Информационно - образовательная среда школы в условиях обучения детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Малышева Светлана Александровна

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России.

Внедрение новых информационных технологий в образование органически сочетаются с традиционными средствами обучения и воспитания, существенно расширяют дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.

    Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски (ИД) – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno_-_obrazovatelnaya_sreda_shkoly.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иинформационно - образовательная  среда школы

 в условиях  обучения детей с ОВЗ

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России.

 Ранее ориентирами образования были формирование знаний, навыков, социальных умений и качеств, обеспечивающих  адаптированного к жизни ребенка. Теперь же перспективным направлением школы является использование новых информационных технологий. Появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

Внедрение новых информационных технологий в образование органически сочетаются с традиционными средствами обучения и воспитания, существенно расширяют дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.

        Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски (ИД) – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Появление в арсенале учителя такого устройства (ИД), гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения.

Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.

Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта.

Кинезиологическая – двигательная активность человека, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости – и скорректированы, с помощью особенностей интерактивной доски. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.

Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности.

Вместе с интерактивной доской вошёл в практику новый метод обучения – интерактивный. Слово «интерактив» пришло из английского языка от «inter» - взаимный, «act» - действовать. Интерактивный метод в обучении – это метод, при котором обучающимся необходимо взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Обучение – двусторонний процесс, а результаты обучения будут устойчивы тогда, когда участник знает, как их создавать самому. И здесь незаменимым помощником и главным инструментом на уроке становится интерактивная доска. Популярность ИД объясняется не только технологией, способной заменить традиционную школьную меловую доску, но и широкими возможностями использования её на разных этапах урока, в том числе для формирования и развития универсальных учебных действий.

        Кроме этого, работа с ИД формирует положительную мотивацию к обучению, предоставляет огромные возможности поиска дополнительной информации, творческого подхода к активной, сознательной и практической деятельности в образовательном процессе.

Использование интерактивной доски на уроке даёт возможность быстрого доступа к любой информации, осуществляя «диалог» с источником знаний (словарь, энциклопедия, видеофайл). Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и др. расширяет возможности представления у детей с ОВЗ учебного материала. Применение ИД позволяет привлечь внимание таких детей к процессу обучения на разных этапах урока:

  1. Проверки домашнего задания.
  2. Освоения нового материала.
  3. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
  4. Обобщения и закрепления изученного материала.
  5. Контроля знаний, тестирования.

Выполняя различные задания на ИД, дети ХОТЯТ это делать, они МОГУТ это делать, получая РЕЗУЛЬТАТ, они могут ОЦЕНИТЬ свои знания. Хочется отметить, что все задания, выполняемые на ИД, направлены на формирование личностных и метапредметных умений. При этом у детей с ОВЗ повышается уровень таких мотивов учения, как  познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приёмами самостоятельной работы, приобретения дополнительных знаний), социальные (ответственность, стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими: я это смог сделать, я знаю, как это сделать; получить их одобрение, похвалу), интенсивно развивается самосознание личности, где основным ядром является самооценка, которая выступает как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях.

Итак, интерактивная доска - один из инструментов, данный в продолжение работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Что же предпринять, чтобы интерактивная доска приносила реальную пользу на уроке?

Есть и самые простые, и достаточно сложные приёмы. Но все они отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием!

Исчезновение и появление – важный элемент игры.  

Рассмотрим, какую работу можно выполнять на ИД, применяя различные технологические приёмы, которые дают очевидный результат.

Приём «вписывание информации». 

Этот приём прост и эффективен в работе, не требует большой подготовки. Используя инструмент «Перо», учащийся может делать различные пометки непосредственно на слайдах, записывая решение задач, примеров на уроках математики; либо сделать разбор предложений, слов, вставить пропущенные буквы и слова на уроках русского языка.  

Всё это может выполняться различными по цвету маркерами, достаточно лишь изменить цвет инструмента. Этот приём наиболее близок к традиционной работе у доски. Но заготовленные заранее задания позволяют сделать работу наиболее интенсивной, продуктивной.

