Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
методическая разработка

Иванникова Татьяна Валерьевна

Урок в разделе «Глагол как часть речи». Урок применения правил правописания глаголов на письме.

Цель: Развитие умений писать глаголы  с изученными орфограммами, обосновывать правописание глаголов и систематизировать полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ivannikova_4_klass.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя       Иванникова Татьяна Валерьевна                    

Класс:  4

УМК «Школа XXI века»

Предмет: русский язык

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок в разделе «Глагол как часть речи». Урок применения правил правописания глаголов на письме.

Цель: Развитие умений писать глаголы  с изученными орфограммами, обосновывать правописание глаголов и систематизировать полученные знания.

Задачи:

  1. Воспитывающая задача: воспитывать интерес к изучению русского  языка.
  2. Развивающая задача: формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
  3. Образовательная задача: видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Планируемый результат.

Предметные:

Применять правила правописания глаголов на письме: правописание приставок в глаголах, не с глаголами, вид глагола, начальная форма глагола, личные формы глагола, лицо и число глагола, мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся- и –ться- в глаголах, спряжение глаголов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия ; планировать учебную деятельность.

Регулятивные УУД

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Уметь  самостоятельное выделять познавательную цель; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить сравнение и классификацию по  критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 

Познавательные УУД

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.

Используемые технологии, методы, приемы:  развивающая, методы:  репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый. приемы: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Используемые средства обучения, оборудование: ноутбук, проектор, таблицы на стол,  карточки,  тетради, карточки с домашним заданием,  стикеры, .

Формы работы: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Этап урока

Задачи этапа

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

(предметные, познавательные, регулятивные)

Компетенции, грамотности,  УУД

Результат взаимодействия учителя и уч-ся по достижению планируемых результатов

Диагностика достижения планируемых результатов урока, формы контроля и оценивания

Организационный момент.

Организовать психологический настрой на урок, организация рабочего места

-Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу и мне. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нашими помощниками

Садитесь

Дети улыбаются, приветствуют друг друга и учителя

Формируемые УУД:

формирование положительного отношения к предмету у учащихся.

Психологическая готовность учащихся

Наблюдение (визуальный контроль, оценка эмоционального состояния)

Постановка учебной задачи.  

Совместное планирование деятельности, определение цели

-Ребята, посмотрите на слайд  и  прочитайте слова:

(улыба(ца),улыба(ица), береч(?), (не)улыбается, ули(ца), стира(иш)).

- Вы что-нибудь заметили?

-Какое слово лишнее?

-Почему?

- Какие орфограммы вы увидели?

- Какие орфографические правила помогут нам правильно писать глаголы в тексте

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель нашего урока, имейте в виду, что вы уже многое знаете о глаголе.

- А зачем нам это нужно?

Пробуждение интереса к теме урока. Активизация имевшихся ранее знаний. Самоконтроль. Осознание целей и задач обучения.

-Улыбаться, улыбается, беречь, не улыбается, улица, стираешь.

- Да. Здесь есть лишнее слово.

- Улица.

- Это имя существительное, а остальные слова  глаголы.

-ь в глаголах, частица не

-ться, -тся в глаголах; -ь после шипящих в глаголах; правописание не с глаголами; спряжение глаголов.

- Правописание глаголов.

- Совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

- Чтобы правильно, грамотно писать.

Регулятивные УУД: 

умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Коммуникативные УУД:

уметь  самостоятельно выделять познавательную цель; проводить сравнение и классификацию по  критериям.

Познавательные УУД:

формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.

Выделяют и формулируют познавательные цели с помощью учителя.

Определяют и сохраняют в памяти учебную задачу урока.

Наблюдение

Актуализация опорных знаний.

Повторение изученных орфографических правил.

- Ребята, мы с вами уже знаем  некоторые правила на тему: «Глагол».  Для того, чтобы вы их вспомнили, поиграем в игру «Вопрос- ответ». У вас на столе уже лежат готовые карточки с вопросами. Возьмите карточку; прочитайте вопрос; подумайте, знаете ли вы ответ на вопрос; мысленно ответьте на него; проверьте свой ответ с ответом в карточке. Найдите в группе того, кому зададите вопрос

Начали.

