Использование дидактических игр и игровых приёмов на уроках в специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с ОВЗ Начальная школа. Методические рекомендации.
учебно-методическое пособие на тему

Туманова Ирина Евгеньевна

Обучение слепых и слабовидящих детей через игру. Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._didakticheskie_igry.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование дидактических игр и игровых приёмов на уроках в специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с ОВЗ   Начальная школа.                      Методические рекомендации.

Ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными -  это мёртвый груз. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.

Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Слепые дети, как и видящие, стремятся к игровой деятельности, но менее подвижный образ жизни, бедность личного опыта приводят к тому, что их игры значительно отличаются от игр нормально видящих детей. Бедность игровой деятельности слепого ребёнка отмечали многие отечественные и зарубежные тифлопедагоги. А.И. Скребицкий считает, что развитие слепого ребёнка замедляется в связи с отсутствием в его жизни игр. Для того чтобы стать средством формирования личности слепого ребёнка, игра должна быть его ведущей деятельностью и развиваться в соответствии с его возрастными особенностями.

          Слепые дети не могут самостоятельно обучаться игре без специальной работы взрослого. Причины этого – отсутствие зрительного подражания, малая подвижность и меньшая активность слепых детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками. Как отмечают авторы, изучающие особенности развития слепого ребёнка (М.И.Земцов, Ю.А. Кулагин, Н.С. Костючек), эти причины являются общими для многих явлений, возникающих у ребёнка как следствие слепоты.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определённые качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Всё это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

Основные функции дидактических игр:

  • Организующая, в соответствии с которой на уроке широко используются игры – соревнования по дисциплине, содержанию в порядке рабочего места и пр.
  • Развлекающая, обуславливающая применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания учащихся.
  • Функция снятия умственного напряжения. С этой целью в урок вводятся иногда бессмысленные загадки-шутки, например: «В каком слове сорок гласных?» (Сорока); «Какое трёхзначное число надо разделить пополам, чтобы получилось шесть нулей?» (888) и т.п.

              Место дидактических игр в учебной работе

Игра должна органически  сочетаться с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекать от учения, а наоборот, способствовать интенсификации учебной работы. Дидактическая игра состоит из следующих элементов:

  • Из дидактической задачи;
  • Игровой задачи;
  • Игровых действий;
  • Правил игры;
  • Результатов (подведения итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Работа над ней требует активизации всей психической деятельности учащихся. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, внимание становится целенаправленным, устойчивым.

Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны, это могут быть ролевые игры, отгадывание загадок. Правила игры помогают направлять игровой процесс, управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, у них вырабатываются критерии для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Подведение итогов игры проводится сразу по окончании игры.

                  Методика организации дидактических игр

1. Подготовка к дидактической игре:

  • отбираем игры в соответствии с задачами обучения и развития;
  • устанавливаем, насколько игра соответствует требованиям в данной возрастной группе детей;
  • определяем наиболее удобное время для проведения дидактической игры;
  • выбираем место игры;
  • готовим необходимый дидактический материал для выбранной игры.

2. Проведение дидактической игры:

  • знакомим детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
  • объясняем ход и правила игры, при этом обращаем внимание на поведение детей в соответствии с правилами; показываем игровые действия, если это необходимо; определяем свою роль в игре: в качестве играющего, болельщика, арбитра:
  • подводим итоги игры.

3. Анализ проведения игры. Он помогает выявить индивидуальные особенности в поведении детей, наметить перспективы в работе с ними.

           Приёмы и методы руководства дидактической игрой

1. Прежде чем начать игру, вызываем у детей интерес к ней, желание играть.

2. Следствием успешной организации дидактической игры является то, что, обучая, сохраняем вместе с тем игру как деятельность, которая радует, сближает детей. Дети постепенно осознают, что их поведение в игре может быть иным, чем в процессе обучения: тут они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Поэтому стараемся, чтобы дети были увлечены игровой задачей на протяжении всей игры.

3. Объясняем правила, рассказываем о содержании игры, делаем это предельно кратко, ясно, чётко.

4. С начала игры и до её конца вмешиваемся в ход игры, отмечаем удачные решения детей, подбадриваем застенчивых и т.д.

5. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов бываем особенно внимательными.

6. Большое значение имеет темп игры, важно избежать излишней медлительности.

                     Выделяются следующие виды дидактических игр:

  • игры – путешествия;
  • игры – поручения;
  • игры – предположения;
  • игры – загадки;
  • игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность, учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы  раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью (игра «Путешествие по сказкам»).

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («Что было бы…») Перед детьми ставим задачу и создаём ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В их основе лежит проверка знаний, умений, находчивости.

