Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 «Правописание безударных личных окончаний          глаголов настоящего и будущего времени»

Задачи урока:

  1. Создавать условия для различения глаголов I и II спряжения, выделения глаголов – исключений.
  2. Создавать условия для выбора последовательности действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
  3. Учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Определять лицо, число и спряжение глаголов.
  • Использовать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме.
  • Объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
  • Выбирать последовательность действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
  • Выполнять действия по алгоритму.
  • Оценивать результат решения орфографической задачи.
  • Проводить самопроверку и самооценку выполненных заданий.
  • Выделять и формулировать то, что усвоено и то, что нужно усвоить.

Личностные:

  • Осознавать значимость изучения русского языка.

Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся.

- Отгадайте загадку. О какой части речи в ней говорится?

«Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё

В действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

И рожь в колосьях расцветёт». (Глагол)

- Как догадались?

- Что такое глагол?

2. Определение темы урока.

На доске слова: светит, споёшь, цветут, видишь, летаете, звенел, зеленеем, закричат, журчит.

-Что за слова написаны на доске?

(Глаголы)

- Какой глагол лишний?

(звенел)

- Почему?

(Это глагол прошедшего времени, он не спрягается).

-На какие 2 группы можно разделить все остальные глаголы?

1). Глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.

- Разделите (устно).

Н. в.: светит, цветут, видишь, летаете, зеленеем, журчит.

Б. в.: споёшь, закричат.

2). Глаголы с ударным и безударным окончанием.

- споёшь, цветут, закричат, журчит.

- светит, зеленеем, видишь, летаете.

3).  Глаголы I и II спряжения.

Запишите глаголы в два столбика: 1 – глаголы I спряжения, 2 - глаголы II спряжения.

 Проверим:

I спр.                                            II спр.

споёшь                                       светит                                                    

цветут                                        видишь

летаете                                       закричат

зеленеем                                     журчит

- Как вы определили, какие глаголы относятся к I спряжению,

а какие ко II?

(I спряжение – в личных окончаниях буква «е», в 3л. мн. ч. – «ут», «ют»;

II спряжение - в личных окончаниях буква «и», в 3л. мн. ч. – «ат», «ят»).

- Какие личные окончания глаголов нам легко писать?

(ударные)

- Какие личные окончания глаголов вызывают трудности при написании?

(безударные)

Тема урока: - Сегодня мы продолжим учиться определять спряжение  глаголов и писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

3. Работа по теме урока.

- Что нужно знать, чтобы писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?

 (спряжение глагола)

- Как можно определить спряжение глаголов?

(по 3 л. мн. ч., по неопределённой форме)

- Как определить спряжение глаголов по 3 л. мн. ч.?

(Если в 3 л. мн.ч. окончания «ут», «ют» - это I спряжение, если в 3 л. мн.ч. окончания «ат», «ят» - это II спряжение).

   

1). Работа в парах.  

- Определить спряжение глаголов по 3 л. мн. ч, поставить глаголы в указанное лицо и число. 

 Определи спряжение глаголов, поставь в форму 2 л. ед. ч.

I в.   зеленеют -                            (2 л. ед ч.)

         дышат -                                (2 л. ед ч.)

II в.  пахнут -                                (2 л. ед ч.)

         Терпят -                                (2 л. ед ч.)

- Та пара, которая справится с заданием, поднимает сигнальную карточку.

Проверка: 1 пара объясняет, все остальные проверяют.

- Что нужно помнить о правописании личных окончаний глаголов

2 л. ед. ч.?

(на конце пишется «ь»)

Физминутка.

- Как ещё можно определить спряжение глаголов?

(по неопределённой форме)

- Какие глаголы в неопределённой форме относятся ко II спряжению?

(Глаголы, оканчивающиеся на «ить», кроме брить и стелить).

- Какие глаголы в неопределённой форме относятся к I спряжению?

(Все остальные глаголы, кроме 4 глаголов, оканчивающихся на «ать»:

 гнать, держать, слышать, дышать и 7 глаголов – на «еть»: видеть,

      смотреть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть).

2). Работа с учебником.  

 

Упражнение 198.

1 – 2 предложения у доски,

3 - I в.     самостоятельно с проверкой, объяснить пословицы

4 - II в.  

Разобрать по составу слова: написать, вырубишь, побежали.

- Какие же глаголы в неопределённой форме относятся к I спряжению,

 ко II спряжению?

- Назовите глаголы–исключения.

3). Работа в парах по карточкам.  

 - Найдите и подчеркните лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

    Найдите и подчеркните в каждой группе слов лишнее слово.

        I

  1. Говорить, смотреть, стелить, дружить.

        II

  1. Зеленеть, терпеть, болеть, краснеть.

        II

  1. Колоть, веять, гнать, убирать, рыть.

4). Работа с предложением.

В лесу мы вид . м подснежники, слыш . м голоса птиц.

- Объяснить, какую букву надо вставить.

(«и», «и», глаголы-исключения, II спр.)

- Дать характеристику предложения.

( повествовательное, невосклицательное, мы – подлежащее, видим

 и слышим–однородные сказуемые, простое, распространённое)

 -Обозначить части речи.

Физминутка.

Зарядка для глаз.

4.  Самостоятельная разноуровневая работа.

3 уровня заданий. Каждый ученик выбирает любое задание.

1 задание.

По неопределенной форме определить спряжение и вставить букву в окончание.

 

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

 

2 задание.

Определить спряжение и вставить букву в окончание.

   Под прямыми лучами солнца та…т снег. Мартовское равноденствие буд…т природу. Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей.

3 задание.

 Подбери подходящие  по смыслу глаголы в настоящем времени.

 

   ______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.

5.  Рефлексия.

- Легко ли тебе было выполнять задания на определение спряжения

глаголов и написание безударных личных окончаний глаголов?

Закрась лепестки цветка: легко – зелёным, есть трудности – жёлтым,  

трудно – красным.

 

     - Активно ли ты работал на уроке? Определи свою активность

       количеством закрашенных лепестков.

http://kidsprintablescoloringpages.com/data/media/105/Nature_and_plants_coloring_pages_for_babies_12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс

Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе,  по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....

Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Правописание безуданых личных окончаний глаголов...

Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени".    Урок открытия новых знаний, на котором формиру...

урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"

Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....

Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов  настоящего и  будущего времени».  УМК «Школа России».4 класс....

Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование  умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголовПланиру...