Презентация педагогического опыта по теме: " Модель внедрения электронной формы учебника в информационно- образовательную среду школы"
презентация к уроку

Галина Иосифовна Ушакова

Выступление посвящено вопросам внедрения ЭФУ в информационно- образовательную среду школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.08.2018_diskussion_ploshch.docx40.18 КБ
Файл 28.11.2018_model_vnedr_efu.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы

общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

учителя начальных классов Ушаковой Галины Иосифовны

МОУ «Гимназия №8» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Модель внедрения ЭФУ в информационно- образовательную среду гимназии.

Об электронных учебниках говорят много. Есть разные точки зрения у родителей и педагогов. Как же обстоят дела на самом деле.

Гимназия № 8 г. стала участником апробации ЭФУ три года тому назад. В  2015 году мы подключились  к системе федеральной дистрибуции электронных учебников «АЗБУКА», которая обеспечивала  доступ к электронным учебникам ведущих российских издательств. Однако, эта платформа оказалась не прижилась.

При поддержке Саратовского  института развития образования проводились научно- практические семинары в очной и заочной формах, вебинары,в которых мы с Еленой Викторовной принимали активное участие. Данный проект положил начало  активного внедрения в образовательный процесс электронных форм учебников. В рамках участия  во Всероссийском конкурсе в 2017 году «Электронный учебник на уроке»  (3 место) я получила лицензию на право  бесплатного доступа   к электронным учебникам на 500 дней количество учебников- 500  и начала работать на цифровой платформе LECTA.  ЭФУ  помогают решать  образовательные задачи на современном уровне. Если  говорить о сервисе цифровой платформы LECTA, помимо электронных учебников, нужно отметить, и другие её преимущества: наличие готовых презентаций к урокам, методических рекомендаций и тематических планов с возможностью редактирования. Готовые  задания и тренажеры разного уровня сложности с автоматической проверкой представлены в сервисе «Контрольная работа». Для подготовки к написанию ВПР по русскому языку и математике, что очень важно для учителей 4 классов, предлагаются задания в соответствии с требованиями  к результатам освоения программ НОО: базовый, повышенный и сложный и полностью соответствуют формату ВПР.

Итак, как же начиналась работа.Практическому внедрению электронных учебников предшествовала большая организационно-техническая, просветительская  работа: проведена разъяснительная работа с родителями учащихся, внесены изменения  и дополнения в тематическое планирование, организовано психологическое сопровождение процесса. На подготовительном этапе  планировалось  техническое оснащение (приобретение планшетов, ключей доступа), обеспечить доступ в Интернет участников проекта. Я начала внедрять ЭФУ в 1 классе. Сначала  дети пользовались личными планшетами и личными  ноутбуками,  в  кабинете стоял классный компьютер. В 2016-17учебном году гимназией были закуплены на класс 12 планшетов фирмы ИРБИС,И это позволило успешно продолжить начатую работу по внедрению в учебный процесс ЭФУ.

             С введением ЭФУ решающий  человеческий фактор в лице учителя, ученика, родителей никто не отменял, не отменял  их взаимодействия, поэтомуна старте внедрения проекта я  провела  анкетирование среди родителей для оценки их уровня готовности к использованию ЭУ,применениясовременных информационных технологий в образовательной деятельности. Практически все родители  выразили желание использовать ЭФУ, кроме 3, мнение которых   было нейтральным.

Анкетирование для родителей.

  1.    Как, на Ваш взгляд, влияет ЭФУ на образовательный процесс?

            а) Повышает ли  интерес детей к учебному процессу?

            б) Есть ли  техническая возможность использовать ЭФУ?

            в) Как сказывается на здоровье ребенка?

2. Согласны ли вы, чтобы ваш ребёнок пользовался ЭФУ  в урочной и внеурочной деятельности?

Да________     Нет__________

Результаты анкетирования  педагогов и родителей обучающихся.

№ вопроса

Варианты ответов

да

нет

мин.

А

Б

В

Г

1

90%

64%

21%

-

2

84%

16%

Анкетирование среди родителей обучающихся  показало, что

  1.  ЭФУ облегчает понимание изучаемого материала за счёт интересных способов подачи материала, тем самым, повышая интерес ребёнка. Отметили, что представленное  широкое разнообразие мультимедийных элементов и интерактивных заданий интенсивно  воздействует на слуховую и эмоциональную память,  обеспечивая  хорошие возможности электронного обучения. Однако, некоторые родители выразили опасение, что могут возникнуть проблемы по снижению зрения.

