Система опережающего обучения в начальной школе .
статья (2 класс)

Тимошенкова Любовь Васильевна

Статья по теме Система  Опережающего  обучения в начальной школе .На чём основывается опережающее обучение в начальной школе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тимошенкова Любовь Васильевна,

учитель

 ГБОУ СОШ №276

Красносельского района Санкт-Петербурга

Система опережающего обучения, используемого в начальной школе


Изучив материалы и книги С. Н. Лысенковой и Л.В. Занкова с учётом особенностей класса, учителем был сделан вывод о возможности использования опережающего обучения для данного класса по данной программе. Дети рождаются разными и уж совсем разными приходят в школу. Практика показала, что при использовании перспективно -опережающего обучения детям учиться весело, легко и радостно. Будущая тема приходит на урок на 3-5 минут ,уроков за 40 до начала её изучения .Сильным ученикам интересно ,слабые постепенно чувствуют себя всё более уверенно .Сильные ученики “схватывают “ тему сразу, отвечают и тем самым ненавязчиво ,постепенно делают понятным ,доступным трудное для других .Когда приходит время новой ,вроде бы трудной темы ,оказывается ,что её давно усвоили почти все дети .Во время повторения пойдёт новое опережение ,изучение новой темы .Каждый ученик имеет возможность понять материал в своё время .Ребёнку в начальной школе нужен бережный ,щадящий режим Этого можно достичь используя методику опережающего обучения . Как ставить перспективу с самого начала? Возможно ли опережение с самого начала? Перспективная подготовка к 1-му классу была, но неорганизованная. Дети умеют читать, кто лучше, кто хуже. Нет смысла изучать азбуку до апреля, как надо по программе, можно закончить раньше. Получается экономия времени для изучения трудных тем. По математике возможно объединение более простых тем “вверх”,” вниз», «вправо “,” влево”, сократить время на изучение чисел 1-го десятка. Идёт объединение однородного, доступного материала на страницах учебника и перспективная подготовка по трудным, впередиидущим темам программы. Помогает оснащение урока, показ схем по частям речи, уравнения, типы задач. Опережение - это результат, цель методики. Но путь к опережению держится на 3-х китах.

1. Опорные схемы или просто опоры. Выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения. Оформлены в виде карточек, таблиц, ничего не надо зубрить. Дети повторяют на протяжении нескольких уроков одно и тоже, в итоге понимают и запоминают. Используется принцип Занкова “ведущая роль теоретических знаний “. Ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель ведёт их к раскрытию существенных связей и зависимостей. Так, определения частей речи, членов предложений, математические термины сообщаются ученикам уже в первом классе, но не для заучивания, а для понимания обобщений в производимых действиях. Здесь же задействованы разные виды памяти детей.

 2. Комментированное управление. Работают все-один ведёт. Говорить надо громко, чётко. Ребёнок знает, что его в любой момент спросят и он будет выступать в роли учителя. Чёткая организация работы даёт экономию времени.

3.Отсюда третий этап -перспективная подготовка. Возможность попутного прохождения трудных тем. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника и из дополнительных источников (дидактический материал, карточки). Задания при изучении материала на уроке и домашние задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате нет недостатка времени, а иногда есть даже избыток

Итак, основные этапы работы над трудной темой.

1.Перспективная подготовка, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы.

2.Работа по учебнику, уточнение материала, раскрытие темы. Детям не надо учить формулировки, правила, всё идёт с урока. Домашнее задание доступно, затрат времени минимальный.

3.На уроке возможен дифференцированный подход к опросу.

4. Проверочные работы проводятся в программные сроки на основе глубоко и всесторонне пройденного материала.

Очень бы хотелось, чтобы в 5-м классе, как преемственность, тоже использовалась система перспективно-опережающего обучения.

Литература:

- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.

