Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
методическая разработка
Урок в разделе «Глагол как часть речи». Урок применения правил правописания глаголов на письме.
Цель: Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами, обосновывать правописание глаголов и систематизировать полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ivannikova_4_klass.docx | 58.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя Иванникова Татьяна Валерьевна
Класс: 4
УМК «Школа XXI века»
Предмет: русский язык
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок в разделе «Глагол как часть речи». Урок применения правил правописания глаголов на письме.
Цель: Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами, обосновывать правописание глаголов и систематизировать полученные знания.
Задачи:
- Воспитывающая задача: воспитывать интерес к изучению русского языка.
- Развивающая задача: формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
- Образовательная задача: видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Планируемый результат.
Предметные:
Применять правила правописания глаголов на письме: правописание приставок в глаголах, не с глаголами, вид глагола, начальная форма глагола, личные формы глагола, лицо и число глагола, мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся- и –ться- в глаголах, спряжение глаголов.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия ; планировать учебную деятельность.
Регулятивные УУД
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Уметь самостоятельное выделять познавательную цель; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить сравнение и классификацию по критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.
Используемые технологии, методы, приемы: развивающая, методы: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый. приемы: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Используемые средства обучения, оборудование: ноутбук, проектор, таблицы на стол, карточки, тетради, карточки с домашним заданием, стикеры, .
Формы работы: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Этап урока Задачи этапа | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Компетенции, грамотности, УУД | Результат взаимодействия учителя и уч-ся по достижению планируемых результатов | Диагностика достижения планируемых результатов урока, формы контроля и оценивания |
Организационный момент. Организовать психологический настрой на урок, организация рабочего места | -Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу и мне. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нашими помощниками Садитесь | Дети улыбаются, приветствуют друг друга и учителя | Формируемые УУД: формирование положительного отношения к предмету у учащихся. | Психологическая готовность учащихся | Наблюдение (визуальный контроль, оценка эмоционального состояния) |
Постановка учебной задачи. Совместное планирование деятельности, определение цели | -Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте слова: (улыба(ца),улыба(ица), береч(?), (не)улыбается, ули(ца), стира(иш)). - Вы что-нибудь заметили? -Какое слово лишнее? -Почему? - Какие орфограммы вы увидели? - Какие орфографические правила помогут нам правильно писать глаголы в тексте - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте цель нашего урока, имейте в виду, что вы уже многое знаете о глаголе. - А зачем нам это нужно? | Пробуждение интереса к теме урока. Активизация имевшихся ранее знаний. Самоконтроль. Осознание целей и задач обучения. -Улыбаться, улыбается, беречь, не улыбается, улица, стираешь. - Да. Здесь есть лишнее слово. - Улица. - Это имя существительное, а остальные слова глаголы. -ь в глаголах, частица не -ться, -тся в глаголах; -ь после шипящих в глаголах; правописание не с глаголами; спряжение глаголов. - Правописание глаголов. - Совершенствовать свои навыки в правописании глаголов. - Чтобы правильно, грамотно писать. | Регулятивные УУД: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Коммуникативные УУД: уметь самостоятельно выделять познавательную цель; проводить сравнение и классификацию по критериям. Познавательные УУД: формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения. | Выделяют и формулируют познавательные цели с помощью учителя. Определяют и сохраняют в памяти учебную задачу урока. | Наблюдение |