              Это напряжение нужно было снизить, объяснив  родителям, что в соответствии  вводом новых требований со 2.01.16 г.Учителю необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности, а непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать5 минут . Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

  1. Было отмечено, что ЭФУ- это современное образование.
  2. Большинство родителей озвучили очень важное преимущество ЭФУ- это возможность повторять учебный материал в любое время, иногда и в собственном автотранспорте при перемещении.

  1. 64% родителей отметило, что имеется техническая возможность использования ЭФУ дома. 84% согласны, чтобы ребёнок пользовался ЭФУ, 16% считают это перегрузом.

Какой новый ЭУ?

В практике работы я использую ЭУ по программам «Планета Знаний», «Начальная школа 21 века». Это, на мой взгляд, наиболее расширенные программно- методические комплекты начальной школы. Однако, ЭФУ по математике по программе «Планета знаний» ещё недостаточно отшлифован. Встречаются ошибки в заданиях и чаще всего- это копирование традиционного  учебника. По программе «Начальная школа 21 века» разработано много уроков в интерактивном режиме.            Важное место на уроке с использованием ЭФУ занимают тренировочные и итоговые тесты. Количество заданий от  от 7 до 10. В них входят такие задания, как выбор верного ответа из предложенных вариантов  (верный ответ отмечается специальным значком), ввод  верного ответа с помощью клавиатуры. Проверку выполненного задания обучающиеся могут  выполнить сами, а оценивание ведёт «учёный». Это очень нравится детям.

Новые электронные учебники УМС «Планета Знаний», «Начальная школа 21 века» имеют ряд объективных преимуществ: содержат текст и иллюстрации печатного учебника,адаптированы под самые различные устройства, от интерактивных досок до планшетов; реализуют возможность быстрого перехода к нужной странице, создание закладок и заметок, полнотекстового поиска, а также включают мультимедийные объекты и интерактивные задания для наилучшего усвоения учебного материала; используют максимально понятный интерфейс, адаптированный для младшего школьного возраста. Все дополнительные медиаобъекты и тренинговые задания активируются с помощью интерактивных значков на полях. Однако, на мой взгляд, не совсем широко представлено разнообразие мультимедийных элементов и интерактивных заданий.

Мне, как педагогу, ЭФУ использовать несложно, т.к.,

во- первых,  практически мы  все учителя  имеем базовые  умения и навыки владения компьютерной  техникой;

во- вторых, программно- методический конструктор урока поЭФУ позволяет конструировать урок в логике системно- деятельностного подхода, насыщая урок интересными интерактивными заданиями и тренажёрами.

 Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки т.д. Как эти плюсы перевести в плюсы урока?

Готовясь   к уроку,   чаще всего задаю себе следующие вопросы:

  • Как эффективно использовать на уроке это средство обучения и для чего оно нужно?
  • Как эта форма работы реально впишется в урок?
  •  Какое количество времени оптимально для работы с ним?
  • На каком уровне? Возможно, это будет только фрагментарно.
  • И место использования ЭФУ на уроке;

Очевидно, что нужно заранее продумать, на каком этапе буду использовать ЭФУ.

  • Постановка задачи;
  • подобрать упражнения для этапа актуализации;
  • смоделировать затруднение и способ его фиксации;
  • смоделировать проблемную ситуацию и диалог;
  • решить самостоятельную работу;
  • подобрать задания для этапа повторения по уровням;
  • на этапе первичного закрепления.

Понимаю, что это не должно быть только  украшением урока, а реально облегчить  работу учителя, сократить время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. А в первом классе мотивировать и,главное,подавать его дозированно.

Изучив  предметное содержание электронного учебника, я убедилась в том, что полезно некоторые задания выводить на большой экран и проводить коллективное обсуждение хода решения, особенно в 3-4 классах для подготовки к тестированию.  Этот момент вы увидите в видеосюжете.

С появлением в классе интерактивной доски работа на уроке ЭУ приобрела другой аспект. Учащиеся с не поддельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые  вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски .При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе.

Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал. Идет экономия времени на уроке, вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или таблицы достаточно перейти по ссылке и набрать запрос в строке. Немаловажен и эстетический аспект такого оформления урока. Но, конечно же, нельзя забывать, такая фронтальная  модель работы с  использованием  ЭФУ, только как презентацией- это односторонний подход.

