урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.02 КБ
Office presentation icon pravopisanie_bezudarnyh_okonch_glagolov_n.v_i_b.v.ppt855 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Урок русского языка, 4 класс

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Вид урока: Урок закрепления

Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени; развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов настоящего времени.

Задачи урока:

-отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов,

-проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;

-развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

-развивать волевые качества, эмоциональную сферу путем подбора интересного материала, использования нестандартной формы проведения урока (урока-путешествия);

-развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление);

-работать над повышением уровня мотивации;

-воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах,

-воспитывать чувство ответственности за успех своей команды;

-учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Освоение личностного смысла учения;  

Регулятивные: Определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Познавательные: 

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;  планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»

 Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;  

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Ход урока:

Слайд2.1.Мотивация к учебной деятельности.

Начинаем урок.

Он пойдёт вам, дети, впрок.

Постарайтесь всё понять.

Учитесь тайны открывать.

- Ребята, мы с вами знаем разные профессии, связанные с журналистикой. И сегодня в какой-то мере прикоснёмся к ним.

2.Актуализация знаний.

1)Представили, что вы редакторы в типографии.

Слайд 3.Задание1:Очистите строчки от «лишних» слов.- работа в паре

а) сломаешь, прилетела, построят, дрожит (по врем, числу, безуд. гл)

б) в небе, о друге, по оврагу, в деревне (по падежу, склон)

в) весёлое, большой, морские, грустная( по числу, безуд. гл)

Проверка- по экрану

Слайд 4. –Необходимо срочно подготовить материал в номер.

Задание2: Исправить ошибки в словах.-самостоятельная работа

Харошо идти палями,

без трапинок и дарог.

Светет солнышко над нами,

дуит тёплый витерок.

Взаимопроверка.

3.Самоопределение деятельности.

А)- Внимательно послушайте и определите, кто пришелк нам на урок?

"Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник, всегда при деле. По частоте употребления занимает второе место после существительного".

- Ответ обоснуйте.

- Верно. Это - Его Величество Глагол.

- Предположите,  о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано. Он вам предлагает на сегодняшнем уроке:

Слайд 5. «Думать»,

«Наблюдать»,

«Слушать»,

 «Доказывать»,

«Рассуждать».  

-Каков девиз работы? (Один за всех и все за одного)

-А теперь вы журналисты.

-Сейчас вам предлагается собрать информацию о глаголе?

Слайд 6   .Б) Работа в  парах.- Выбрать все грамматические признаки глагола.

Это самостоятельная часть речи

Это служебная часть речи

Обозначает действие предмета

Обозначает предмет

Обозначает действие предмета

Обозначает действие предмета

Изменяется по временам

Изменяется по числам

Изменяется по родам в настоящем времени

Изменяется по родам в прошедшем времени в единственном числе

Бывает 1 и 2 спряжения

Спрягается в настоящем  и будущем времени

Спрягается в настоящем  и прошедшем  времени

Спряжение определяем по неопределённой форме

Безударное окончание определяем по склонению и словам – помощникам

Глаголы настоящем и будущем  времени  изменяются по лицам.

Проверка- фронтальный опрос и сверка результатов по экрану.

- О какой части речи будем говорить на уроке?

- А что именно, вы скажете, выполнив задание.

В) Задание: Распределить слова на 2 группы: безударная гласная в корне слова и в окончании.- работа в паре.

Слайд 7.Волнистая, белизна, волнуешься, побелите.

Проверка по экрану.

Волнистая                             волнуешься

Белизна                                  побелите

- Что  общего у слов 2 столбика?

-Какая у них проблема?

-Какую орфографическую задачу будем решать на уроке?

Предлагаю вам девиз : Правильные действия- правильные буквы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Составьте алгоритм , который поможет правильно писать безударные личные окончания  глаголов( в паре)

Слайд 8. 

   1. Поставим глагол в неопределённую форму.

   2. Определим спряжение глагола.

  3. Вспомним окончание.

5.Реализация построенного проекта.

-Хорошие журналисты всегда умело используют богатый русский язык.

А)      Дифференцированная работа

Слайд 9.Задание1. – работа в парах

Составить слова, образовать от них глаголы в следующих формах-

 бо   та   ра          - н.в.3л,едч

Су  ри   нок        -б.в.,2л ед ч

Слайд 10.Задание 2.-работа в паре.

Заменить фразу одним словом.