Актуализация опорных знаний. Повторение изученных орфографических правил. | - Ребята, мы с вами уже знаем некоторые правила на тему: «Глагол». Для того, чтобы вы их вспомнили, поиграем в игру «Вопрос- ответ». У вас на столе уже лежат готовые карточки с вопросами. Возьмите карточку; прочитайте вопрос; подумайте, знаете ли вы ответ на вопрос; мысленно ответьте на него; проверьте свой ответ с ответом в карточке. Найдите в группе того, кому зададите вопрос Начали. - (Учитель поднимает руку) Ребята, поблагодарите друг друга. Скажите пожалуйста все ли ответы на твои вопросы были верными? А может у кого-нибудь из вас партнёр ответил неверно? …, а ты помог? Молодец! - Поработав с карточками, вопросы на какие правила по теме «Глагол» вам встретились? - Хорошо, молодцы. | Дети работают со структурой. Ответы детей. - Глагол, как часть речи; вид глагола; правописание приставок в глаголах; правописание не с глаголами; ь после шипящих в глаголах; н.ф. глагола; личные формы глагола; лицо и число глагола; -тся, -ться в глаголах; спряжение глаголов. | Регулятивные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; готовность слушать собеседника и вести диалог. Коммуникативные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. | Принимают информацию, представленную в модельной форме. Осуществляют контроль и оценку своих знаний. Ведут диалог, излагают свою точку зрения | Наблюдение |
Закрепление изученного материала. Восприятие, осмысление, применение учебного материала на практике. Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Постепенное продвижение от знания «простого» к «сложному». | Индивидуальная и групповая работа. - Я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку. Посмотрите на слайд. Какое время года изображено на картинке? - Какие ассоциации возникают у вас при слове «зима»? - Какие чувства вызвала у вас картина? - Сейчас на слайде появится слово – существительное – зима Ваша задача: подобрать по четыре глагола, которые связаны с этим словом. Начали. (Снег - искрится, сверкает, кружится, летает, падает, тает, идёт, белеет, темнеет. Мороз - морозит, щиплет, рисует, наступает. Санки - катается, летит, везёт, падает, несётся. Коньки - кататься, ездить, скользить, падать, бегать. Вьюга - метёт, воет, крутит, заметает. Подарок - дарить, получать, покупать, делать, изготовить, вручить, смастерить. Праздник - отмечать, праздновать, угощать, встречать, устраивать. И др.) 1участник из группы хорошо перемешайте и вытяните 9 любых листочков. - Продолжите работу по структуре .Каждый составьте предложение запишите в тетрадь и определите у глаголов вид, лицо, число и спряжение. Зачитайте получившееся предложение и скажи, какие орфограммы в ваших глаголах? - Хорошо. Ребята, все согласны? Определи вид, лицо, число и спряжение у первого глагола. - Спасибо. Ребята, есть дополнения? Все согласны с ответами детей? | - Зима. - Снег, коньки, подарок, новый год, холод, мороз, коньки, лыжи, санки, Дед Мороз, стужа, вьюга и другие. Ответы детей. Дети записывают по четыре глагола, которые связаны со словом зима (по одному на каждом листочке) и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Затем плавно переходят в работу со структурой. Один из участников перемешивает, выбирает 9 любых листочков и раскладывает их в формате 3х3. Составляют одно предложение, используя три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали.) и определяют вид, лицо, число и спряжение глаголов. - Дети зачитывают предложение, объясняют орфограммы в глаголах. Ответы детей. - Дети по очереди называют глагол и определяют его вид, лицо, число и спряжение. Ответы детей. | Регулятивные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; готовность слушать собеседника; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения. | Выполняют учебные действия под руководством учителя. Принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. Излагают свою точку зрения | |
Физминутка Снятие мышечного напряжения | Создаю условия для смены видов деятельности | Выполняют упражнения, ориентируясь на видео | Отдохнули, сняли мышечное напряжение | Наблюдение | |
Практический этап Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма | Выполним в учебнике на с. 94 упр. 1. Прочитайте задание. -Для того чтобы выполнить это задание, что нужно вспомнить. -Предлагаю вам составить схему. В желтых конвертиках вырезные компоненты схемы. Разложите компоненты в соответствии с правилом.