Использование ЭФУ позволило изменить роль ученика в учебном процессе- от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Это заметно. На итоговую аттестацию за курс начальной школы мы вынесли групповой метапредметный проект. В рамках мониторинга метапредметных УУД удетей, использующих ЭУ, диагностируются на достаточно оптимальном и высоком уровнесформированные познавательные, регулятивные УД. Они легко работают с информацией, используют знаково- символические модели, находят исчерпывающую информацию по теме, хорошо ориентируются в приложениях, словарях, таблицах и других справочниках.

 Итак, и  родители, и ученики оценили все преимущества электронной формы учебника. Процесс обучения становится  более интересным! Дети  с удовольствием выполняют задания.       Хочется отметить, поскольку электронный формат полностью повторяет печатные издания, он успешно сочетается  с традиционным бумажным вариантом, т.е. на уроке дети пользуются и ЭФУ, и обычными учебниками. Классический учебник не исчез, но получил интересное дополнение. Эта эффективная технология смешанного обучения. Для оптимального использования планшетов с закаченными ЭУ в  классе работают пары сменного состава. Дети приучены легко меняют посадочное месте.

Однако, несмотря на то, что достоинств у электронных учебников немало, одним из основных моментов, тормозящих процесс их введения- это   техническая проблема: электронные носители – планшеты  требуют подзарядки и иногда выходят из строя на уроке, осложнён выход в сеть Интернет, хотя за лето еёмодернизировали, поэтому часто идёт  долгая  загрузка учебников и  мультимедийных элементов. При решении некоторых математических задач сложно выполнить измерения. Для этого требуются стандартные носители информации, а устройства у ребят бывают разными. И вопрос о влиянии электронных носителей при частом пользовании на зрение детей остаётся открытым.Устройство должно быть с экраном не меньше 10 дюйм (иначе показывает нечётко или слишком мелко)

Психологические проблемы.

  • Детям трудно работать синхронно с классом.
  • Обычные учебники без последствий падают с парты на пол много раз, а электронному достаточно и одного раза, к тому же они могут выйти из строя по другим причинам и это дополнительная проблема для учителя.
  • Вопрос стоимости.

 Несмотря на ряд проблем я считаю, что   внедрение  в учебный процесс ЭФУ- это веление времени, т.к. он помогает разнообразить образовательный процесс, создает новые возможности для организации усвоения содержания курса, позволяет обогатить содержание современного урока, обеспечить новые активные формы и способы овладения этим содержанием. При подготовке уроков с использованием электронного учебника решающим для успеха является  мастерство педагога. Внедряя новую информационную технологию, мы не должны забывать о традициях.Бесспорно, электронные учебники становятся одним из главных компонентов нашей  гимназическойинформационной образовательной среды ЭФУ–это будущее, которое уже наступило.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Выступление учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ушаковой Галины Иосифовны 2018 г. Модель внедрения электронных форм учебников в информационно- образовательную среду гимназии

Слайд 2

Цифровая образовательная платформа LECTA www. lecta.ru

Слайд 3

Результаты анкетирования родителей обучающихся по апробации ЭФУ Как на Ваш взгляд, влияет ЭФУ на образовательный процесс? Согласны ли вы, чтобы ваш ребёнок пользовался ЭФУ в урочной и внеурочной деятельности? № вопроса Варианты ответов да нет мин. А Б В Г 1 90% 64% 21% - 2 84% 16%

Слайд 4

С какой целью включать в учебный процесс средства информатизации ? 3 2 1 Наиболее эффективно реализуется знаниевый подход Реализация требований ФГОС к формированию УУД Формируется информационная культура обучающихся

Слайд 5

Основные компоненты электронного учебника

Слайд 6

Как эффективно использовать это средство на уроке? На каком этапе урока ? Постановки задачи; на этапе актуализации подобрать упражнения; смоделировать затруднение и способ его фиксации; смоделировать проблемную ситуацию и диалог; решить самостоятельную работу; на этапе повторения по уровням подобрать задания; на этапе первичного закрепления.

Слайд 7

Формирование УДД в рамках использования ЭФУ Характеристика УУД Регулятивная Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция Познавательная Моделирование; замещение, кодирование, декодирование Преобразование модели Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре Понимание Коммуникативная Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Выступление "Информационно-образовательная среда школы"

Выступление на педсовете о внедрении учителями в своей работе ИКТ, плюсы и минусы....

Информационно - образовательная среда школы в условиях обучения детей с ОВЗ

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподават...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности  в информационной образовательной среде 21 века»...