогащает взаимодействие субъектов среды.

  Построение учебного процесса в начальной школе на основе использования ЭО предполагает изменение роли учителя и ученика. Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока. В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

Информационно-образовательная среда школы позволяет перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. В результате появится возможность эффективного повышения мотивацию учащихся, обеспечения наглядности представления практически любого материала, а также обучения современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

(Слайд 7) Электронное обучение включает в себя все формы методик и инструментов образования, где процесс передачи знаний и навыков обеспечиваются новыми электронными технологиями, в том числе компьютерами и Интернетом. Процессы электронного обучения включают веб-обучение, компьютерное обучение, обучение посредством виртуального окружения и мультимедийного содержания – текста, анимации, потокового видео и звука.  Электронное обучение включает всё больше разнообразных форм, таких как дистанционное образование, дистанционное репетиторство, классные и внеклассные занятия, разные виды совместной работы, в том числе с инструктором или интерактивными объектами, такими, как классная доска.

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть умения по использованию средств информационно-коммуникационных  технологий для решения познавательных задач; овладение учащимися различными способами поиска информации.

            В своей работе стараюсь максимально полно использовать ЭО на уроках и во внеурочное время.  Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы, так и составленные самим учителем. Для этого совсем не обязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Учителя нашей школы используют знания и умения в области информационных технологий и прикладные компьютерные программы, которые нужны для создания собственных электронных средств: разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы для уроков. К ним можно отнести компьютерные программы для создания презентаций, интерактивных средств (например, интерактивная доска), графических изображений, аудио- и видео- .

Применение средств созданных в прикладных компьютерных программах активизируют учебный процесс, так как дают возможность наглядно представить любую информацию, не только в статическом виде, но и в динамическом. Это происходит от того, что у учащихся начальной школы преобладает наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим.

 Использование же интерактивной доски помогает учителю решать проблемы, связанные с увеличением объема информации, дает учителю возможность осуществлять межпредметные связи, делать уроки более интересными, динамичными.

(Слайд 8)        Я использую электронные учебники, тренажёры, интерактивные пособия  , осваиваю технологии дистанционного обучения при помощи интерактивных образовательных платформ. Более подробно на этом хочу остановиться.

Внедрение в образовательный процесс школы электронных учебников способствует более качественному и системному выполнению задач, поставленных ФГОС нового поколения.

Учителя при использовании электронных учебников получают возможность приобретения квалификационных компетенций направленных на реализацию ФГОС нового поколения, повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов, использование новых видов контроля и коммуникаций в педагогическом процессе, повышение познавательной деятельности обучающихся. Для учащихся наиболее интересным будет то, что при использовании электронных учебных изданий есть большая возможность для реализации индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, максимальная объективизация при процедуре оценивания результатов, интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных либо культурных потребностей учащихся.

 Содержание и структура учебников в электронной форме соответствуют содержанию и структуре аналогичных учебников в печатной форме, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования. Учебники в электронной форме поддерживают возможность определения номера страницы учебника в бумажной форме. Вместе с тем они включают мультимедийные элементы (аудиофрагменты и видеоролики) и интерактивные элементы: средства контроля и самоконтроля (автоматически проверяемые текущие и/или итоговые задания и/или упражнения); галереи изображений (снабженные интерактивными инструментами ‒ такими как лупа для увеличения изображения и рамка для выделения фрагментов); разнообразные интерактивные словари (включая аудиословари); тренажёры.

(Слайд 9) Учебники в электронной форме обеспечивают возможность для учащихся заниматься по индивидуальной образовательной траектории, поскольку:

а) содержат проверяемые задания разного уровня сложности;

б) включают такие индивидуальные инструменты, как закладки и заметки с возможностью оперативного перехода к ним.

 Электронный учебник, как и бумажный, является индивидуальным инструментом каждого ученика. Важнейшим условием бесперебойной работы с электронным учебником является возможность его использования без подключения к интернету, особенно при одновременной индивидуальной работе с ЭУ каждого ученика в классе. Электронные учебники позволят каждому школьнику, вне зависимости от места проживания, побывать в разных уголках мира, услышать музыку, которую исполняют лучшие музыканты планеты…  А также немедленно увидеть результаты  своих самостоятельных и контрольных работ! Для учителя ЭУ на уроке - это современный образовательный инструмент, позволяющий не только повысить мотивацию обучения, но и способствовать высокому уровню усвоения материала. Внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы позволяет повысить качество использования электронно-образовательных ресурсов, сделать процесс обучения не только личностно-ориентированным, но и деятельностным.

(Слайд 10) Как сделать так, чтобы школьники могли воспользоваться преимуществами современных цифровых технологий? Помимо технической оснащенности классов школам нужны образовательные платформы, позволяющие стереть грань между формальным и внеклассным обучением, новая организация образовательного процесса, в центре которого – ученик, новые учебные программы, составленные так, чтобы от ученика требовались навыки использования информации, новые образовательные методики, позволяющие вовлекать учеников в интерактивный учебный процесс. Платформы для электронного обучения позволяют организовать индивидуальную или групповую работу школьников. С помощью мобильных устройств ученики могут учиться и в классе, и за его пределами. Они могут искать, классифицировать и распространять информацию, полученную из разных источников. Электронные технологии предоставляют доступ к огромному количеству информации.

