Использование системы согласованного обучения в начальной школе как фактор человекосберегающего образования.
статья по зож на тему

Кузнецова Юлия Рэмовна

Данная статья помогает сохранить здоровье младших школьников при постоянно увеличивающейся нагрузке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование системы согласованного обучения в начальной школе как фактор человекосберегающего образования.

Как часто можно услышать сетования опытных учителей о том, что работать с каждым годом становится труднее: дети  медленнее усваивают новый материал, хуже запоминают, у них неустойчивое внимание.

 Действительно, с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становятся все ниже. За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет менее 10%.  Но только лишь в этом причина  снижения потенциальных возможностей успешного обучения? Не является ли это ответной реакцией на те огромные перегрузки, которые испытывает современный школьник?

Ведь объем информации, который воспринимает человек в современном обществе удваивается каждые 5  лет.

Слова песенки, вызывавшие когда-то добродушную улыбку, «Нынче в школе первый класс вроде института…», приобретают сегодня  буквальное звучание. 

Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок. По  словам медиков в современной  школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию. Как тут не вспомнить Бернарда Шоу, который сказал: «Вколачивать в человека ненужные ему премудрости так же вредно, как кормить его опилками».   

По данным  Института возрастной физиологии, сегодня почти у 70% старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства, включая предболезненные состояния.
Данные Научного центра здоровья детей РАМН говорят о том, что непродуманное реформирование в сфере образования детям нашим обходится очень дорого. Ученые считают, что резкое ухудшение показателей здоровья школьников коренится в таких «прогрессивных» шагах, как начало обучения детей в школе с 6 лет, переход на пятидневную учебную неделю.
40% сегодняшних школьных программ и учебников сориентировано на «продвинутых» детей и соответствующий уровень образования. А сегодня среди школьников брать «высокие планки» в обучении способно только 15%. Доля же одаренных детей – 6%. Нагрузка школьников учебным материалом превышает их познавательные возможности по иностранному языку в 3 раза, по математике в 20 раз!

Это в общеобразовательных школах.

        Посмотрите, ученик начальной школы изучает уже более 10 учебных предметов. А после уроков еще спортивные секции, кружки, занятия в музыкальной или художественной школе. «Переутомление – явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы», - считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма.

Нагрузки неугомонной девочки Лиды, героини известного стихотворения Агнии Барто, у которой "драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота, и за кружок по рисованью тоже все голосовали..." - просто детский лепет в сравнении с теми, что выпадают на долю современных школьников.

        Как же сохранить здоровье наших детей?

Особое место в решении этого вопроса отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений так называемых здоровьесберегающих технологий.

По определению К.Петрова «Здоровьесберегающие образовательные технологии  - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования». (С. 19)

        Во многих школах используются здоровьесберегающие технологии и проводятся различные мероприятия по здоровьесбережению: это  занятия лечебной физкультурой,  оснащение классов специальной зоровьесберегающей мебелью,  формирование здорового образа жизни, различные виды восстанавливающих физкультминуток (пальчиковая гимнастика, гимнастика для опорно-двигательного аппарата, гимнастика для глаз). В школах открываются кабинеты физиотерапии, кабинеты релаксации,  используется программа БОСС.

Недавно, 18 -19 ноября в Москве, прошел Всероссийский съезд школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия». На съезде рассматривался вопрос о здоровьесберегающем обучении.

Было отмечено, что здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. 
Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. 

 Гимназия №271, в которой я работаю, уже с 1999 года является Федеральной экспериментальной площадкой по созданию человекосберегающих факторов внутри образовательного процесса на основе технологии согласованного обучения.

Что же это за технология?

Традиционно, при рассмотрении процесса обучения основное внимание уделяется двум аспектам: формированию знаний и формированию умений, где акцент делается на содержательную сторону образования. При этом умственное развитие учащихся происходит через процесс усвоения знаний. Технологии и методики, используемые при традиционном обучении, затрагивают обычно преподавание какой-то одной учебной дисциплины. А действия преподавателей разных предметов часто не согласованы.