Вписывание небольших фрагментов (цифр, букв) занимает меньше времени. Пропуск целых слов в словосочетании или предложении, которые должны вписать ученики, способствует развитию моторной памяти, мелкой моторики руки. 

Следующий приём «перетаскивание объектов».

Этот приём, наверно, самый популярный, и  как все другие приёмы,  никогда не используется сам по себе. При оформлении заданий использется комплекс приёмов,  и в результате - доска превращается в волшебный инструмент. Этот приём похож на вписывание информации, но между ними есть существенные различия. Например, ученикам даётся задание вставить нужную букву в слово, но не вписывать её, а вставить из расположенной внизу «библиотеки». Такая работа акцентирует внимание на моменте выбора того или иного варианта, применении нужного правила.

Приём «перемещение объектов».

Перемещать можно на странице различные предметы: картинки, схемы, надписи, пазлы. Этот приём дает широкое поле для создания творческих заданий, которые любят выполнять ученики. Можно предложить разнообразные задания на установление соответствия, упорядочивания, отбора информации, группировки предметов или слов по определенному признаку.

Эти задания актуальны для работы на различных типах уроков и на всех предметах.  Например, дети с удовольствием включаются в деятельность, если по заданию им нужно «помочь героям», установив соответствие между объектами. Ребятам интересно выполнять задания у доски самостоятельно, перетаскивать картинки, слова и цифры на правильные места. 

Во время перемещения надписи к схеме ученик объясняет свой выбор.

Приём «выделение отдельных частей экрана». 

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание детей с ОВЗ на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»). Таких волшебных возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив.

Приём «Drag & drop» (тащить и отпустить).

Работая на интерактивной доске, можно передвинуть любой объект на другое место с помощью опции «drag and drop». Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске, точно так же, как если бы   передвигали монетку по поверхности стола.

Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание различных объектов (слова или изображения).

Обучающиеся могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Задания, использующие drag & drop, идеальны для начала урока: они привлекают внимание ребёнка. Можно использовать эту опцию для проверки знаний или как введение в новую тему.

             Иногда необходимо сделать небольшой видеофайл и показать, что происходит на странице ИД, ярко и наглядно продемонстрировать фрагмент урока, например, вращение Земли вокруг Солнца на уроке окружающего мира. Для этой цели используется  приём «Запись экрана».

Более сложный приём «конструктор заданий». Строится он на основе перемещения объектов.

Но здесь добавляется ещё и проверка выполнения задания. Ученик перемещает предметы к нужному объекту, и если выбор верный, то предмет исчезает, если нет - возвращается на место. Этот приём можно использовать на различных уроках при закреплении изученного материала.

Выполняя любое упражнение на ИД, ребёнок всё пропускает через «фильтр» собственного Я - Я хочу, Я могу, Я умею, у МЕНЯ получилось. При этом повышается уровень мотивации к учебной деятельности, самооценки и оценки окружающими.  

Приведём примеры интерактивных ситуаций, которые, я используются на разных этапах урока. Отметим, что все задания, выполняемые на ИД, направлены на формирование  личностных УУД.

  • Приём «шторка» или «затемнение ячеек».

Этот приём  используют при работе с таблицами, кроссвордами. В готовых заданиях информация в ячейках (цифры, буквы, слова или картинки) скрыта от ребят и, по мере необходимости, постепенно открывается, например, при проверке задания. Для этого в таблицу заранее необходимо внести  нужные знаки, затемнить ячейку, и всё становится скрытым.       

 

     

Существует ещё множество приемов скрытия информации. Например:

  • Чтобы скрыть надпись или её часть, картинку или её фрагмент закрашивают маркером, а затем спрятанное показывают с помощью ластика;
  • Можно спрятать текст, нарисовав поверх него прямоугольник  или другую геометрическую фигуру с цветной заливкой, или просто картинкой. Сдвинув закрывающее ответ изображение, учитель или ученик открывает правильный ответ. Картинка может не только указывать на ответ, но и нести смысловую нагрузку.
  • Также можно использовать и средства коллекции программного обеспечения, в форме прямоугольника, звезды, треугольника. При нажатии на фигуру она становится прозрачной. У фигуры можно поменять цвет и размер.

