Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"
статья на тему

Тимина Светлана Юрьевна

Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как  он работает на практике. В презентации показано как используются на уроках в начальной школе нетбуки для учащихся и СМАРТ-доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskoy_konferencii.rar1015.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №2 г. Буинска

Республики Татарстан»

Выступление на августовской конференции

Тема:

«Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования».

                         

                        Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №2 г. Буинска РТ»

Тимина Светлана Юрьевна

2012 г.

                                                                     

                                                                «Применение современных информационных                    

                                                                  технологий в обучении открывает новые    

                                                                    возможности для школьников, позволяет                  

                                                                            индивидуализировать образовательный      

                                                                             процесс, занятия становятся более  

                                                                              разнообразными и увлекательными»

                                                                                                         Иванов В. И.

Процесс информатизации образования – один из самых актуальных вопросов, обсуждаемых в настоящее время в образовании. Школа продолжает ориентироваться на человека обученного, тогда как сегодняшнему информационному обществу требуется человек обучаемый.

Какую бы профессию ни выбрали сегодняшние ученики после окончания школы, они должны уметь пользоваться персональным компьютером и Интернетом для исследований, поиска и обмена информацией. Чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни в интеллектуальном обществе, государства всего мира разрабатывают долгосрочные программы, объединяющие современные информационные технологии и образование, и стремятся предоставить школьникам знания, умения и навыки, необходимые для успеха в глобальной экономике 21 века.

Чтобы решить эту задачу, правительство Татарстана с 2010 года реализует новую программу, названную «Электронное образование в РТ», в сотрудничестве с компанией INTEL. В республике созданы школы-центры компетенции в электронном образовании.  В их числе «Лицей №2 г. Буинска». Школа оснащена новейшими технологиями, включая комплекты «Мобильные компьютерные классы». Каждый МКК содержит достаточное количество устройств  для учеников одного класса, так что все ученики получают возможность использовать их на уроках в электронной образовательной среде «1 ученик: 1 компьютер».

Таким образом, в школе созданы все условия для внедрения ИКТ во все сферы учебной деятельности, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, создание в школе единого информационного пространства. Можно ли при этом назвать информатизацию образования одним из основных факторов повышения качества образования?

Мониторинг показателей информатизации  показывает значительные как качественные, так и количественные изменения в образовательной системе лицея.

1. В школе создана необходимая материально-техническая база для использования ИКТ не только на уроках информатики, но во всех направлениях образовательной деятельности. Имеется компьютерная техника, учащиеся имеют свободный доступ в Интернет, педагоги создают предметные коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

2. Посредством ИКТ решаются задачи обучения и управления учебно-воспитательным процессом, которые при использовании традиционных технологий не решаются вообще или не дают должного эффекта. Например, школьники с повышенным интересом работают с компьютерными программами контроля и коррекции знаний, отработки навыков, диагностики пробелов. Традиционные же способы контроля и диагностики, вызывающие у большинства школьников состояние стресса и развивающие комплекс неполноценности, считаются психологами главной причиной перегрузки учащихся.

3. Активно идет процесс формирования ИКТ - компетентности учителей. В  прошлом учебном году прошли курсовую подготовку  по программе «Путь к успеху» все учителя  начальных классов школы.  Тренинги , проводимые преподавателями , позволили каждому из нас почувствовать себя в роли учащихся, пропустить через себя все, чего мы хотим добиться от ребенка. Благодаря этим занятиям наши учителя приобрели новые профессиональные компетенции, повысили свою педагогическую культуру. В процессе создания проектов, мы учились работать  по-новому: по- другому мыслить, говорить, оценивать свою работу и работу коллег.  И ,конечно же, все приобретенные знания сразу стали использовать на практике.  Это разработки уроков с использованием ИКТ, создание проектов. Также на базе лицея проходил семинар, где каждый учитель начальных классов показал свои знания на практике.

4. С помощью школьных нетбуков можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся  начальных классов и высвободить время для творческого развития. К тому же приобщение школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психологических процессов ( восприятия, мышления, внимания, логики). К тому же работа с нетбуками предусматривает работу в группах, то есть создание условий к совместной деятельности. Это сотрудничество помогает ученикам достичь больших успехов в обучении, поскольку они должны задавать вопросы, обсуждать идеи, исследовать возможности и пути решения, учиться размышлять, помогать друг другу, приобретая тем самым важные социальные навыки.

 Со своими первоклассниками  я провела несколько занятий  по модулю «Работа с текстом».  Работа велась по строго заданному алгоритму, что очень дисциплинировало детей. За короткое время ребята научились печатать текст, находить и применять различный цвет и шрифт, пропечатывать заглавные буквы. Многие дети постоянно играли в компьютерные игры и даже не подозревали, что компьютер можно еще как-то использовать. Каждый ученик напечатал свое имя различным шрифтом и цветом, некоторые использовали возможности wordАrt, затем напечатал имя своего соседа. Работая в паре, дети написали друг другу письменные послания.

5. Также нельзя недооценивать роль интерактивной доски в повышении эффективности обучения.  Использование ее позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Это оборудование поддерживает атмосферу оживленного общения, вызывает дискуссии, что существенно повышает эффективность урока при ознакомлении учащихся с новым материалом. В чем могли убедиться присутствующие  на наших уроках учителя начальных классов.

Таким образом, ИКТ можно рассматривать как дополнительную возможность выхода на качественно новый уровень обучения учащихся и управления этим процессом. При наличии меры и целесообразности в использовании ИКТ путь информатизации системы образования представляется перспективным в решении проблемы повышения качества образования и воспитания человека обучаемого, отвечающего запросам современного информационного общества. Создание единого информационного пространства ОУ – является именно тем фактором, который будет определять развитие школы на ближайший период.

Что дает единое информационное пространство школе?

-Создает условия для повышения качества, доступности и гибкости образования, для организации вариативного и индивидуального образования. -Способствует снижению перегрузок учащихся за счет более эффективного использования современных педагогических технологий на основе информационных.

-Развивает междисциплинарные связи в обучении. Реализует программы дополнительного образования школьников, предусматривающие освоение ими новых информационных технологий.

-Формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса.

-Ведет к совершенствованию административно-управленческой работы и развитию материально-технической базы учебного заведения.

Создание такого пространства возможно только в условиях существования коллектива единомышленников, не только администрации и учителей, но и учащихся и их родителей. Единая информационная среда, ее создание и использование призвано улучшить взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса и, как следствие, способствует выполнению миссии школы и реализации ее целей. Создание единого информационного пространства создает условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы, в частности при реализации новой образовательной модели «1ученик:1 компьютер», вызывает положительные изменения в качестве образовательного процесса и всех его участников.

Неоспоримый успех проекта убеждает в важности программы, соответствующей целям и задачам формирования человека XXI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования

«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования

           Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...