- (Учитель поднимает руку)  Ребята, поблагодарите друг друга.  Скажите пожалуйста все ли ответы на твои вопросы были верными?  А может у кого-нибудь из вас партнёр ответил неверно? …, а ты помог? Молодец!

- Поработав с карточками, вопросы на какие правила по теме «Глагол» вам встретились?

 - Хорошо, молодцы.

Дети  работают  со структурой.

Ответы детей.

- Глагол, как часть речи; вид глагола; правописание приставок в глаголах; правописание не с глаголами; ь после шипящих в глаголах; н.ф. глагола; личные формы глагола; лицо и число глагола; -тся, -ться в глаголах; спряжение глаголов.

Регулятивные УУД: 

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Коммуникативные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Принимают информацию, представленную в модельной форме. Осуществляют контроль и оценку своих знаний.

Ведут диалог, излагают свою точку зрения

Наблюдение

Закрепление изученного материала.

Восприятие, осмысление,  применение учебного материала на практике. Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Постепенное продвижение от знания «простого» к «сложному».

Индивидуальная и групповая работа.

- Я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку.

 Посмотрите на слайд. Какое время года изображено на картинке?

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «зима»?

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Сейчас на слайде появится слово – существительное – зима Ваша задача: подобрать  по четыре   глагола, которые связаны  с  этим  словом. Начали.

(Снег - искрится, сверкает, кружится, летает, падает, тает, идёт, белеет, темнеет.

Мороз - морозит, щиплет, рисует, наступает.

Санки - катается, летит, везёт, падает, несётся.

Коньки - кататься, ездить, скользить, падать, бегать.

Вьюга - метёт, воет, крутит, заметает.

Подарок - дарить, получать, покупать, делать, изготовить, вручить, смастерить.

Праздник - отмечать, праздновать, угощать, встречать, устраивать. И др.)

1участник  из группы хорошо перемешайте и вытяните 9 любых листочков.

- Продолжите работу по структуре .Каждый составьте предложение запишите в тетрадь и определите у глаголов вид, лицо, число и спряжение.

Зачитайте получившееся предложение  и скажи, какие орфограммы  в ваших глаголах?

- Хорошо. Ребята, все согласны?

Определи вид, лицо, число и спряжение у первого глагола.

- Спасибо.  Ребята, есть дополнения? Все согласны с ответами детей?

- Зима.

- Снег, коньки, подарок, новый год, холод, мороз, коньки, лыжи, санки, Дед Мороз, стужа, вьюга и другие.

Ответы детей.

Дети записывают по четыре   глагола, которые связаны со словом зима  (по одному на каждом листочке) и кладут в центр стола лицевой стороной вверх.

Затем плавно переходят в работу со структурой. Один из участников   перемешивает, выбирает 9 любых листочков  и раскладывает их в формате 3х3. Составляют одно предложение, используя три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали.) и определяют  вид, лицо, число и спряжение глаголов.

- Дети зачитывают предложение, объясняют орфограммы в глаголах.

Ответы детей.

- Дети по очереди называют глагол и определяют его вид, лицо, число и спряжение.

Ответы детей.

Регулятивные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; готовность слушать собеседника; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.

Выполняют учебные действия под руководством учителя. Принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. Излагают свою точку зрения

Физминутка

Снятие мышечного напряжения

Создаю условия для смены видов деятельности

Выполняют упражнения, ориентируясь на видео

Отдохнули, сняли мышечное напряжение

Наблюдение

Практический этап

Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма

Выполним  в учебнике на с. 94 упр. 1. Прочитайте задание.

-Для того чтобы выполнить это задание, что нужно вспомнить.

-Предлагаю вам составить схему.

В желтых конвертиках вырезные компоненты схемы. Разложите компоненты в соответствии с  правилом.

 

Проверьте правильность схемы по плакату, прикрепленному на обратной стороне доски, не доступной к просмотру другими группами. Если все верно, можете приклеить компоненты.