  • Приём «волшебная лупа». 

            В качестве «волшебной лупы» могут использоваться  «волшебный фонарик, волшебный листочек, волшебное сердечко» и т.д. Достаточно скрыть пропущенные буквы в словах или ответы  в математических примерах, а при проверке с «волшебной лупой» контрастного цвета всё становится видным.

Используйте свою фантазию! Как бы вы ни назвали этот волшебный объект, на технику                                          оформления задания  это не повлияет.

  • Приём «волшебная труба».        

Основан на сочетании двух приёмов: слои и фоны + захват

экрана. Надпись, закрашенная цветом фона, «волшебно» появляется  в нужный момент на другом фоне.

  • Приём «выделение цветом».   

        Данный приём основан на сочетании приёмов «ответ за границами объекта» и «прозрачный фон». При самопроверке учащиеся видят правильные ответы, отмеченные цветным маркером.

        Кроме того, для организации работы и создания упражнений широко используется коллекция средств программного обеспечения интерактивной доски LAT 2.0. 

Наиболее любимое учениками интерактивное средство - «сортировка вихрей текста». Это средство похоже на приём перетаскивания объектов, но это более интересно детям с  различными познавательными способностями. При верной сортировке вихри затягивают правильный ответ, а при неверной – ответ возвращается назад.

Используя средство «сортировка вихрей изображения», можно создать упражнения, направленные на контроль, коррекцию знаний обучающихся.

           Также интересно детям составление анаграмм. Особенно это полезно при обучении чтению в первом классе, когда из букв на шариках надо составить слово. Для подсказки есть возможность прочитать загаданное слово или посмотреть картинку. Чтобы ещё более заинтересовать детей, можно установить таймер на скорость выполнения. Здесь ребята ещё и зарабатывают очки.

На страницы ИД можно добавлять мультимедийные файлы, включая файлы, совместимые с Adobe Flash Player, видео- и звуковые файлы. После выполнения задания следует его проверка. Есть возможность повторного выполнения.       

Сегодня владение информационными технологиями является основой информационной культуры человека и ставится в один ряд с такими умениями как умение читать и писать. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Таким образом, одним из главных преимуществ использования интерактивных  средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Если ИД является демонстрационным средством обучения, то новая модель «1 ученик: 1 компьютер» позволяет работать над повышением информационной культуры индивидуально.

   Основными целями внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер» являются:

  • повышение качества образования;
  • улучшение освоения учащимися учебного материала;
  • улучшение в обеспечении равенства доступа к информационно-коммуникационным технологиям;
  • интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
  • внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;
  • создание условий для подготовки школьников к непрерывному обучению в течение всей  жизни.

В рамках реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» в нашей школе созданы мобильные классы, оснащенные мультимедийным оборудованием. Все обучающиеся имеют возможность работать с индивидуальными нетбуками на занятиях и во внеурочное время.
         Использование
Classmate PC (нетбуков) в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на умение самостоятельно учиться, на развитие творческих способностей.

  При работе в системе «1ученик : 1 компьютер» выстраивается индивидуальная работа обучающегося, используются для этого различные тренажёры, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), появляется возможность провести контроль знаний. Применение на уроке нетбука позволяет за короткое время получать объективную картину уровня обученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты и т.д.

 Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях. Рассмотрим наиболее распространенные практики, сложившиеся в рамках модели и используемые детьми с ОВЗ на уроках.

Основные направления использования нетбуков:

  • Использование цифровых образовательных ресурсов.

Подбор  обучающих тренажеров для тренировки и отработки знаний и умений по изучаемой теме. Прохождение тренажёров даёт возможность ребёнку выполнять задания в своём темпе и самому проверять правильность их выполнения. Это придаёт ему уверенность в своих знаниях. Можно использовать контролирующие тренажёры-тесты,  предназначенные для проверки знаний обучающихся.