- С.Н. Лысенкова методом опережающего обучения. Книга для учителя. М.,Просвещение,1988 год

- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М., Педагогическое общество России 2018

 



Предварительный просмотр:

Тимошенкова Любовь Васильевна,

учитель

 ГБОУ СОШ №276

Красносельского района Санкт-Петербурга

Система опережающего обучения, используемого в начальной школе


Изучив материалы и книги С. Н. Лысенковой и Л.В. Занкова с учётом особенностей класса, учителем был сделан вывод о возможности использования опережающего обучения для данного класса по данной программе. Дети рождаются разными и уж совсем разными приходят в школу. Практика показала, что при использовании перспективно -опережающего обучения детям учиться весело, легко и радостно. Будущая тема приходит на урок на 3-5 минут ,уроков за 40 до начала её изучения .Сильным ученикам интересно ,слабые постепенно чувствуют себя всё более уверенно .Сильные ученики “схватывают “ тему сразу, отвечают и тем самым ненавязчиво ,постепенно делают понятным ,доступным трудное для других .Когда приходит время новой ,вроде бы трудной темы ,оказывается ,что её давно усвоили почти все дети .Во время повторения пойдёт новое опережение ,изучение новой темы .Каждый ученик имеет возможность понять материал в своё время .Ребёнку в начальной школе нужен бережный ,щадящий режим Этого можно достичь используя методику опережающего обучения . Как ставить перспективу с самого начала? Возможно ли опережение с самого начала? Перспективная подготовка к 1-му классу была, но неорганизованная. Дети умеют читать, кто лучше, кто хуже. Нет смысла изучать азбуку до апреля, как надо по программе, можно закончить раньше. Получается экономия времени для изучения трудных тем. По математике возможно объединение более простых тем “вверх”,” вниз», «вправо “,” влево”, сократить время на изучение чисел 1-го десятка. Идёт объединение однородного, доступного материала на страницах учебника и перспективная подготовка по трудным, впередиидущим темам программы. Помогает оснащение урока, показ схем по частям речи, уравнения, типы задач. Опережение - это результат, цель методики. Но путь к опережению держится на 3-х китах.

1. Опорные схемы или просто опоры. Выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения. Оформлены в виде карточек, таблиц, ничего не надо зубрить. Дети повторяют на протяжении нескольких уроков одно и тоже, в итоге понимают и запоминают. Используется принцип Занкова “ведущая роль теоретических знаний “. Ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель ведёт их к раскрытию существенных связей и зависимостей. Так, определения частей речи, членов предложений, математические термины сообщаются ученикам уже в первом классе, но не для заучивания, а для понимания обобщений в производимых действиях. Здесь же задействованы разные виды памяти детей.

 2. Комментированное управление. Работают все-один ведёт. Говорить надо громко, чётко. Ребёнок знает, что его в любой момент спросят и он будет выступать в роли учителя. Чёткая организация работы даёт экономию времени.

3.Отсюда третий этап -перспективная подготовка. Возможность попутного прохождения трудных тем. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника и из дополнительных источников (дидактический материал, карточки). Задания при изучении материала на уроке и домашние задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате нет недостатка времени, а иногда есть даже избыток

Итак, основные этапы работы над трудной темой.

1.Перспективная подготовка, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы.

2.Работа по учебнику, уточнение материала, раскрытие темы. Детям не надо учить формулировки, правила, всё идёт с урока. Домашнее задание доступно, затрат времени минимальный.

3.На уроке возможен дифференцированный подход к опросу.

4. Проверочные работы проводятся в программные сроки на основе глубоко и всесторонне пройденного материала.

Очень бы хотелось, чтобы в 5-м классе, как преемственность, тоже использовалась система перспективно-опережающего обучения.

Литература:

- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.

- С.Н. Лысенкова методом опережающего обучения. Книга для учителя. М.,Просвещение,1988 год

- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М., Педагогическое общество России 2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории.

Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории....

Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в...

ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»

Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

«Использование ПК В системе «знак» для организаций проверки обученности учащихся начальной школы по математике»

АИС”ЗНАК”-инструмент для проверки текущего контроля знаний учащихся,отработки у них навыков решения несложных типичных задач, подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике . Не секрет, что большую часть контин...

Использование системы согласованного обучения в начальной школе как фактор человекосберегающего образования.

Данная статья помогает сохранить здоровье младших школьников при постоянно увеличивающейся нагрузке....

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...