Какое слово больше подходит для названия этой схемы?

(последовательность, алгоритм, перечень, очередь). Подпишите

Используя схему, выполните  задание в учебнике, (определение спряжения, грамотного написания личных безударных окончаний.)

Открывают учебники, читают задание.

-Слова- исключения, спряжения и их окончания

Дети коллективно обсуждают, составляют  схему, преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую.

Проверяют, приклеивают

Выбирают «алгоритм», подписывают.

Дети проговаривают, обсуждают, пользуются алгоритмом-схемой, действуют по образцу.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске информации, допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать разные мнения в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению, уметь слушать и слышать друг друга

Познавательные: уметь грамотно писать безударные личные окончания глаголов

Читают задания. Планируют действия

Ориентируются в учебнике; выполняют учебные действия самостоятельно. Контролируют и оценивают уч. деят-ть

Сравнение с образцом

Взаимопроверка в группе

Домашнее задание.  

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с  информацией.

- Ребята, ваше домашнее задание на карточках, которые лежат у вас на столе. Вам нужно будет подобрать и записать

глагол на каждую букву с орфограммой.

«Г» - глагол на конце с шипящей

«Л» - глагол с безударным окончанием

«А» - глагол с сочетанием – тся, - ться

«Г» - глагол в начальной форме

«О» - глагол с частицей НЕ

«Л» - глагол – исключение I спряжения

Индивидуальная работа. Творческая переработка информации.

Читают задание, записывают его в дневник

Понимают учебную задачу

Подведение итогов.

Оценка и самооценка учебной деятельности.

- Какая была цель нашего урока?

- Как вы считаете, мы достигли цели урока?

- Что удалось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Где могут пригодиться полученные на уроке знания?

- Совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи.

Рефлексия.

Проявление эмоционального отношения.

Дать качественную индивидуальную оценку и  оценку работы класса

- Ребята, посмотрите на слайд.  Прочитайте дружно предложение (Мой друг глагол).  В конце этого предложения  вам нужно поставить знак: восклицательный или вопросительный знак или  точка.  

Если урок вам понравился и вы всё поняли, то на стикере нарисуйте восклицательный знак. Если вы поняли, но вам ещё нужна помощь, то на  стикере нарисуйте точку. И если вы ничего не поняли, но вам было интересно, то  нарисуйте вопросительный знак.

-Пришло время поработать над итоговой оценкой вашей деятельности.

-Наш урок подошёл к концу. Спасибо, ребята, за работу.. Спасибо.

Дети читают предложение.

Дети работают со структурой.

Выступление спикеров групп с кратким отчетом по плану.

Регулятивные УУД: осуществляют итоговый контроль по результату, адекватно воспринимают оценку одноклассников, учителя

Личностные УУД: осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, различают способ и результат действий

Оценивают результат своей деятельности. Учатся выражать свои мысли

Шкала успеха

Приложение

Чтобы сократить время у вас на столе уже лежат готовые карточки с вопросами. Возьмите карточку; прочитайте вопрос; подумайте, знаете ли вы ответ на вопрос; мысленно ответьте на него; проверьте свой ответ с ответом в карточке. Поднимите руку (учитель показывает), найдите пару.

(Учитель поднимает руку) Ребята, поблагодарите друг друга. Спасибо.  Скажи пожалуйста все ли ответы на твои вопросы были верными?  А может у кого-нибудь из вас партнёр ответил неверно? …, а ты помог? Молодец!

 «Крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

  • Ученики готовят карточки/листочки бумаги с 1 словом на каждом листочке.
  • Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3х3.
  • Все члены команды составляют 1 предложение, используя три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. 3  2:____________________________________________________________

4  1  7:____________________________________________________________

9  5  1:____________________________________________________________

Определение «глагол» - это…

это часть речи, которая называет действие или состояние и отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?  Значение действия или состояния выражается глаголом с помощью грамматических признаков: вида; времени; наклонения; лица; числа; рода.

Чем является глагол в предложении?