Проверьте правильность схемы по плакату, прикрепленному на обратной стороне доски, не доступной к просмотру другими группами. Если все верно, можете приклеить компоненты. Какое слово больше подходит для названия этой схемы? (последовательность, алгоритм, перечень, очередь). Подпишите Используя схему, выполните задание в учебнике, (определение спряжения, грамотного написания личных безударных окончаний.) | Открывают учебники, читают задание. -Слова- исключения, спряжения и их окончания Дети коллективно обсуждают, составляют схему, преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую. Проверяют, приклеивают Выбирают «алгоритм», подписывают. Дети проговаривают, обсуждают, пользуются алгоритмом-схемой, действуют по образцу. | Коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске информации, допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать разные мнения в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению, уметь слушать и слышать друг друга Познавательные: уметь грамотно писать безударные личные окончания глаголов | Читают задания. Планируют действия Ориентируются в учебнике; выполняют учебные действия самостоятельно. Контролируют и оценивают уч. деят-ть | Сравнение с образцом Взаимопроверка в группе |
Домашнее задание. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией. | - Ребята, ваше домашнее задание на карточках, которые лежат у вас на столе. Вам нужно будет подобрать и записать глагол на каждую букву с орфограммой. «Г» - глагол на конце с шипящей «Л» - глагол с безударным окончанием «А» - глагол с сочетанием – тся, - ться «Г» - глагол в начальной форме «О» - глагол с частицей НЕ «Л» - глагол – исключение I спряжения | Индивидуальная работа. Творческая переработка информации. Читают задание, записывают его в дневник | Понимают учебную задачу | ||
Подведение итогов. Оценка и самооценка учебной деятельности. | - Какая была цель нашего урока? - Как вы считаете, мы достигли цели урока? - Что удалось на уроке? - Что вызвало затруднение? - Где могут пригодиться полученные на уроке знания? | - Совершенствовать свои навыки в правописании глаголов. Ответы детей. | Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи. | ||
Рефлексия. Проявление эмоционального отношения. Дать качественную индивидуальную оценку и оценку работы класса | - Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте дружно предложение (Мой друг глагол). В конце этого предложения вам нужно поставить знак: восклицательный или вопросительный знак или точка. Если урок вам понравился и вы всё поняли, то на стикере нарисуйте восклицательный знак. Если вы поняли, но вам ещё нужна помощь, то на стикере нарисуйте точку. И если вы ничего не поняли, но вам было интересно, то нарисуйте вопросительный знак. -Пришло время поработать над итоговой оценкой вашей деятельности. -Наш урок подошёл к концу. Спасибо, ребята, за работу.. Спасибо. | Дети читают предложение. Дети работают со структурой. Выступление спикеров групп с кратким отчетом по плану. | Регулятивные УУД: осуществляют итоговый контроль по результату, адекватно воспринимают оценку одноклассников, учителя Личностные УУД: осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, различают способ и результат действий | Оценивают результат своей деятельности. Учатся выражать свои мысли | Шкала успеха |
Приложение
Чтобы сократить время у вас на столе уже лежат готовые карточки с вопросами. Возьмите карточку; прочитайте вопрос; подумайте, знаете ли вы ответ на вопрос; мысленно ответьте на него; проверьте свой ответ с ответом в карточке. Поднимите руку (учитель показывает), найдите пару.
(Учитель поднимает руку) Ребята, поблагодарите друг друга. Спасибо. Скажи пожалуйста все ли ответы на твои вопросы были верными? А может у кого-нибудь из вас партнёр ответил неверно? …, а ты помог? Молодец!
«Крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
- Ученики готовят карточки/листочки бумаги с 1 словом на каждом листочке.
- Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3х3.
- Все члены команды составляют 1 предложение, используя три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали).