Игры – беседы. В их основе лежит общение. Главным моментом здесь является непосредственность переживаний, заинтересованность. Такие игры воспитывают умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактические игры проводим на разных этапах урока. Начинаем игру в том случае, когда убеждены, что ученики правильно поняли условие игры и готовы к ней. Ставим перед учащимися познавательные задачи, стараемся создать обстановку для поиска учащимися самостоятельного решения.

Обучение в игре  - это латентное (скрытое) обучение. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Постижение учебной задачи является сопутствующим  игре. То есть задачи решаются в игре легче, ребёнок даже не всегда осознаёт, что он что-то решил. Следует отметить, что такой вариант не является единственным. Возможны и такие игры, в которых задача выступает более ясно. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Значительного образовательного эффекта учитель может достигнуть в случаях, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т.е. подходит к её решению сознательно, но при этом он всё-таки играет.

Работа с младшими школьниками заставляет глубже изучать их психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно у 7-8-летних) слабые, тем более, если учение не захватывает. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое привлекает внимание учеников само собой без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных различных пособий: иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Однако надо помнить, что младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то  естественно каждый учитель стремится сделать свой урок интересным, занимательным. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации. Чтобы сосредоточить внимание детей  на том, что необходимо запомнить, можно изготовить интересное, яркое, запоминающиеся пособие и выставлять его  только на 1-2 минуты в течение урока. Частая демонстрация пособия – это уже действие на память. Если пособие будет находиться перед глазами детей длительное время, то они привыкают к нему и не реагируют на него, и тогда процесса запоминания не происходит.

 На уроках математики в ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию окружающего мира. Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевай!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?», «Не скажу!» и т. д. Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток (1кл.) можно использовать игру «Поймай рыбку», «Самый быстрый почтальон», «Сосчитай-ка», «Я знаю» и др.. Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить изучаемый материал, внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми. Многие упражнения можно строить на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

В ходе занятий математикой ученикам необходим отдых и разрядка. Хорошим средством для их организации могут стать, загадки, ребусы считалки и стихи. Однако при использовании этого материала следует соблюдать меру. Чрезмерная занимательность отвлекает учащихся от математики, постепенно формирует у них неверную установку на то, что все задания должны быть облечены в занимательную форму.

На уроках часто используем интересную форму устного счёта, идею которого позаимствовали в рабочих тетрадях авторского коллектива под редакцией Марии Игнатьевны Моро. Перед уроком на доске записываются числовые выражения, ученикам предлагается  в ходе проведения устного счёта вычислить их значения. Учащиеся выполняют вычисления, находят значение выражения на рисунке и раскрашивают его часть цветом, название которого записано рядом с ответом.

          Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрою, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки по математике.

На уроках русского языка игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате этого у детей появляется интерес к русскому языку, к тому же дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Пробудить интерес к уроку можно, если систематически  накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Вот некоторые дидактические игры и игровые приемы, применяемые на уроках.

Игры: «Выбери три слова», «Почтальон», «Шифровальщики», «Клички», «Два в одном», «Отгадай, какое слово» и т.д.

Игровые приёмы:  найди «лишнее слово», заменить словосочетания одним словом, распредели слова на две группы, закончи предложения, составь рассказ по опорным словам и т.д.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отработать  также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов и ребусов помогает повысить грамотность, развить у учащихся интерес к предмету, активизировать их внимание, разнообразить урок. Кроссворды  и ребусы можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребёнок с удовольствием выполняет любое задание и упражнение учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:

  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  • Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
  • Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
  • Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

            Сказки любят все, но особенно дети. Их можно включать в урок при повторении или закреплении изученного материала. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она -  универсальный учитель. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные и культурные традиции. Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологические сказки, такие как «Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история».

В конструировании дидактических игр учитель должен проявлять максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала. Основное правило, которому подчиняется этот процесс; - игра должна помочь сделать серьёзный, напряжённый труд занимательным и интересным для учащихся.

                              Туманова Ирина Евгеньевна,                                                                                                                              

                                         учитель начальных классов высшей квалификационной категории

            Почётный работник общего образования РФ.

                                     Областное государственное специальное (коррекционное)

 образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №8  г. Иркутска.     с/т  89643520001, д/т 22-15-04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

География: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение,2008....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида  Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Чтение: учебник для 5 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Авт.-сост.: И. М. Бгажнокова, Г.В.Савельева. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008г....

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Природоведение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2006....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Математика: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаАвт. М.Н.Перова, Г.М.Капустина – М: «Просвещение», 2005....