Переместить снизу вверх- поднять(н.в.,3л,ед.ч)

Отдать деньги за покупку-заплатить(б.в.,1 л,мн.ч)

Определить спряжение, выделить окончания, доказать

Проверка: фронтальный опрос

Б)- Внимательным нужно быть всем, в том числе и наборщикам в типографии.            

Слайд 11.Задание1 в группе:    Собрать новое слово из слов  списали, едет, привезут, отъехала, поднёс

1буква в глаголе будущего времени, обозначает мягкий парный согласный  звук(в)

2 буква в глаголе наст. вр.,3л,ед.ч.- образует 2 звука (е)

3 буква в глаголе прош.вр.,мн.ч. - является приставкой (с)

4 буква в глаголе прош.вр,мр.- обозначает мягкий непарный согласный звук

5 буква является окончанием глагола прошедшего времени, ж.р.. (а)

Слайд 12.-Какое слово получилось? (весна)- проверка по экрану

Слайд 13

В).Задание 2 в паре: Составить небольшой рассказ на тему «Весна» ,используя опорные слова :наступаит, светет, журчат, распускается, прилетят.-

1)Найти ошибки в окончаниях глаголов.

2) «лишний» глагол

Слайд 14 

Г).Задание3 -Работа с данными.

Данные глаголы распределить в соответствующие ячейки.

Чита.шь, друж.те, услыш.м, прыг.ть, сине.т, отпил.т, вид.ть, буд.т  петь, насыпаете, помож.м, обид.т .

время

1 спряжение

2 спряжение

Настоящее вр. ,2 лицо

Читаешь, насыпаете

дружите

Будущее вр.,1 лицо

поможем

услышим

Будущее вр.,3 лицо.

Будет петь,

отпилят

-Все ячейки закрыты?

-На какой глагол необходимо обратить внимание?- Что мы о нём знаем?

-Как определяли лицо и спряжение глаголов?

Д)      Поисковая работа -работа в паре

А) У С.А.Клычкова есть замечательное стихотворение «Весна в лесу»(с.116)

Мы его читали. А сейчас вернёмся к нему, найдем глаголы, которые по своим признакам соответствуют глаголу рису.т

1спр.    Гаснут,  встанет,  никнет,  клохчут,  гуляет .  

Проверка: Пары проверяют друг у друга                                              

5.Рефлексия деятельности:

А теперь аукцион, подведёт итоги он.

Тот, кто больше знает, тот награды получает.

-Разыгрывается глагол. Можем все его купить, заплатив знаниями, хотя вы их уже показали.

Отвечаем по очереди.

Выбери неверные утверждения

1.Спряжение глаголов - это

а) изменение глаголов по лицам и числам;

б) изменение глаголов по падежам.                                             (слышать)

 2.Это глаголы 1 спряжения

    - вырастать;

    - прыгать;

   - пестреть;

    - ходить;                                                                                                  (гнать)

   3. Во всех глаголах  в окончании безударная гласная  е

      - ед…шь;

      - вар.те;

      - разбива…м;

      - сяд…т.                                                                                              (дышать)                                                                                                   (держать)

 4.Во всех случаях  НЕ с глаголом пишется раздельно

      - ремонт ещё (не) сделали;

       - ученик (не) работал;

      - (не) здоровится мне .                                                             (держать)

 (Дети получают глаголы- исключения.)

- Чем интересны эти глаголы?- Ими мы займемся на следующем уроке.

6. Домашнее задание –дифференцированная работа

Необходимо текст привести в соответствие с требованиями.

Базовый уровень: вставить подходящие опорные слова в настоящем и будущем времени.

Опорные слова: прилетать, садиться, светить, петь, кричать, подуть, растаять, услышать.)

Журавли …. в начале апреля. Они   …… на  тёплую землю. Над полем….. солнце, …….. жаворонки, …….утки – всё поёт, радуется весне. А журавли ждут, когда ….. тёплый ветер,  ….. на болоте снег. Только тогда мы ………… весеннюю песню отважных птиц.

Повышенный уровень: вставить подходящие по смыслу глаголы настоящего и будущего времени.

Журавли …. в начале апреля. Они   …… на  тёплую землю. Над полем….. солнце, …….. жаворонки, …….утки – всё поёт, радуется весне. А журавли ждут, когда ….. тёплый ветер,  ….. на болоте снег. Только тогда мы ………… весеннюю песню отважных птиц.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Данный материал можно использовать в качестве теста, а также на этапах закрепления и повторения...

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов  настоящего и  будущего времени».  УМК «Школа России».4 класс....