1 | 2 | 3 | |
4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 |
- 3 2:____________________________________________________________
4 1 7:____________________________________________________________
9 5 1:____________________________________________________________
Определение «глагол» - это… это часть речи, которая называет действие или состояние и отвечает на вопросы: что делать?, что сделать? Значение действия или состояния выражается глаголом с помощью грамматических признаков: вида; времени; наклонения; лица; числа; рода. | Чем является глагол в предложении? В предложении чаще всего является сказуемым. | Какие виды глагола ты знаешь? Глаголы совершенного и несовершенного вида. |
Как определить какого вида глагол? Поставить вопрос. Если глагол отвечает на вопросы: что сделать?, что сделал?, что сделает?, то это глагол совершенного вида. Если глагол отвечает на вопросы: что делать?, что делает?, что делал?, что будет делать?, это глагол несовершенного вида. | Расскажи о правописании приставок в глаголах. Глаголы не употребляются с предлогами. | Расскажи о правописании не с глаголами. Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др. |
Расскажи о мягком знаке после шипящих на конце глаголов. Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь. | На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? Что делать? Что сделать? | Как различить глаголы личной формы от глаголов начальной формы? К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. А к глаголам начальной формы их подставить нельзя. |
Как ты думаешь, суффиксы --ть, -ти, -чь входят в основу глаголов или нет? Суффиксы –ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются. | Как ты думаешь, в каком числе может употребляться глагол? Глаголы могут употребляться в форме ед. и мн. числа: я пишу – мы пишем | Расскажи правило о правописании –тся; -ться в глаголах. Если глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать? (н.ф.), то в этих глаголах пишется –ться. Если глагол отвечает на вопрос что делает(ют)?, что сделает(ют)? (3 л., ед.ч. или мн.ч.), то в этих глаголах пишется –тся. |
Определение «спряжение» - это… Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний. | Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? -у (-ю) -ешь (-ёшь) -ет (-ёт) -ем (-ём) -ете (-ёте) -ут (-ют) | Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения? -у (-ю) -ишь -ит -им -ите -ат (-ят) |
Просклоняй по лицам и числам глагол «говорю». (я) говорю (мы) говорим (ты) говоришь (вы) говорите (он, она, оно) говорит (они) говорят | Назови н.ф. глаголов: читают, читаешь, читал - … Читать | Подбери к глаголам противоположные по значению: чернеть - … находить - … Белеть, терять. |
Дополнительные задания
1.Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов работаем в группах.
Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточках.
I группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах.
Дети пошли купат(?)ся на озеро.
Они веселят(?)ся и громко кричат.
II группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.
Тише едиш(?) – дальше будеш(?).
Нужно береч(?) платье снову, а честь с молоду.
Спряч(?) вещи в шкаф
III группа: Раскрой скобки.
Сформулируй правило о написании не с глаголами.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.
2.Найдите в стихотворении 5 глаголов и запишите их в неопределённой форме.
Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам глагол | жить делать рассказать чертить писать петь вышивать пахать забивать варить жарить мыть чистить рассказать |
3.Подберите и запишите глагол на каждую букву с орфограммой.
«Г» - глагол на конце с шипящей
«Л» - глагол с безударным окончанием
«А» - глагол с сочетанием – тся, - ться
«Г» - глагол в начальной форме
«О» - глагол с частицей НЕ
«Л» - глагол – исключение I спряжения
4.Приём «Верные, неверные утверждения»
-А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно» с сигнальными карточками.
1) Верите ли вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? обозначает действие предмета?
2) Верите ли вы, что глаголы изменяются по падежам?
3) Верите ли вы, что глаголы изменяются по временам?
4) Верите ли вы, что глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам?
5) Верите ли вы, что спряжение глаголов с ударным окончанием определяют по неопределенной форме глагола?
6) Верите ли вы, что безударное окончание глагола можно проверить по неопределенной форме глагола?
7) Верите ли вы, что безударная гласная в личных окончаниях глаголов является орфограммой?
- Ребята, у которых возникли затруднения, постарайтесь к концу урока решить эти проблемы.
-Остальные: молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс
Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе, по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....
Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Правописание безуданых личных окончаний глаголов...
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Презентация к уроку помогает детям лучше воспринять учебный материал...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония» Явкина Вал...
Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»
Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....
Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". Урок открытия новых знаний, на котором формиру...
Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...