Однако, познание окружающей  действительности в рамках одной науки, а в образовательном процессе – в рамках одной учебной дисциплины невозможно.  По словам Б.А.Комарова, научного руководителя гимназии и преподавателя РГПУ им. А.И. Герцена,: «Формирование целостного миропонимания всегда являлось одной из основных задач обучения. Для рассмотрения всех наук как единого целого необходимо четко представлять логические связи между различными учебными дисциплинами и предметными областями. Формирование устойчивых межпредметных связей должно лежать в основе общеобразовательных программ».  "Перегрузка обусловлена многомерностью и многоаспектностью межпредметных связей в школе". Соответственно, решение проблемы связи предметов в школе, может снять ряд сложностей (в том числе и перегрузку учащихся). Вместе с этим решается проблема жизненности содержания, осваиваемого в школе. В основе этой системы лежит представление о том, что в современном образовании необходимо переносить акценты с содержания на методологический уровень, т.е. сначала обучать школьников основам мыслительных операций, формам познавательного процесса.

Основной момент работы в области технологии - уход от частных предметных методик, нахождение универсального способа действия. Эти универсальные способы действия строятся с опорой на систему мыслительных операций, развитие которых необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах. Такой подход дает возможность видеть единство всех предметов (на разном материале работают по одной системе развития интеллекта: к примеру, используется один алгоритм сравнения).

Таким образом, вычленив методы научного познания общие для большинства учебных предметов, разделив их на отдельные самостоятельные этапы, сопоставив каждому этапу обобщенный прием учебной деятельности, определив доминирующие мыслительные операции, мы не только будем формировать  знания, предусмотренные программой, но также будем целенаправленно формировать методологическую основу  познания.

А  главная задача каждого педагога: научить ученика учиться, т.е. самостоятельно добывать необходимые знания.

«Образование – это то, что остается, когда забыли все, чему учились»,- Вернер Карл Гейзенберг.

Пройдя специальное обучение в рамках повышения квалификации по Системе согласованного обучения, педагоги нашей гимназии успешно используют данную технологию в образовательном процессе.

Начиная с начальной школы, ведется систематическая работа по применению мыслительных операций.

 В рамках ССО определены 6 основных мыслительных операций:

  • Анализ
  • Синтез
  • Обобщение
  • Абстрагирование
  • Перенос
  • Сравнение

Работа ведется поэтапно:

На первом этапе работы (1-2 класс) используются лишь элементы данных операций.

Далее - использование на уроке мыслительных операций  под руководством учителя.

С середины 4-ого класса можно начинать работу по формированию некоторых методов научного познания.

При этом идет систематическая работа по формированию универсального словаря науки.

Выделяются единые понятия, используемые в разных учебных предметах.

Исследуя результаты, полученные при использовании ССО, были сделаны следующие выводы: в классе, где учитель систематически использовал данную технологию, начиная с 1 класса, на  момент перехода в среднее звено, были отмечены:  

  • Высокая мотивация к учебе
  • Хорошее усвоение нового материала
  • Активная работа на уроке
  • Создание и активное использование универсального словаря науки
  • Время на выполнение домашнего задания не увеличивается
  • Стабильно высокое качество знаний

Таким образом, Система согласованного обучения является одной из основных человекосберегающих технологий, т.к. она способствует снижению учебных перегрузок, сохранению высокой мотивации к учебе, интеллектуальному развитию ребенка, хорошему восприятию учебного материала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»

Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение  школьни...

Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)

                                         ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...

«Использование творческих проектных форм обучения в начальной школе - как фактор реализации ФГОС»

Проектная деятельность в школе. Положительные и отрицательные аспекты проектной деятельности....

Система опережающего обучения в начальной школе .

Статья по теме Система  Опережающего  обучения в начальной школе .На чём основывается опережающее обучение в начальной школе ....

Использование современных образовательных технологий в начальной школе для повышения качества образования

По данной теме на заседании ШМО учителей начальных классов были рассмотрены основные педагогические образовательные технологии, их признаки и классификация, использование в урочной и во внеурочной дея...