  • Оnline - тестирование на любом уроке и на любом его этапе.

Контроль знаний, который проводится в форме тестирования, где срабатывает «обратная связь», считается наиболее оптимальным.  Сразу после выполнения своей работы учащийся может увидеть  свой результат, а учитель скорректировать дальнейшую работу.

  • Групповой чат.

         Возможность видеть на своём мониторе собственную работу и работы всех одноклассников (если у ребёнка комбинированное обучение в классе). Групповой чат даёт возможность общения посредством печатания на нетбуке, происходит переписка в реальном времени.

  • Просмотр  видеоматериалов на своём нетбуке  в своём режиме.
  • Создание элементарных презентаций в программе Power Point.
  • Использование графического редактора Art Rage для создания рисунков.

Благодаря этому редактору у детей с ОВЗ появилась прекрасная возможность рисовать с помощью компьютера, развивать воображение, творческие способности.

  • Использование фото- и видео-съемки.

Подчеркнём, что использование компьютера при соблюдении всех норм техники безопасности кардинально расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно насыщенными, повышает качество знаний учащихся, мотивацию к изучаемым предметам. Classmate PC позволяют полностью реализовать требования ФГОС в части ИКТ, а так же значительно  повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.

Таким образом, применение компьютера на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья представляется целесообразным и перспективным, а уникальность модели «1ученик : 1 компьютер» позволяет каждому ребёнку быть успешным.

 Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению уровня комфортности обучения, снижению дидактических затруднений у детей с ОВЗ, повышению мотивации и  активности на уроке.

Неоценимую помощь в обучении детей с  ограниченными возможностями здоровья  оказывает применение ЭОР,  направленных на решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций. При разработке ЭОР учитывается возможность их использования во внеурочной, учебной деятельности. Применение разработанных ЭОР способствует развитию интереса учащихся к изучаемым предметам, самому процессу обучения.

Всемирная сеть Интернет делает доступным широкой аудитории большое количество ЭОР, которые позволяют сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным:

  • Единая коллекция образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/ 
  • Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): http://it-n.ru/ 
  • Ресурсы размещены по предметным областям, что очень удобно при поиске. Кроме скачивания готовых материалов на сайте можно размещать свои ресурсы, участвовать в обсуждениях, семинарах, мастер-классах: http://www.openclass.ru/dig_resources 
  • 900 детских презентаций и 300 флеш-игр ребёнку с 1 года: http://900igr.net/ 
  • Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. На сайте собрана Большая Библиотека Электронных Книг Для Детей: http://viki.rdf.ru/cat/skazki/?page=4 

В своей структуре сайты достаточно удобны и просты в использовании (легкая навигация позволяет быстро находить интересующий материал).  

Для учителя важно, чтобы материалы на сайтах были нескольких типов: информационный, практический и контрольный, кроме того материал   ориентирован на разный уровень подготовки обучающихся, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всем этим требованиям соответствуют  материалы на федеральных сайтах.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении  выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а обучение детей с ОВЗ увлекательным, продуктивным.

Конечно, использование на уроке ИКТ, ЭОР не должно и не может быть самоцелью учителя. Недопустимо, чтобы разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и ученика сводились к минимуму.

Одним из средств сохранения баланса между использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении и традициями  образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, как, каким образом, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?»

От нас, педагогов зависит полноценное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Как сказала Людмила Ивановна Швецова - президент Ассоциации исследователей детского движения -   «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания…Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование общеучебных навыков посредством систематизации и интеграции мультимедийных обучающих программ в начальной школе для детей с ЗПР.»

Обучение детей, по своей природе  и по особенностям его организации,  процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний...

Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"

Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как  он работает на практике. В пр...

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Информационная среда школы - новые возможности педагога.

Новые дистанционные образовательные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, предп...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...