В предложении чаще всего является сказуемым.

Какие виды глагола ты знаешь?

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Как определить какого вида глагол?

Поставить вопрос. Если глагол отвечает на вопросы: что сделать?, что сделал?, что сделает?, то это глагол совершенного вида.  Если глагол отвечает на вопросы: что делать?, что делает?, что делал?, что будет делать?, это глагол несовершенного вида.

Расскажи о правописании приставок в глаголах.

Глаголы не употребляются с предлогами.

Расскажи о правописании не с глаголами.

Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.

Расскажи о мягком знаке  после шипящих на конце глаголов.

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.

На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Что делать? Что сделать?

Как различить глаголы личной формы от глаголов начальной формы?

К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. А к глаголам начальной формы их подставить нельзя.

Как ты думаешь, суффиксы --ть, -ти, -чь входят в основу глаголов или нет?

Суффиксы –ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются.

Как ты думаешь, в каком числе может употребляться глагол?

Глаголы могут употребляться в форме ед. и мн. числа: я пишу – мы пишем

Расскажи правило о правописании –тся; -ться в глаголах.

Если глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать? (н.ф.), то в этих глаголах пишется –ться.

Если глагол отвечает на вопрос что делает(ют)?, что сделает(ют)? (3 л., ед.ч. или мн.ч.), то в этих глаголах пишется –тся.

Определение «спряжение» - это…

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

-у (-ю)

-ешь (-ёшь)

-ет (-ёт)

-ем (-ём)

-ете (-ёте)

-ут (-ют)

Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

-у (-ю)

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

Просклоняй по лицам и числам глагол «говорю».

(я) говорю                           (мы) говорим

(ты) говоришь                    (вы) говорите

(он, она, оно) говорит        (они) говорят

Назови н.ф. глаголов:

читают, читаешь, читал - …

Читать

Подбери к глаголам противоположные по значению:

чернеть - …

находить - …

Белеть, терять.

Дополнительные задания

1.Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов работаем в группах.

Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточках.

I группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах.

Дети пошли купат(?)ся на озеро.

Они веселят(?)ся и громко кричат.

II группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.

Тише едиш(?) – дальше будеш(?).

Нужно береч(?) платье снову, а честь с молоду.

Спряч(?) вещи в шкаф

III группа: Раскрой скобки.

Сформулируй правило о написании не с глаголами.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.

2.Найдите в стихотворении 5 глаголов и запишите их в неопределённой форме.

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

жить

делать

рассказать

чертить

писать

петь

вышивать

пахать

забивать

варить

жарить

мыть

чистить

рассказать

3.Подберите и запишите глагол на каждую букву с орфограммой.

«Г» - глагол на конце с шипящей

«Л» - глагол с безударным окончанием

«А» - глагол с сочетанием – тся, - ться

«Г» - глагол в начальной форме

«О» - глагол с частицей НЕ

«Л» - глагол – исключение I спряжения

4.Приём «Верные, неверные утверждения»

 -А сейчас поиграем в игру  «Верно, неверно» с сигнальными карточками.

1) Верите ли вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы что делает?   и что сделает? обозначает действие предмета?

2) Верите ли вы, что глаголы изменяются по падежам?

3) Верите ли вы, что  глаголы изменяются по временам?

4) Верите ли вы, что глаголы в настоящем  и будущем времени изменяются по лицам и числам?

5) Верите ли вы, что спряжение глаголов с ударным окончанием определяют по неопределенной форме глагола?

6) Верите ли вы, что безударное окончание глагола можно проверить по неопределенной форме глагола?

7) Верите ли вы, что безударная гласная в личных окончаниях глаголов является орфограммой?

- Ребята, у которых  возникли затруднения, постарайтесь  к концу урока решить эти проблемы.

-Остальные: молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс

Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе,  по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....

Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Правописание безуданых личных окончаний глаголов...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Презентация к уроку помогает детям лучше воспринять учебный материал...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония»               Явкина Вал...

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....

Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени".    Урок открытия новых знаний, на котором формиру...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...