Интерактивная образовательная платформа  «Учи.ру»

Весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий, что позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Только обучение на практике в игровой форме, порождающее неподдельный интерес к математике.

(Слайд 11)  Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению.

Благодаря тому, что Учи.ру отслеживает успехи каждого ученика, он получает только те задания, которые направлены на качественное улучшение его знаний.

Учи.ру устроен таким образом, чтобы ученик изучал материал, переходя от темы к теме до полного усвоения курса. После прохождения уроков ученик с легкостью справляется с заданиями любого типа из школьных учебников.

(Слайд 12) Возможность отслеживать успехи каждого ученика или всего класса. С помощью понятной и наглядной статистики узнаете, с кем необходимо проработать темы в индивидуальном порядке. Способ сделать свои уроки еще более яркими, благодаря возможности использовать Учи.ру вместе с планшетами, компьютерами или интерактивной доской в классе. Возможность формировать домашние задания для всего класса или индивидуально для каждого ученика.

(Слайд 13) Участие в различных дистанционных олимпиадах позволяет выявить одаренных и талантливых учащихся, что составляет новую задачу совершенствования системы образования.

(Слайд 14)  ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде, составлять проверочные работы для всех учащихся или индивидуально. Ученикам нужно получить знания в конкретной предметной области, а учителю важно предоставлять ученикам обратную связь о ходе обучения и оценивать его результаты. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. За обучением школьников имею возможность следить онлайн. С экрана компьютера я вижу сколько времени тратит ученик на выполнение того или другого задания, какие совершает ошибки. На проверку знаний каждого уходят минуты – захожу на сайт и смотрю.   В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis — тем самым, проблема списывания решена раз и навсегда.

(Слайд 15)  Учащиеся набирают баллы за решение различных заданий и видят, как продвигаются. Динамичные рейтинги лидеров класса «Топ одноклассников» и школ добавляют обучению элементы игры, которые увлекают любого ребёнка.

ЭОР «ЯКласс» создан как помощник учителя, для его дополнительного вдохновения и облегчения ежедневной работы. 

(Слайд 16) В соответствии с требованиями ФГОС к созданию ИОС начальной школы, в учебном процессе необходимо использование информационных ресурсов Интернета. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: веб-сайты, электронные рассылки по проблемам образования, информационные и справочные порталы, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных. Некоторые ресурсы создаются как дополнительные для конкретного УМК отдельного предмета, а также как универсальные ресурсы, используемые для любого УМК отдельного предмета.

 Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. К ресурсам конкретного УМК можно отнести электронные учебники, развивающие компьютерные программы, тренажеры и т.п., а также методические материалы для учителя в электронном виде, созданные авторами конкретного УМК, и, находящие в открытом доступе на образовательном портале.

(Слайд 17) Не секрет, что для организации учебного деятельности по-новому всем участникам проекта внедрения необходимо постоянно повышать свою квалификацию в различных областях. Я имею возможность участвовать в онлайн-курсах и вебинарах, различных конференциях.

(Слайд 18)  Использование ЭОР в педагогической практике учителя: особое внимание при организации сопровождения реализации данной составляющей должно уделяться повышению квалификации педагогов в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий, реализовать новые образовательные стандарты, научиться работать «по-новому».

 (Слайд 19) Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Поэтому планирую не останавливаться на достигнутом, хочу продолжать работу по освоению дистанционных технологий.  Попробую  вовлечь ребят в участие в сетевых проектах по предмету, где представляются широкие возможности для проявления себя как раз не очень успешным детям.  Подготовка ответов на задания этапов, коллективное обсуждение заданий повышает уровень их самооценки. Желание работать с использованием современных педагогических технологий и приёмов есть, но самая главная проблема – техническое оснащение кабинета, которое не позволяет применять электронное обучение в полном объёме, а использовать только элементы.

(Слайд 20) Использование  ЭО в системе образования  влечёт за собой радикальные изменения:  раньше ее центром являлся учитель, а теперь  – учащийся. Это  дает возможность каждому ученику  обучаться в подходящем для него темпе и на  том уровне, который соответствует его  способностям. Учитель  занимает место грамотного руководителя  ученика, именно  в таком качестве он  имеет  возможность значительно повысить  эффективность обучения. « Скажи  мне - и я забуду;  покажи мне - и я запомню; вовлеки меня - и я научусь», - гласит китайская пословица.

Использованы материалы сайтов:

www.moi-universitet.ru

http://pnh.eokom.ru

http://www.yaklass.ru/

http://www.akademkniga.ru/

https://edugalaxy.intel.ru/

https://uchi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Доклад на ШШО «Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»

Доклад на ШШО«Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»...

Использование дистанционных технологий в работе учителя-логопеда.

Дистанционные технологии образовательного процесса представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на рассто...

Мастер-класс Использование электронных учебников на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО

Цель мастера класса – знакомство учителей с возможностью применения  электронных учебников на уроках в начальной школе для реализации идей формирования информационной компетенции, а также и...